Социальное партнерство и его черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание

Социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….
3
1.Субъекты социального партнерства…………………………………..
4
2. Основные цели социального партнёрства…………………………..
5-6
3.Основные принципы партнёрских отношений………………………..
7-13
4. Характерные черты социального партнёрства……………………….
14-15
Заключение ………………………………………………………………..
16
Список использованных источников……………………………………
17

Работа состоит из  1 файл

Efremova_ G.A._475_kontr_rab.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет» (национальный исследовательский  университет)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ  «УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ  »

ТЕМА  «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЕГО  ЧЕРТЫ »

 

 

 

                                                                                                  Выполнил:

                                      студент группы 475

                                                                                                  Ефремова  Г.А.

                                                                                                   Проверил:

                                                                                                   Никифоров С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………….

3

1.Субъекты  социального партнерства…………………………………..

4

2. Основные цели  социального партнёрства…………………………..

5-6

3.Основные принципы партнёрских отношений………………………..

7-13

4.  Характерные  черты социального партнёрства……………………….

14-15

Заключение  ………………………………………………………………..

16

Список использованных источников……………………………………

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное  партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как специфический  тип общественных отношений между  социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субъекты  социального партнерства

 

          Субъектами социального  партнерства как определенного  типа социально-трудовых отношений  являются собственники, предприниматели  и наемные работники, вступающие  на рынке труда в определенные  отношения по вопросу купли - продажа рабочей силы.           

Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:  наемные работники, работодатели и государство. Соответственно институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. 

         Объектом социального партнерства являются в первую очередь социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.) [4]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные цели социального партнёрства

Основными целями социального партнерства являются:  

      • согласование и защита интересов  различных социальных слоев, групп   и классов, 
      • содействие решению актуальных экономических  политических задач,
      • укреплению демократии, стабильности,
      • формированию социального правового государства, гражданского общества.

 

          Социальное партнерство  представляет собой процесс согласования  интересов, процесс создания единого  социокультурного пространства, в  котором обитают разные субъекты, несогласные, невзирая на различие  интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединении, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаше всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью, властью.            

 Общая стратегия  социального партнерства в России  в переходный период состоит  в том, чтобы на основе уважения  позиций и учета интересов  разных сторон, используя преимущества  переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.         

 За последние  годы и нашей стране сделано  немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. Принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений.

Это Указы президента РФ:

•     «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.);

•     «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1997 г.);

Это Законы РФ:

•           «О коллективных договорах соглашениях» (1992г.);

•           «О  порядке разрешения  коллективных трудовых споров» (1995г.);

•           «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (199б  г.);

•           «Об особенностях положения работников акционерных обществ (народных предприятий)» (1998 г.) и т.д.        

 Все эти  и некоторые другие документы содействуют плавному переходу от централизованного административного руководства и управления к договорному регулированию социально-трудовых отношений [1].                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы партнёрских отношений

Всеми перечисленными правовыми актами заложены основные принципы партнерских отношений:

    • равноправие,
    • добровольность,
    • приоритетность,
    • социальная справедливость, 
    • согласование интересов.                                                                      

Равноправие понимается нами как одинаковые, гарантируемые Конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан, в нашем случае работников, как один из ключевых моментов демократии. Этот принцип имеет важное значение для осуществления партнерских, договорных отношений,  когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью, идет нормальный, равноправный переговорный процесс.

Приоритетность представляет собой первенство во времени, первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты прав и интересов работников. А в условиях рынка эти вопросы решаются путем заключения коллективных договоров и тарифных соглашений, контрактов, в которых должны оговариваться условия продажи наемными работниками своего труда, гарантии предоставления работникам определенных условии груда и других социальных благ. Таким образом, если эти вопросы будут успешно решаться профсоюзами, то они займут то место, которое им принадлежит во всем цивилизованном мире.

 Важнейшим  принципом социального партнерства  можно считать максимальный  учет интересов каждого из партнеров и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. В то же время закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может распинаться только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.

Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные работники, государство заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих мест, улучшении условий труда, повышении конкурентоспособности продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений.

Согласование  интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному  вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности — формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам. Современные российские предприниматели, бизнесмены, арендаторы, кооператоры зачастую не соблюдают никаких правил игры, отбрасывают все, лишь бы заполучить «весь капитал» за счет интересов потребителя, работника.  

 В цивилизованном  обществе погоня за успехом  ведется в контексте долгосрочной  «стратегии». Каждый шаг социального партнерства должен способствовать развитию будущих отношений и расширению масштабов партнерства. И здесь мы сталкиваемся с диалектикой интересов. Когда идет речь о необходимости цивилизованных отношений, то «их» интересы становятся «нашими» интересами. Отсюда и требование: не обманывать оппонента, не ослаблять его позицию, а учитывать его интересы и усиливать его позицию, ради нашего благополучия, нашего будущего.

В то же время  социальное партнерство, признавая  различие, слабость коренных интересов  отдельных социальных групп, одновременно подразумевает осознание ими взаимозависимости и невозможности существовать друг без друга. Социальное партнерство означает предоставление различным социальным общностям права участвовать в политическом и экономическом процессе, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения. В этом и состоит главная задача социального партнерства — не нивелировать различные интересы, а их различия в проведении согласованных решений без оглядки на отношение к собственности,  согласованной социально-экономической политике.

В то же время  необходимо учитывать, что в сфере  экономики в условиях рынка уровень развития социального партнерства определяется чаще всего такими факторами, как:

      • многообразие форм собственности при  доминирующей роли частной собственности;
      • современное  состояние  производительных  сил,  базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях;
      • насыщение рынка товарами и услугами;
      • участие (соучастие) наемных работников в управлении производством, делах  фирмы, делении доходов через  акции и другие ценные бумаги и  т.д.

В последние  годы партнерские отношения в  связи с особенностями проводимой в производственной сфере приватизации и ростом конфликтов все большее развитие получили на уровне трудовых организаций (коллективов). Важнейшим принципом их регулирования является соблюдение гарантий, сформулированных в контракте, тарифном соглашении. Контракт как любое трудовое соглашение не должен ставить работника в худшие условия, чем предусмотренные, существующим законодательством. В то же время анализ коллективных договоров, заключенных контрактов показывает, что они зачастую нарушаются. Особенно это резко проявляется на негосударственных предприятиях. Ответственность за нарушение договорных (контрактных) обязательств , практически никто не несет. А суды не успевают разбирать, да и попросту перестали реагировать на трудовые споры [2].

Демократизация трудовых отношений предполагает развитие и внедрение в практику таких форм трудовых договоров (контрактов), включение в него таких положений, касающихся разносторонних условий трудовой деятельности, нарушение которых влекло бы не только юридическое разбирательство, но и различного рода штрафы, как на нарушителей договорных условий, так и на трудовую организацию.

Информация о работе Социальное партнерство и его черты