Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:53, реферат
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.
Целевые
производственно-
Переход
на программно—целевой метод организации
социального рыночного
Реализация целевых программ будет способствовать успешному решению актуальных социально — экономических задач, намеченных программой социальных реформ в Российской Федерации на пери — од 1996—2000 годов, принятой в феврале 1997 г. На основе анализа и тенденций изменений в социальной сфере в ней определены главные цели и приоритетные направления социальных реформ. Стратегическими целями социальной политики являются:
• достижение
ощутимого улучшения
• обеспечение
эффективной занятости
• гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
• переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
• нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской, и граждан трудоспособного возраста;
• существенные улучшения социальной инфраструктуры. Для достижения этих целей предложено:
• восстановить
роль доходов от трудовой деятельности
как основного источника
• обеспечить
справедливое распределение доходов
на основе совершенствования системы
индивидуального
• стимулировать
использование доходов от трудовой
и предпринимательской
• обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
• усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заяви— тельного принципа назначения пособий;
• создать
полноценные условия
• повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
• обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.
Специальный раздел Программы посвящен реформе в сфере труда и трудовых отношений, в котором большое внимание уделено оплате труда. В нем предусмотрено обеспечение роста реальной заработной платы, как главного источника денежных доходов населения.
Развитию
социального рыночного
1. Ускорить
разработку проектов законов
об управлении государственным
долгом, об управлении Бюджетом
развития Российской Федерации,
2. Внести
изменения в Федеральный закон
"О Центральном банке
3. Обеспечить скорейшее принятие Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации.
4. Завершить
формирование базового
В области инвестиционной политики:
1. Активизировать
государственную поддержку
2. Обеспечить
целевое регулирование
3. Принять
меры, направленные на повышение
ответственности юридических и
физических лиц за
4. Обеспечить
условия для развития
5. Разработать
с привлечением представителей
субъектов Российской
6. Снизить
налоги в производственной
7. Содействовать
трансформации сбережений
8. Перейти
к проведению открытой
Комитет по вопросам социальной политики Совета Федерации в апреле 1998 г. провел парламентские слушания на тему: "Об упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики". В принятых рекомендациях подчеркивается: чисто монетаристский подход к социальной сфере (ориентации на минимизацию государственных социальных гарантий) неприемлем, а роль государства в социальном процессе не должна сводиться к роли "ночного сторожа". Эта роль — активная и регулирующая, преобладающая в разработке и осуществлении социальной политики. Социальные задачи неотделимы от экономической политики. Стратегия устойчивого экономического роста — требование сегодняшнего дня, императив государственной политики. Все среднесрочные меры социального развития должны ориентироваться на подъем производства как основу решения социальных проблем, на разрыв порочного круга сокращения производства, сжатия бюджета, снижения социальных расходов. Реальный сектор экономики и трудовые отношения — фундамент и общеэкономической стратегии, и социальных концепций. Основа решения вопросов финансирования социальной сферы — не столько перераспределение доходов, сколько меры, ведущие к росту производительности. Один из основных принципов обеспечения единства экономической и социальной политики — решение на практике вопросов социального партнерства, в частности, нормативное регулирование системы генеральные — отраслевые тарифные соглашения — коллективные договора.
Преодоление "отраслевого" подхода к социальной сфере. Концептуальное и практическое требование — сведение "отраслевых" социальных реформ в единый комплексный подход. Различные стороны социальной сферы нельзя развивать, а тем более реформировать отдельно. Необходимо сопряжение темпов экономических и социальных преобразований, тенденций перекладывания части социальных расходов на плечи населения с ростом доходов, темпов отхода государства от социального патернализма и формирования эффективного собственника. Это предполагает системный подход при оценке социально — экономического положения и при формировании социальной политики.
В рекомендациях отмечается, что адресность — перспективный, но не универсальный принцип социальной защиты. Он необходим на уровне социальной поддержки. Есть однако и уровень социальных гарантий — распространяющихся на всех граждан. Сферу адресности необходимо четко очерчивать, учитывая, что: 1) организационные формы адресной поддержки делают существенно дороже весь механизм ее осуществления; 2) адресный принцип может вступать в противоречие с перспективными задачами социальной политики — переносом центра тяжести от прямой помощи нуждающимся к инвестициям в развитие человеческого капитала.
Весьма активную работу в разработке и реализации курса на социально — ориентированное рыночное хозяйство проводит и нижняя палата (Дума) Федерального собрания Российской федерации, широко используя при этом научный потенциал. Так, в Договоре о сотрудничестве Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике и Академии труда и социальных отношений предусмотрено, что Комитет регулярно проводит научные консультации с учеными и специалистами Академии по актуальным проблемам законотворческой деятельности в сфере социально-трудовых отношений в контексте формирования правового обеспечения становления и развития России как правового, демократического социального государства; с учетом текущего и перспективного плана законотворческой работы Комитет привлекает Академию к разработке предложений по концепции отдельных законопроектов и их содержанию; направляет в Академию проекты законов по социально — трудовым вопросам для проведения научной экспертизы; участвует в проводимых Академией научных и научно — практических конференциях, семинарах, совещаниях, заседаниях, "круглых столах" и др. формах общественного обсуждения актуальных проблем социальной политики.
Прочным
фундаментом социального