Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства.
С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль – родителей.
7.По Вашему мнению ребенка нужно кормить, укладывать спать, выводить на прогулку, заниматься развитием:
a) по требованию самого ребенка;
b) строго по расписанию дня;
c) тогда когда у Вас будет для этого время, свободное от других дел.
8.Детей какого возраста Вы больше любите:
a) в возрасте до 3-х лет;
b) в возрасте от 3-х до 6-ти лет;
c) в возрасте старше 7-ми лет.
9.Как Вы считаете, в каком пропорциональном соотношении необходимо распределять время на общение с ребенком:
a) 50% на себя и 50% на ребенка;
b) 70% на себя и 30% на ребенка;
c) наоборот: 30% и меньше на себя, а остальное ребенку.
10.Вы сами считаете, что вы готовы к родительству:
a) да;
b) нет;
c) не уверен(на).
Подсчет баллов производится по следующей шкале
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
a | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
b | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
c | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Нами было протестировано 20 женщин и 10 мужчин в возрасте от 19 до 40 лет, в семье которых ожидается появление ребенка.
Результаты тестирования:
25-30 (54% респондентов) Человек обладает огромным потенциалом, уверенностью в своих силах. Желание (возможно в будущем) родить (запланировать) ребенка совершенно осознанно и является зрелым. Понимание того, что и как необходимо дать ребенку обеспечит для него комфортные, эмоционально-устойчивые условия для оптимального развития. Скорее всего отношения с ребенком будут иметь доверительный характер. Человек можете смело вступать в роль родителей.
17-24 (36% респондентов). Отсутствует полная уверенность в желании стать родителем. Присутствует потребность реализовывать свои сегодняшние планы, в которые не всегда входит ребенок. Необходима помощь близких в установлении приоритетов.
10-16
(10% респондентов) Полная неготовность
к роли родителя. Повод для подготовки
себя к родительству, читать соответствующую
литературу, общаться с семьями, у которых
положительный опыт материнства и отцовства,
возможно посещение курсов по социальному
и психологическому обучению будущих
родителей.
Заключение
Изменения в жизни, ждущие молодых людей с рождением ребенка, необычайно глубоки. Они перестанут принадлежать только себе, от них будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие они ни на кого не смогут переложить.
Анализ литературы показывает, что проблема родительства, факторы его формирования разработаны достаточно слабо. Практически не освещены вопросы целенаправленного формирования осознанного родительства.
Социальное обучение будущих родителей направленно на формирование готовности к родительству. И включает в себя установку внутренней родительской позиции, познание социальных установок, норм и правил, информацию о воспитании ребенка, выработку возможных договоренностей между супругами, освоение новых социальных ролей.
Одним из аспектов подготовки будущих родителей является диагностика готовности к родительству, которая может проводится в группе или при индивидуальной встрече на основании различных исследовательских методик.
Основными методами исследования является анкетирование и тестирование.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что только половина будущих родителей полностью эмоционально, психологически и социально готова к рождению детей.
Более
трети респондентов не уверенны в
своей готовности стать родителями,
присутствует чувство тревожности
и волнения. С этой ситуацией потенциальный
родитель может справиться самостоятельно
или при помощи близких людей.
Здесь важна поддержка
И около 10% опрошенных не готовы к родительству. Им необходима квалифицированная помощь специалистов в области психологии и социальной работы по социальному обучению будущих родителей.
Список
литературы
1. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапс. – 1993. - № 4.
2. Григорьев В.И., Гуслякова Л.Г. Социология социальной работы. – М.: Магистр-Пресс, 2002.
3. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н. - М., 2000. – 23 с.
4. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2002.-№5.-с.18-27
5. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 496 с.
6. Орлевская М. Я хочу ребёнка//Cчастливые родители.-2004.-№3.-с.76-78.
7. Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка//Cемья и школа.-2003.-№2.-с.7-9.
8. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. – 2001. - №2. С. 22 – 36.
9. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства – новая область исследования и практики в психологии // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
10. Фэнвик Э. Настольная книга для родителей. Л.,1995.
11. Эволюция структуры материнского поведения //Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва,т.2,вып.3. - М., 1996. С. 126-127.