Социальное обучение будущих родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства.
С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль – родителей.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 42.89 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Качество  воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое  здоровье личности последующих поколений.

     Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного  взаимодействия зависит от состояния  родительства.

       С появлением ребенка в семье,  супруги сознательно или неосознанно  приобретают новую роль – родителей.

     Готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность. Это связано как с ростом демографических проблем, например, снижением потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью - ролью родителя.

     Этап  ожидания ребенка при этом является переломным этапом в формировании как материнского, так и отцовского отношения. Именно этот этап находится сегодня в центре многих исследований.

     Успешное  воспитание детей в большой мере зависит от умения родителей создать  необходимые условия для нормального  развития ребенка.

     На  молодых родителей оказывается  постоянное давление со стороны авторитетных источников (телевидение, средства массовой информации) как необходимо ухаживать  за ребенком и как надо его воспитывать. Выбирая свой стиль поведения  во взаимодействии с ребенком, мать и отец оказываются в ситуации неопределенности и могут испытывать неуверенность в себе, чувство  вины. Все это определяет потребность  в социальном и психологическом сопровождении семьи и семейного воспитания. 

     Социальное  обучение будущих родителей призвано сформировать общественно приемлемую родительскую позицию, освоить новые  социальные роли.

     Объектом  курсовой работы являются будущие родители.

     Предметом курсовой работы являются социальное обучение будущих родителей.

     Методы  исследования:

     1. Теоретический анализ литературы.

     2. Эмпирические методы (анкетирование, тестирования).

     3. Статистические методы обработки данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Теоретическая основа социального обучения будущих родителей 

     В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно  медиков. Что само по себе очень важно.

     Однако  существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в  этот трудный период, в разрешении которых требуется социальная и психологическая помощь.

     Медицинская помощь имеет целью формирование здорового ребенка и сохранение здоровья матери. Однако в начальный  период развития закладывается не только физическое, но и психическое здоровье ребенка и такие важные характеристики личности, как отношение к себе и окружающим, эмоциональный и  интеллектуальный потенциал, стереотип  поведения при столкновении с  трудностями и, в определенной степени, характер и судьба человека, а также основа новых социальных ролей и отношений внутри семьи.

     Для этого надо предоставить семье возможность  обратиться к специалистам, которые  помогут сформировать родительскую ответственность и компетентность, приобрести знания в области обучения и воспитания младенцев (ибо первый институт формирования и обучения ребенка  – это семья), диагностируют и  скорректируют на раннем этапе возможные отклонения, обучат новым социальным ролям родителей.

     Если  медицинское обслуживание направлено на мать и на ребенка, то специалист социальной работы рассматривает семью как целостное социальное, психологическое и духовное образование. Семья проходит кризисный период в своем развитии в связи с принятием женщиной и мужчиной новых социальных ролей, ответственности за ребенка, новых обязанностей, изменением отношений внутри семьи и семьи с обществом. В такой сложный момент многие семьи нуждаются в квалифицированной психосоциальной помощи.

     Ценностные  ориентации, нормы и правила, действующие  в современном обществе в отношении  воспитания детей, не всегда совпадают  с личностными установками будущих  родителей, что может привести к  различного рода социальным конфликтам.

     Социальное  обучение будущих родителей включает

  • выработку внутренней родительской позиции, предполагающей позитивное отношение к ребенку и готовность принимать на себя ответственность за его воспитание и развитие.
  • познание и принятие социальных установок, живущих в определенной нации, социальном и культурном слое, семейных традициях. Если до беременности молодые люди могли не задумываться об этих вопросах, то сейчас эта информация часто находит их сама через рассказы и поучения родных и знакомых.
  • информацию о том, как именно следует ухаживать за ребенком, как нужно воспитывать его
  • определение возможных изменений в бытовой сфере и выработку новых договоренностей между супругами, определение новых сфер обязанностей и ответственности.

     Важным  аспектом социального обучения родителей  является определение готовности к  родительсту. Готовность к родительству определяется не только физиологическими и нравственными факторами, но способностью личности понимать соответствие своих действий, желаний поставленным целям, принятым в обществе и семье, в результате чего возникает готовность к содержанию, воспитанию, формированию ребенка. Успешное воспитание детей в большей мере зависит от целости семейного коллектива, наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для его нормального развития, в частности между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского полов. Родителю важно знать, что отсутствие наглядного образа взаимоотношений мужа и жены порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи.

     Таким образом, социальная значимость и массовый характер родительства определяют целесообразность ведения работ по развитию личности родителей, по формированию личностной зрелости, так как все недостатки родительской личности неизбежно сказываются на развитии детей, отзываясь проблемами в адаптации к детскому саду, школе, в неумении общаться, строить отношения и т. д.

     О необходимости подобной работы с  родителями и ее влиянии на развитие общества говорится давно, однако, она до сих пор не приобрела плановый характер. Так, в 1912 г. вышла статья А. Адлера «Воспитание родителей», где автор рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества. Воспитание родителей должно являться частью социальной политики, ибо многие социальные проблемы общества,  например, алкоголизм, преступность, наркомания,   психические  расстройства,   вырастают  из проблем семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Методы исследования готовности к родительству 

     Родительство является одним из важнейших этапов в жизни человека, приходящимся на период взрослости. Общественная значимость родительства определяет необходимость социального обучения будущих родителей.

     Одним из ключевых моментов в подготовке будущих родителей к рождению и воспитанию детей – новых  членов общества является диагностика  готовности к родительству.

     Диагностика готовности к родительству может  проводится в группе или при индивидуальной встрече на основании различных исследовательских методик.

     Одной из наиболее эффективных методик  исследования данного вопроса является письменный опрос или анкетирование.

     Использование данного метода необходимо для получения  достоверной информации о будущих  родителях в готовом для обработке  виде при минимальных затратах времени.

       Нами разработана анкета, направленная на изучение вопроса готовности к родительству, включающая следующие блоки вопросов:

     А. Каковы отношения между будущими родителями.

     Б. Какую родительскую позицию занимает респондент.

     В. Отношение респондента к принятым социальным установкам.

     Г. Владеет ли респондент информацией по уходу за ребенком.

     В опросе приняли участие 20 женщин и 10 мужчин в возрасте от 19 до 40 лет, в семье которых ожидается появление ребенка.

           Результаты анкетирования

№п/п Вопрос  анкеты Кол-во человек %
А1 Пол
  • мужской
  • женский
 
10

20

 
25

75

2 Возраст
  • 19 – 24 лет
  • 25 – 29 лет
  • 30 – 35 лет
  • 36 – 40 лет
 
15

10

4

1

 
50

33

13

3

3 Семейное положение
  • зарегистрированный брак
  • гражданский брак
  • в разводе
  • не замужем (не женат)
 
16

10

0

4

 
53

33

0

13

4 Условия проживания:
  • свое жилье
  • проживание у родителей
  • аренда жилья
 
8

9

13

 
26

30

43

5 Материальное  положение:
  • выше среднего
  • среднее
  • ниже среднего
 
5

19

6

 
16

63

20

6 Является ли желание рождения ребенка обоюдным в вашей семье?
  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить
 
 
24

4

2

 
 
80

13

7

7 Изменились  ли Ваши отношения с супругом, когда  Вы узнали о беременности?
  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить
 
 
10

15

5

 
 
33

50

17

8 Беременность  помогла решить какие-либо семейные проблемы?
  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить
 
 
11

9

10

 
 
37

30

33

Б1 Какой стиль  воспитания ребенка является для  Вас оптимальным?
  • «Мягкое» воспитание: кормление по потребности ребенка, чаще брать его на руки, много разговаривать с ребёнком, употребляя ласковые слова, баловать малыша, много играть с ним
  • «Партнерское» воспитание: уважение к индивидуальности ребёнка, общение с ним на равных
  • «Строгое» воспитание: кормление по часам, приучение ребёнка к самостоятельности, формальное общение по ситуации
  • «Либеральное» воспитание: нет четко установленной стратегии воспитания, действия по обстоятельствам и настроению
 
 
 
8 
 
 

12 
 

7 
 

3

 
 
 
27 
 
 

40 
 

23 
 

10

2 Чем вы будете руководствоваться  при выборе стратегии воспитания ребенка или вырабатывая стиль  своих семейных взаимоотношений?
  • копирование родительской семьи
  • стратегия прямо противоположенная родительской семье
  • использование опыта семьи супруга
  • своя собственная стратегия (использование личного опыта, опыта сверстников, литературы, советов психолога)
 
 
 
8

8 

5

9

 
 
 
27

27 

16

30

В1 Какой тип семьи  наиболее приемлем для вас?
  • патриархальный
  • матриархальный
  • партнерский
  • конкурентный
 
9

4

16

1

 
30

13

53

3

2 Каким религиям вы больше симпатизируете?
  • православие
  • католицизм
  • протестантизм
  • мусульманство
  • буддизм
  • иудаизм
  • другое
 
17

1

0

8

2

0

2

 
57

3

0

27

6

0

6

3 Есть ли в  Вашей семье традиции?
  • да
  • нет
 
19

11

 
63

37

4 Является ли для вас важным общественное мнение в вопросах семейных отношений?
  • да
  • нет
  • частично
 
 
 
9

12

9

 
 
30

40

30

Г1 Был ли у Вас  опыт ухода за ребенком (братья, сестры, племянники)?
  • да
  • нет
 
 
18

12

 
 
60

40

2 Считаете ли Вы необходимым изучение информации по уходу за ребенком до его появления  на свет?
  • да
  • нет
 
 
24

6

 
 
80

20

3 Посещаете ли Вы курсы для будущих родителей?

да

нет

не знаю об их существовании

 
11

13

6

 
37

43

20

 

     Еще одним методом исследования в  процессе социального обучения будущих  родителей является тестирование.

     Простота  использования теста даёт возможность  внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами, социальными работниками и психологами.

     Тест  на определение готовности к родительству.

     Респондентам  предлагается выбрать наиболее подходящий вариант.

     1.Как  вы думаете, что послужит для  Вас мотивом рождения ребенка: 

     a) беременность ради ребенка; 

     b) беременность от любимого человека;

     c) беременность, чтобы сохранить здоровье.

     2.С  ребенком какого возраста Вы  согласились бы посидеть, в случае  необходимости: 

     a) в возрасте до 3-х лет; 

     b) в возрасте от 3-х до 6-ти лет; 

     c) в возрасте старше 7-ми лет. 

     3.Ваши  отношения с матерью в раннем  детстве можно охарактеризовать  как: 

     a) теплые, доверительные; 

     b) мне было мало любви и понимания; 

     c) нормальные, но малоэмоциональные. 

     4.Вы  хотели бы установить контакт  с малышом: 

     a) да;

     b) нет; 

     c) пока не знаю.

     5.Ваши родители:

     a) жестко контролировали Ваше поведение,  с кем вы дружите, где находитесь, сколько времени гуляете; 

     b) интересовались с кем вы дружите, где гуляете, но в основном доверяли вам;

     c) чаще всего Вашим родителям  было все равно где вы и  с кем 

     6.Вы в детстве предпочитали игры:

     a) в дочки-матери, семью кукол и  т.п.;

     b) казаки-разбойники, квача и т.п.;

     c) конструктор, машинки и т.п  ..

Информация о работе Социальное обучение будущих родителей