Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение целей и основных направлений социальной политики в Республики Беларусь.
Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
- ознакомление с теоретическими аспектами социальной защиты;
рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике
- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
- изучение проблем и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………......... 3
1. Понятие социальной защиты населения…….…………………….. 5
1.1 Сущность и основные формы социальной защиты……………..... 5
1.2 Принципы и инструменты социальной защиты………………….. 8
2. Организационная структура системы государственного управления в области социальной защиты населения ……………..15
2.1 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как субъект управления, его структура и функции……………..15
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание их деятельности………………………………………………..17
3. Социальное страхование……………………………………….. 19
3.1 Организационная структура государственного социального страхования. Деятельность Фонда социальной защиты населения………19
3.2 Проблемы социального страхования в Республике Беларусь …... 20
3.3 Пути совершенствования пенсионного страхования ………….. 23
Заключение………………………………………………………...... 29
Список использованных источников…………………………….. 31

Работа состоит из  1 файл

мой курсач на печать.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Основными задачами установления стандартов являются:

- выравнивание степени  удовлетворения потребностей населения  в

важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;

- повышение  обоснованности формирования республиканских  и местных бюджетов:

- совершенствование бюджетно-финансовых  механизмов реализации социальных  гарантий граждан;

- совершенствование  функционирования учреждений социальной сферы.

Третий принцип  системы социальной защиты - принцип  интегрированности. Данный принцип  определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы  эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.

Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты зачет местного бюджета.

Важную роль в развитии системы социальной зашиты за рубежом играют неправительственные  некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

Хотя неправительственные  некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д.

Таблица 1 – Инструменты политики социальной защиты

Инструменты экономического механизма

Инструменты социального  механизма

Инструменты правового  механизма

1

2

3

разработка  социально-экономических программ;

выплата пособий

активизация деятельности общественных организаций

обеспечение правовой защищенности граждан и др.

оказание социальной помощи и предоставление льгот социально  уязвимым слоям населения;

развитие отношений  социального партнерства

правовая поддержка  союзов потребителей, профсоюзов и  других общественных организаций

индексация  заработной платы;

___

___


Продолжение таблицы 1

1

2

3

предоставление  населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и др.

   

 

Социальная  защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (рис. 1.1). Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Рис.1.1 Основные направления системы социальной защиты

Социальное  страхование основано на уплате страховых  взносов в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов.

Социальная  помощь — оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная  помощь предоставляется в виде льгот  и выплат (см. рис.1.1). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Социальное  обслуживание предназначено для  удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального  обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств.

Социальные  трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности. Они выплачиваются при потере трудоспособности, рождении детей, потере кормильцев или работы и в других случаях. Социальные трансферты предоставляются не только в денежной форме, но и в виде бесплатных услуг здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов, а также в виде льготного налогообложения.

Целью социальных трансфертов являются гуманизация  отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. [5 с. 263]

Система социальной защиты реализуется через систему  прав и гарантий. Частные лица могут  иметь право на определенные пособия  благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие из Фонда занятости с учетом нынешнего или прошлого вклада. В большинстве промышленно развитых государств система социальной защиты включает также государственную помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума».

По уровню гарантий, предоставляемых населению, все  системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно  разбить на две группы: немецкую и английскую. Немецкая, «бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), останавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Английская, «бевериджская» (по имени также ее родоначальника - Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. [4 с. 268]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организационная структура системы государственного управления в области социальной защиты населения

2.1 Министерство  труда и социальной защиты  Республики Беларусь как субъект  управления, его структура и функции 

 

С организационно-управленческой точки зрения социальная защита Республики Беларусь представлена широкой сетью  государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты. Министерство труда и социальной защиты – это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления. Министерство осуществляет руководство подчиненными организациями, утверждает их уставы (положения), принимает решения о создании, реорганизации, дает разрешение на осуществление ими деятельности, приносящей доходы. Оно осуществляет методическое руководство и помощь своим организациям, организует научно-исследовательскую работу, обобщение лучшего опыта и его распространение, контролирует деятельность подчиненных служб.

Министерство  осуществляет функции связи с  населением, регулярно информирует его по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, ведет прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Министерства. Служба Министерства труда и социальной защиты осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством и др.) Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование ее структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы. Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты. Современная структура Министерства существенно отличается от предыдущих структур бывших двух министерств: укрупнились и получили новое названия и новые функции все основные подразделения, отражающие новые явления в организационно-управленческой деятельности и практике социальной защиты различных слоев населения. В Министерстве функционируют Главные управления и управления, объединяющие отделы и сектора, Департамент государственной инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения с правами юридического лица.

В структуре  Министерства появился ряд новых  подразделений. Это Управление внешних  связей и партнерской политики, в  задачи которых входит тесное взаимодействие с Международной организацией труда (МОТ). Организовано Управление автоматизации и информационных технологий, внедряется автоматизированная система обработки документов, расчетов, выплат пенсий и пособий. Особенностью национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты является заметная централизация на высших уровнях, что связано с особенностями и сложностями переходного, модернизированного периода развития белорусского общества. Вместе с тем, на низовом уровне активно идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включая в эту работу других организаций, групп людей и отдельных личностей нацеленных на оказание помощи и поддержки различным слоям населения. [3 с 3]

2.2 Органы  социальной защиты регионального уровня и содержание их деятельности

На областном, городском и районных уровнях  службы Министерства труда и социальной защиты организованны по линейной (бюрократической) структуре – сверху вниз – в  с соответствии с содержательными  направлениями деятельности. Это структуры служб занятости, инспекций труда, а также службы социальной защиты.

В реализации государственной  политики в области социальной защиты и социального обслуживания, семейной и гендерной политики, социальной поддержке ветеранов и инвалидов на областном уровне решающую роль играют Комитеты по труду и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома, региональные структуры Фонда социальной защиты.

В системе орг. структур социальной защиты населения  Республики Беларусь важное место принадлежит структурам городского и районного уровней. Здесь функционируют городские, районные управления по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов. Упорядочена и централизована сеть государственных учреждений социального обслуживания, входящих в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Образованы и повсеместно действуют Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым, инвалидам, женщинам.

В деятельности социальных служб на местах выделяется два направления: специализированное и комплексное оказание социальных услуг. Специализированные структуры  осуществляют профилактическую работу и прямое оказание помощи конкретным социальным группам по разным направлениям. Комплексные учреждения осуществляют самую разнообразную деятельность от возможностей материальной помощи, до медико-психологической помощи до простого человеческого общения и внимания.

Структуру системы  занятости образуют Управления областных служб занятости, Минский городской центр занятости, региональные, городские, районные центры занятости населения, центры профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения, Республиканский, областные и региональные центры профессиональной ориентации молодежи. Проблемами трудовой деятельности занимаются областные и Минское городское управление инспекций труда, межрайонные инспекции труда, областные и Минская городская экспертизы условий труда. [3 с. 5]

 

 

 

 


Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь