Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение целей и основных направлений социальной политики в Республики Беларусь.
Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
- ознакомление с теоретическими аспектами социальной защиты;
рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике
- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
- изучение проблем и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………......... 3
1. Понятие социальной защиты населения…….…………………….. 5
1.1 Сущность и основные формы социальной защиты……………..... 5
1.2 Принципы и инструменты социальной защиты………………….. 8
2. Организационная структура системы государственного управления в области социальной защиты населения ……………..15
2.1 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как субъект управления, его структура и функции……………..15
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание их деятельности………………………………………………..17
3. Социальное страхование……………………………………….. 19
3.1 Организационная структура государственного социального страхования. Деятельность Фонда социальной защиты населения………19
3.2 Проблемы социального страхования в Республике Беларусь …... 20
3.3 Пути совершенствования пенсионного страхования ………….. 23
Заключение………………………………………………………...... 29
Список использованных источников…………………………….. 31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1. Понятие социальной защиты населения…….…………………….. |
5 |
1.1 Сущность и основные формы социальной защиты……………..... |
5 |
1.2 Принципы
и инструменты социальной |
8 |
2. Организационная структура системы государственного управления в области социальной защиты населения …………….. |
15 |
2.1 Министерство
труда и социальной защиты
Республики Беларусь как |
15 |
2.2 Органы социальной защиты регионального
уровня и содержание их деятельности……………………………………………… |
17 |
3. Социальное страхование……………………………………….. |
19 |
3.1 Организационная структура государственного социального страхования. Деятельность Фонда социальной защиты населения……… |
19 |
3.2 Проблемы социального страхования в Республике Беларусь …... |
20 |
3.3 Пути совершенствования пенсионного страхования ………….. |
23 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список использованных источников…………………………….. |
31 |
Введение
Тема курсовой работы «Система и механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.
Целью курсовой работы является изучение целей и основных направлений социальной политики в Республики Беларусь.
Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
- ознакомление с теоретическими аспектами социальной защиты;
рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике
- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
- изучение проблем и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы явились вопросы проблем и совершенствования пенсионного страхования в Республике Беларусь.
Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь
Основными законодательными актами, используемыми в курсовой работе являются: О повышении пенсий и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2010 г. №544 [7], Об основах государственного социального страхования: закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII [8]. Также в курсовой работе использовались данные, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации.
По данной теме была использована научная литература таких авторов как: Сверж А.И., Лемешевский И.М., А.П.Морова и др.
1 Социальная защита населения
Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.
Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения жизненных основных потребностей.
Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:
- личного характера
(полная или частичная потеря
трудоспособности в связи с
инвалидностью, временная
- порожденные
системными изменениями
Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.
Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни. [4.c. 263]
Социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
В качестве стратегического ориентира для защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.
По формам можно выделить материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.
Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия.
Уровень жизни населения—
это степень обеспеченности населения
необходимыми для жизни материальными,
социальными и духовными
Выделяют четыре уровня жизни населения:
- полный достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
- нормальный уровень - рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
- бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства человеческого капитала;
- нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых приводит к суженному воспроизводству человеческого капитала.
Совокупность
показателей уровня жизни затрагивает
следующие аспекты
- условия жизни и проживания (уровень потребления, степень обеспеченности жильем, уровень здоровья и др.);
- условия труда (санитарно-гигиенические условия, уровень травматизма и профзаболеваний и др.);
- условия развития человека как личности (степень развития социальной сферы, время и интенсивность отдыха, соблюдение прав человека, динамика рождаемости и др.);
- состояние окружающей среды и др.
При этом следует отметить, что указанные показатели предполагают их сравнение с аналогичными за предыдущий период, с аналогичными показателями в другой стране, а также с некоторыми общепризнанными нормативами. [5 с. 254]
Современная экономическая теория использует в качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. [3c. 513]
Понятие «социальная
защита» по-разному
Однако при
всем многообразии подходов к пониманию
роли социальной зашиты, масштабов
охвата населения социальными
В соответствии со сложившейся законодательной практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.
Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности. [13c. 205]
Основополагающим
документом по вопросам социальной защиты
в международном праве является
Конвенция Международной
На основе рекомендаций Международной организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах Северной Европы, наименее - в США, где центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового арбитража.
Несмотря на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации в различных странах.
Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и. прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.
Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.
Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания. [6c. 8]
Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь