Социально значимая деятельность религиозных некоммерческих организаций в Красноярском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:26, реферат

Описание

Анализ ситуации в сфере национальных и религиозных отношений, духовного образования в Красноярском крае. Оценка работы религиозных некоммерческих организаций в социальной сфере в данном регионе.

Содержание

Введение ........................................................................................................... 3
1. Религиозная ситуация, сложившаяся в Красноярском крае ..................... 6
2. Положение дел в сфере духовного образования в Красноярском крае ..... 10
3. Деятельность религиозных и национальных сообщества
в социальной сфере на территории Красноярского края.................................. 12
Заключение ...........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Религия - реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М.Ф. Решетнёва» 

Кафедра философии и социальных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Социально значимая деятельность религиозных некоммерческих организаций в  Красноярском крае 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  студент группы ОС-71

                  Баскаков  И.А.

 

                  Проверил:

                  к.ф.н., доцент

                  Козловская  В.А. 
                   
                   

Красноярск 2010

 

Оглавление 

Введение ........................................................................................................... 3

1. Религиозная ситуация, сложившаяся в Красноярском крае ..................... 6

2. Положение  дел в сфере духовного образования  в Красноярском крае ..... 10

3. Деятельность религиозных и национальных сообщества

в социальной сфере  на территории Красноярского края.................................. 12

Заключение ........................................................................................................... 16

 

       Введение 

     После распада СССР начался новый этап в развитии Российской Федерации, и как центру, так и регионам приходится искать ответы на самые разнообразные вопросы национальных и религиозных отношений. Отсутствие целостного, обобщенного представления о перспективах развития страны и стратегии ее реформирования, а также отказ от прежней системы ценностей привели к образованию определенного вакуума в сознании людей и к потере привычных ориентиров в поведении. Закономерно, что в этих условиях все более заметную роль в жизни общества стала играть религия. Значительно возросла активность религиозных организаций в общественно - политической жизни края, наметилась тенденция влияния в различных сферах жизни общества.

     Необходимо  признать, что возросло влияние религии и в сфере межнациональных отношений. Проблемы национальной политики в Красноярском крае на современном этапе весьма актуальны. В регионе насчитывается свыше 120 национальностей, проживающих во всех городах и районах Красноярского края. Национальный аспект пронизывает различные стороны жизнедеятельности края: его историю и экономику, культуру и духовную сферу, общественную жизнь и политику, правовое и информационное поле. Положение дел дополняется непростой демографической ситуацией и слабоуправляемыми миграционными процессами, которые тоже зачастую приобретают национальный оттенок.

     Феномен многонационального состава населения  оказывает самое непосредственное влияние на социально - экономическую  и общественно - политическую жизнь  края, в силу чего одним из самых приоритетных направлений государственной политики Красноярского края должна стать национальная политика.

     В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 г., утвержденной Указом Президента РФ, говорится о том, что «своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального начал». А экстерриториальная национально - культурная автономия, является средством решения национальных проблем. Российская практика показала также, что в силу этнокультурной специфики, благоприятные условия для развития народов и малочисленных этнических групп, не имеющих своей государственности, объективно существуют не только в национальных республиках, но в рамках национально-культурных автономий, развитых в Красноярском крае, при высоком уровне их развития и поддержки со стороны государства. 

     Исходя  из темы, объектом работы являются религиозные и национальные некоммерческие организации.

     Предметом – социально значимая деятельность религиозных и национальных некоммерческих организаций на территории Красноярского края. 

     Цель – описание социально значимой деятельности религиозных институтов Красноярского края. 

      Задачи:

      1. Рассмотреть ситуацию в сфере национальных и религиозных отношений в Красноярском крае;

      2. Рассмотреть ситуацию в сфере духовного образования в Красноярском крае;

      3. Рассмотреть ситуацию работы в социальной сфере религиозных НКО в Красноярском крае.

      4. Сделать выводы. 

      Данная  работа может послужить учебным  пособием для углублённой подготовки по предметам «Религиоведение», «Социальная работа», а так же будет интересна для общего развития.

 

1. Религиозная ситуация, сложившаяся в Красноярском крае1 

     После принятия федерального законодательства в области свободы совести  в 1991 г. в Красноярском крае начинается бурный рост религиозных организаций Красноярского края, который к 2004—2005 годам завершился стабилизацией их числа на уровне 260— 270 объединений более чем тридцати различных направлений. При этом удельный вес новых, «нетрадиционных» для региона организаций оказался ничтожно мал — менее 5%.

     Наибольшим влиянием в регионе пользуется воссозданная в 1991 году Красноярская епархия Русской православной церкви. На начало 2005 г. епархия имела 230 приходов практически во всех городах и районах края, объединенных в шесть благочиний. Функционируют 217 культовых зданий (помещений), в т. ч. девять соборов, шесть монастырей, 137 отдельно стоящих храмов, 16 больничных и 28 тюремных храмов, 21 часовня. Созданы различные церковные учреждения, общественные организации, братства и сестричества, воскресные школы, творческие и молодежные хоры, работают епархиальные и приходские СМИ, ведется активная издательская и просветительская работа.

     Достаточно  независимо продолжают существовать старообрядцы. Их общины и группы помимо двух зарегистрированных организаций имеются еще примерно в 40 селениях 15 северных и южных районов края. Количественно преобладают беглопоповцы часовенного согласия, довольно многочисленны поповцы Белокриницкой иерархии («австрийцы») и древлеправославные христиане. Имеются также малочисленные группы беспоповцев: поморцы, филипповцы, титовцы, дырники и др.

     Свои  иерархии или развернутую структуру  имеют в регионе мусульмане, иудеи, католики, лютеране, баптисты, адвентисты и др. Наиболее динамично развиваются протестантские объединения, на их долю приходится 43% всех зарегистрированных в крае религиозных организаций.

     Постепенно  усиливает свое влияние ислам. В  настоящее время в крае проживают  представители 42 народов, придерживающихся мусульманской религии или традиции, общей численностью свыше 110 тыс. человек. В конце 2001 г. было образовано Единое духовное управление мусульман Красноярского края.

     Новым явлением для региона стало образование  общины Армянской апостольской церкви. В церемонии освящения единственного за Уралом армянского храма Сурб Саркис в мае 2003 года принял участие Верховный Патриарх — Католикос всех армян Гарегин II.

     На  юге Красноярского края проживают  последователи Церкви Последнего завета (общины Виссариона) — крупнейшего  неокульта отечественного происхождения. Для них характерны: высокая компактность проживания более чем в 50 населенных пунктах Курагинского и Каратузского районов, особенности социального и национального состава общинников, специфика трудовой и хозяйственной деятельности (развитие ремесел), своеобразие в сфере здравоохранения, образования, рациона.

     Помимо  этого на территории края в 1990-е годы появились буддисты, мормоны, кришнаиты, приверженцы веры Бахаи и другие культы.

     В Красноярском крае развивается конструктивный диалог органов государственной власти с церковными институтами религиозного сообщества. В мае 2003 года был создан Межрелигиозный совет Красноярского края, куда вошли руководители православной, мусульманской и иудейских региональных иерархий. Целью его создания является координация деятельности ведущих религиозных традиций в деле укрепления и развития их диалога между собой и с государственной властью, обеспечения межнационального мира и стабильности в регионе.

     С декабря 2003 года краевые власти стали  практиковать проведение межконфессиональных совещаний на очень широкой вероисповедной основе. В них принимают участие духовные лидеры, представляющие три четверти всех зарегистрированных в регионе религиозных объединений. В 2004 году на Четвертом межконфессиональном форуме было принято решение о преобразовании совещания в постоянно действующую Палату религий Гражданской ассамблеи Красноярского края.

     На современном этапе органы государственной власти уделяют особое внимание «мусульманской» теме. В январе 2002 года создается Совет мусульман Красноярского края, в который вошли представители духовенства и светской власти, лидеры всех национально-культурных объединений этнических мусульман. Основные направления деятельности Совета — воспитательная работа среди этнических мусульман в воинских подразделениях и пенитенциарной системе, взаимодействие с межрелигиозным сообществом, представителями СМИ и силовых структур, проведение праздников, просветительских и гуманитарных акций.

     С конца 2005 г. активно действует Комитет глав христианских церквей Енисейского региона, объединивший большую часть протестантских церквей Красноярья.

     На 1 января 2008 года по данным управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю зарегистрировано 273 религиозных организаций (в т.ч. 5 централизованных) более чем трех десятков религиозных направлений.  

Таблица. Динамика движения зарегистрированных религиозных организаций  Красноярского края с северными округами (по состоянию на 1 января 2009 года)

Наименование  конфессии 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Русская православная церковь 87 103 102 103 104 107 110 109
Старообрядцы 5 2 2 2 2 2 2 1
Истинно-православная церковь 1 1 1 1 3 3 3 3
Армянская  апостольская церковь 1 1 1 1 1 1 1 1
Римско-католическая церковь 25 13 15 14 14 14 14 14
Ислам 9 8 9 9 12 14 16 15
Иудаизм 7 6 6 7 8 8 8 6
Буддизм 1 1 1 1 1 2 2 3
Лютеране 5 7 7 7 7 7 7 6
Свидетели Иеговы 18 18 18 16 18 18 18 17
Адвентисты  седьмого дня 10 11 11 10 10 11 11 9
Евангельские  христиане-баптисты 29 30 33 32 31 32 31 29
Евангельские  христиане и христиане веры евангельской (пятидесятники) 39 43 44 40 46 49 52 55
Церковь последнего завета 1 1 1 1 1 1 1 1
Прочие 4 4 4 4 4 4 4 4
ИТОГО 242 249 255 248 263 273 280 273

Информация о работе Социально значимая деятельность религиозных некоммерческих организаций в Красноярском крае