Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:07, контрольная работа
Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования.
Этносоциологическое изучение современного общества имеет, прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Украины.
1. Понятие социальной структуры общества, основные элементы, типы социальных структур
2. Социальная группа. Социальный состав населения. Социальный класс.
Теория классов К Маркса Теория классов М. Вебера Многокритериальные модели классов.
3. Средний класс. Нормативистский и релятивистский походы к изучению среднего класса.
Средний класс в современной России и его роль в обществе.
4. Социальная стратификация: основные теории. Современное понимание стратификации.
Социальное расслоение. Источники стратификации. Сущность социальной стратификации.
5. Экономическая стратификация. Дифференциация доходов Поляризация доходов.
6. Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность и ее роль в процессе социальной стратификации общества.
7. Социально-классовая структура современной России.
8. Особенности социально-классовой структуры Ярославской области.
9. Правовые проблемы регулирования социально-классовых отношений в России.
Этнос - это основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.). Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из 1) этнического ядра — компактно живущей на определенной территории основной части этноса, 2) этнической периферии — компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, 3) этнической диаспоры — отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.
Этнос может быть весь подразделен на субэтносы — группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров и т.п. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.
Структура этнопсихологических характеристик социальных общностей представляет собой многоуровневую иерархически организованную систему.
Верхний уровень включает ценностные ориентации, средний уровень - социально-психологические составляющие (отношения этноса к разнообразным явлениям окружающей действительности) и общепсихологический уровень, который включает особенности когнитивной сферы и темперамента. Отсюда видно, что социальный уровень представлен ценностными ориентациями. Вместе с тем у каждого этноса ценностные ориентации проявляются в уникальном сочетании общечеловеческих и особенных (специфических) характеристик. Кроме системы ценностей для каждого народа характерна и интенсивность их проявления.
Академиком Ю.В. Бромлеем была разработана классификация этнических общностей, в которой он выделяет среди всей совокупности людских коллективов «основные этнические подразделения» (единицы), представляющие собой совокупности людей, отличающиеся наибольшей интенсивностью проявления этнических особенностей и выступающие в качестве самостоятельных единиц общественного развития.
Элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы) - это наименьшие составные части основной этнической единицы, представляющие собой границу ее делимости. Таковыми являются этнические группы, семьи.
Субэтнические подразделения — это общности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц. Такие общности считаются этнографическими группами.
Межэтническими общностями, или макроэтническими единицами, являются образования, охватывающие несколько основных этнических единиц, однако характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каждая из подобных единиц. Эти этнические общности имеют сходные черты культуры. Таковыми являются языковые семьи или группы (славяне, романо-германцы). В связи с этим может возникать такое явление, когда один человек одновременно входит в несколько этнических общностей различного уровня. Например, украинцы (основной этнографический элемент, этнос), гуцулы (этнографическая группа, субэтнос), славяне (метаэтническая общность). Этнические группы могут быть класси-фицированы и по соответствующим типам (род, кланы, племя, народы, нации).
Первой формой этнической общности является род, кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом, общностью языка, нравов, традиций.
Кланы - это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе наиболее известны шотландские кланы, представляющие собой родовые союзы, политически институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII века. Л. Морган документально обосновал их существование также в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым упрощением можно выделить кланы как родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов, и кланы тотемические, имеющие характер семейных союзов на религиозной почве.
Тотемизм — это религия, основанная на культе животных или растений, считающихся предками клана, на вере в кровное родство между членами клана и каким-либо животным или растением. Члены клана признают себя кровными родственниками. С кланами также связаны явления экзо- и эндогамии, то есть запреты заключения браков внутри или вне клана. Кланы - это группы, характерные для первобытных обществ, но в некоторых формах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или Китае.
В результате объединения нескольких родов и кланов появляется племя - более высокая форма социальной организованности, тип этносоциального организма доклассового общества, характеризующийся общей территорией, экономической общностью, общностью языка, происхождения, кровнородственными связями. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделенной на основе культурных особенностей, религиозных верований. Племена обосабливаются, прежде всего, в силу обладания собственным языком или диалектом, собственными обычаями, характерными именами, выражающими их чувство обособленности.
Племя имеет уже определенный контур внутренней формальной организации, вождя или совет вождей, племенные советы, призванные решать важные для всего племени вопросы, организовывать некоторые совместные действия.
По мере дальнейшего развития этнических объединений на базе рабовладельческого и феодального способов производства сложилась экономическая, языковая, территориальная и культурная общность - народность, характеризующаяся заменой прежних кровнородственных связей территориальными. В обиходном языке народом называются обычно жители деревни (отсюда, например, название польской народной партии - "Stronnictwo Ludowe", объединяющей крестьян). Они уже устойчивым образом связаны с определенной территорией, имеют собственный язык и отчетливо сформировавшуюся и развившуюся культуру, политический строй и сложившуюся систему власти.
Однако главным образом народы различаются на основе их культур. Для обозначения этих культур Уильям Томе создал в 1846 году термин «фольклор», охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т.д. Как видим, термин «народ» относится к очень различным типам общностей и часто речь идет о различных более четко очерченных группах, находящихся в их рамках.
Развитие
капиталистических отношений
3. Нации и современные национальные
отношения
В отечественной и зарубежной литературе встречается множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, "начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…"
Нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена больше или меньше, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов – наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим, "переплавлено" с ним.
Становление нации - процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности. Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн. - идиш. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества.
Национальный вопрос в современных условиях. Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического существования и регулирования этого процесса, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические. Национальный вопрос не остаётся неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержанию реально сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.
Ярко выраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народов и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит фактически во всех регионах мира и в первую очередь в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Весьма активно это происходило и в СССР, а сегодня в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
Среди основных причин этнического возрождения народов и повышения их политической активности называют следующие. Во-первых, стремление народов устранить все элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств. Во-вторых, реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой массовой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате ин национальной самобытности. В ответ на это народы ещё активнее выступают за возрождение своей национальной культуры. В-третьих, желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территориях и играющие важную роль в удовлетворении их жизненных потребностей.
Указанные причины проявляют себя в процессе современного этнического возрождения народов Украины. К ним относятся причины социально-политического характера, связанные со стремлением народа к укреплению и развитию своей национальной государственности, их реакция на разрушительные действия современной технической цивилизации и массовой культуры, а также решимость народа самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами. Он считает, что борьба за экономическую и политическую самостоятельность поможет ему более успешно решать все жизненные проблемы.
Практика, однако, показала, что, во-первых, народу необходимо очень взвешено пользоваться своими политическими правами, ибо он должен учитывать такие же права других народов, а во-вторых, следует всегда помнить, что национальное возрождение любого народа возможно только при его тесном сотрудничестве и реальном (а не мнимом) содружестве с другими народами, с которыми у него исторически сложились экономические политические и культурные связи.
Развивать
взаимовыгодное сотрудничество между
народами можно лишь на основе взаимного
признания и уважения их основных
прав. Эти права закреплены во многих
документах международных организаций,
в том числе Организации