Социально рыночное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:53, реферат

Описание

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Работа состоит из  1 файл

соц рынок.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

     Целевые производственно-потребительские программы  должны сочетаться с другими социальными  программами, в том числе такими, как "Заработная плата", "Адресная помощь нуждающимся", "Занятость" "Жилищное строительство", "Социальное страхование", "Охрана труда", "Социальное партнерство", "Развитие социальной сферы", "Информационное обеспечение", "Участие в управлении", "Подготовка кадров" и др. Каждая из этих программ должна иметь четкие временные цели, выверена на социальные последствия, иметь правовое, финансовое, информационное и кадровое обеспечение.

     Переход на программно—целевой метод организации  социального рыночного хозяйства, ориентированного на социальные нормы  и нормативы, позволит в числе  других антикризисных мер преодолеть "остаточный подход" к социальному развитию и обеспечить про — ведение эффективной социальной политики. Осуществление этих программ не должно строиться на административно — командных методах. Под каждую программу необходимо законодательными и распорядительными мерами создать экономические механизмы, стимулы и условия, побуждающие инвесторов, производителей, индивидуальных вкладчиков сосредоточить силы и средства на отечественном производстве социально значимых товаров и услуг. Это и будет означать поворот экономики и реформ лицом к Человеку.

     Реализация  целевых программ будет способствовать успешному решению актуальных социально  — экономических задач, намеченных программой социальных реформ в Российской Федерации на пери — од 1996—2000 годов, принятой в феврале 1997 г. На основе анализа и тенденций изменений в социальной сфере в ней определены главные цели и приоритетные направления социальных реформ. Стратегическими целями социальной политики являются:

• достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

• обеспечение  эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

• гарантия конституционных прав граждан в  области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

• переориентация социальной политики на семью, обеспечение  прав и социальных гарантий, предоставляемых  семье, женщинам, детям и молодежи;

• нормализация и улучшение демографической  ситуации, снижение смертности населения, особенно детской, и граждан трудоспособного возраста;

• существенные улучшения социальной инфраструктуры. Для достижения этих целей предложено:

• восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего ста — мула развития производства и повышения трудовой активности paботников;

• обеспечить справедливое распределение доходов  на основе совершенствования системы  индивидуального налогообложения  доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходами;

• стимулировать  использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для  инвестирования и кредитования социально  значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;

• обеспечить взвешенность в политике занятости  с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;

• усилить  адресность социальной поддержки нуждающихся  граждан на основе учета материального  положения семей и заяви— тельного принципа назначения пособий;

• создать  полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

• повысить роль социального страхования как  важнейшего механизма защиты граждан  при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

• обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Специальный раздел Программы посвящен реформе  в сфере труда и трудовых отношений, в котором большое внимание уделено оплате труда. В нем предусмотрено обеспечение роста реальной заработной платы, как главного источника денежных доходов населения.

Развитию  социального рыночного хозяйства  особое значение придают и законодательные органы. В феврале 1998 г. Совет Федерации провел круглый стол на тему "Финансовые основы экономического роста в России". В принятых рекомендациях для решения проблем перехода страны к устойчивому экономическому росту предлагается осуществить следующие меры:

1. Ускорить  разработку проектов законов  об управлении государственным  долгом, об управлении Бюджетом  развития Российской Федерации,  о защите конкуренции на рынке  финансовых услуг, о несостоятельности  и банкротстве кредитных учреждений, о гарантировании вкладов граждан, об ипотечном кредитовании, о деятельности инвестиционных банков, о развитии кредитной кооперации.

2. Внести  изменения в Федеральный закон  "О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)" (в  части уточнения норм по публичной отчетности и ответственности Центрального банка в рамках Конституции Российской Федерации).

3. Обеспечить  скорейшее принятие Бюджетного  и Налогового кодексов Российской Федерации.

4. Завершить  формирование базового законодательства  для инвестиционной деятельности.

В области инвестиционной политики:

1. Активизировать  государственную поддержку инвестиций  на основе регулирования процентных  ставок, использования государственных  гарантий, средств Бюджета развития  Российской Федерации, формирования  инвестиционных институтов.

2. Обеспечить  целевое регулирование денежных  потоков для удержания их в  производственном секторе экономики.

3. Принять  меры, направленные на повышение  ответственности юридических и  физических лиц за неэффективное  управление государственными промышленными предприятиями, а также предприятиями, акции которых закреплены в федеральной собственности.

4. Обеспечить  условия для развития интеграционных  процессов в промышленности путем  создания разнообразных форм  кооперации, интеграции и специализации производственных, научно-исследовательских, торговых и финансовых организаций.

5. Разработать  с привлечением представителей  субъектов Российской федерации  и предпринимательских кругов  новую Комплексную программу  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций.

6. Снизить  налоги в производственной сфере,  прежде всего путем освобождения от налогообложения расходов на цели развития, внедрение инноваций, научные разработки, пополнение оборотных средств.

7. Содействовать  трансформации сбережений населения  в инвестиции, создавая необходимые  для этого правовые и организационные  условия.

8. Перейти  к проведению открытой инвестиционной  политики, направленной на предоставление  полной и достоверной информации  о заемщике.

     Комитет по вопросам социальной политики Совета Федерации в апреле 1998 г. провел парламентские  слушания на тему: "Об упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики". В принятых рекомендациях подчеркивается: чисто монетаристский подход к социальной сфере (ориентации на минимизацию государственных социальных гарантий) неприемлем, а роль государства в социальном процессе не должна сводиться к роли "ночного сторожа". Эта роль — активная и регулирующая, преобладающая в разработке и осуществлении социальной политики. Социальные задачи неотделимы от экономической политики. Стратегия устойчивого экономического роста — требование сегодняшнего дня, императив государственной политики. Все среднесрочные меры социального развития должны ориентироваться на подъем производства как основу решения социальных проблем, на разрыв порочного круга сокращения производства, сжатия бюджета, снижения социальных расходов. Реальный сектор экономики и трудовые отношения — фундамент и общеэкономической стратегии, и социальных концепций. Основа решения вопросов финансирования социальной сферы — не столько перераспределение доходов, сколько меры, ведущие к росту производительности. Один из основных принципов обеспечения единства экономической и социальной политики — решение на практике вопросов социального партнерства, в частности, нормативное регулирование системы генеральные — отраслевые тарифные соглашения — коллективные договора.

     Преодоление "отраслевого" подхода к социальной сфере. Концептуальное и практическое требование — сведение "отраслевых" социальных реформ в единый комплексный  подход. Различные стороны социальной сферы нельзя развивать, а тем более реформировать отдельно. Необходимо сопряжение темпов экономических и социальных преобразований, тенденций перекладывания части социальных расходов на плечи населения с ростом доходов, темпов отхода государства от социального патернализма и формирования эффективного собственника. Это предполагает системный подход при оценке социально — экономического положения и при формировании социальной политики.

     В рекомендациях отмечается, что адресность — перспективный, но не универсальный принцип социальной защиты. Он необходим на уровне социальной поддержки. Есть однако и уровень социальных гарантий — распространяющихся на всех граждан. Сферу адресности необходимо четко очерчивать, учитывая, что: 1) организационные формы адресной поддержки делают существенно дороже весь механизм ее осуществления; 2) адресный принцип может вступать в противоречие с перспективными задачами социальной политики — переносом центра тяжести от прямой помощи нуждающимся к инвестициям в развитие человеческого капитала.

     Весьма  активную работу в разработке и реализации курса на социально — ориентированное  рыночное хозяйство проводит и нижняя палата (Дума) Федерального собрания Российской федерации, широко используя при  этом научный потенциал. Так, в Договоре о сотрудничестве Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике и Академии труда и социальных отношений предусмотрено, что Комитет регулярно проводит научные консультации с учеными и специалистами Академии по актуальным проблемам законотворческой деятельности в сфере социально-трудовых отношений в контексте формирования правового обеспечения становления и развития России как правового, демократического социального государства; с учетом текущего и перспективного плана законотворческой работы Комитет привлекает Академию к разработке предложений по концепции отдельных законопроектов и их содержанию; направляет в Академию проекты законов по социально — трудовым вопросам для проведения научной экспертизы; участвует в проводимых Академией научных и научно — практических конференциях, семинарах, совещаниях, заседаниях, "круглых столах" и др. формах общественного обсуждения актуальных проблем социальной политики.

     Прочным фундаментом социального государства  может быть только стабильная и эффективная экономика. Непременным условием для этого необходимо сделать производственную сферу не только экономически выгодной, но и самой престижной сферой приложения капитала. В этой связи уместно привести .выдержку из выступления Ю.М.Лужкова о необходимости различать производительный и паразитический капитал. Если мы, сказал он, хотим жить в стабильном, здоровом и процветающем государстве, в котором низок уровень преступности, в котором надежно защищены гражданские права и имущественные интересы людей, мы должны подавить развитие паразитического капитала и создать условия (т.е. налогово-правовую среду) для развития капитала производственного. Как только народ какой — либо страны успешно решает эту задачу, это сразу проявляется в таких объективных показателях, как численность населения, продолжительность и качество жизни, рождаемость, доля нации в потреблении глобальных ресурсов и ряде других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социально рыночное хозяйство