Социальное обслуживание пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание

Постоянное возрастание доли пожилых становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.
Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Содержание

Введение……………………………………………..…………….…………..…….3
1. Принципы, формы социального обслуживания пожилых и старых людей…..5
2. Организация социального обслуживания пожилых и старых людей…………7
Заключение…………………………………………………………………..……...27
Список использованных источников.....…………………………….……………28

Работа состоит из  1 файл

конт. р. соц геронтология.docx

— 29.19 Кб (Скачать документ)

Другим типом задавания "хороших" вопросов является так называемый 
"круговой опрос". Он применяется в семейной терапии и позволяет оценить взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления одному из членов семьи возможности прокомментировать взаимоотношения двух других членов, их поведение. Круговой опрос выявляет различные позиции участников, дает новую информацию о том, как третья сторона видит взаимоотношения между двумя другими членами семьи.

Хороший социальный работник обладает шестью качествами:

1. Симпатия или понимание – попытка видеть глазами другого.

2. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

3. Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему.

4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.

5. Искренность, умение вести естественно во взаимоотношениях.

6. Сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Представляют особую трудность для начинающих социальных работников умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно рекомендации:  необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека; иметь навык межличностного общения; умело задавать вопросы;  устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, изучив данный раздел, автор считает, что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать.

Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ.

Оценочный анализ – это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки.

Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации.

Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.

Иногда начинающие путают термины "оценка"и "оценочный анализ". Разница между ними заключается в том, что оценочный анализ представляет собой исследовательский процесс изучения, а не просто оценку, т.е. не составление досье на кого-то для представления в суд, а длительный процесс постоянного накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы сформулировать план его "лечения".

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е. автор разрабатал модели, разделяющие цели и средства.

Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их.

Анализ рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится.

В реальности, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета.

Исследования, касающиеся, должно выявлено в процессе оценочного анализа показывают, в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента, собирается объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, сущность индивида.

Оценочный анализ – процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, оказания возможных услуг.

Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

Исходя, из этого можно рекомендовать:

1. Развивать самоконтроль при рассмотрении полученных данных.

2. Быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо.

3: Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. Работник организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых, может происходить на дому, в центре или больнице.

Ведение записей, считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты.

В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.

Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.

Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне –, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной заранее закодированной информацией и для записей личных характеристик каждого клиента пожилого возраста.

Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников.

Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена матрица – 7 дней недели. По вертикали – дни недели, по горизонтали 
– критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период.

Входят детали, касающиеся проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является Информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, "обед на колесах", дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей.

Роль социального работника во время пребывание жилых людей в приемно-карантинном отделении дома-интерната состоит в том, чтобы разъяснить функции учреждения, ознакомить поступивших с распорядком и с расположением бытовых служб и медицинских пунктов, часами работы администрации и т.д.; провести ба ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожилых людей, решивших поступить в эти учреждения, во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности.

Более полному информированию пожилых людей в доме-интернате уже с первых дней пребывания их в учреждении может способствовать наличие стенда с расположением основных разделов работы, альбома с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга.

Роль социального работника состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересе установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, также преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д.

Во избежание разрыва с прежним привычным образом жизни с целью осуществления возможности получения информации об общественной жизни. В этих обстоятельствах социальный работник, обладал определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты врачом и медицинским персоналом, используя данные истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека знакомится и с состоянием его здоровья, возможностями к передвижению и сохранности к самообслуживанию.

Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии или социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям.

Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в доме-интернате постоянно или вернуться к привычному окружению.

Общение пожилых людей носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими.

Известно, что одной из причин эмоционального напряжения может явиться слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информационную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к стремлению к изоляции.

На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой, которая включает создание благи приятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга.

Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием.

Необходима помощь и поддержка проявлениям социальной активности в различных видах деятельности пожилых людей.

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стериотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения.

Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп обобщения и релаксационных.

Дискуссионные группы, как правило, не требуют специального подбора слушателей.  Группы общения требуют предварительного отбора желательно формировать их из лиц, не находящихся в межличностных конфликтах. Цель группы - сознательное к чувствам своим и другого осознание самого себя, развитие Межличностного доверия.

Официальные и неофициальные организации должны принимать во внимание особые нужды престарелых и учитывать их в нынешних программах и в планах на будущее. Следует признать и поощрять важную роль, которую могут играть кооперативы в предоставлении подобных услуг. В таких кооперативах могли бы также принимать участие престарелые либо в качестве полноправных членов, либо в качестве консультантов.

Информация о работе Социальное обслуживание пожилых людей