Социальное положение молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:11, контрольная работа

Описание

По официальным данным на 1 января 2002 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель). Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2005 года она увеличилась и достигла в среднем по стране 37% (в регионах её численность колебалась от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения.

Содержание

Введение 3
1. Молодежь как социально-демографическая группа 4
2. Молодежные проблемы в российском обществу 8
3. Образование и молодежная политика 12
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

    Молодежь  несет ответственность за развитие страны, за преемственность истории  и культуры. Осознание молодежью этой ответственности и определяет направления развития общества.

    Молодежь  должна характеризоваться следующими параметрами:

- по своим социально-политическим установкам и ориентациям она может быть охарактеризована как в массе своей демократическая и одновременно признающая высшей ценностью интересы государства, его суверенитет, сохраняющая национально-государственные традиции;

- по отношению к экономическим составляющим молодежь в основе своей должна быть максимально адаптированной к условиям, требующим самостоятельной экономической активности, конкурентоспособности, готовности к риску, опоре на собственные силы;

- по своим идейным позициям - плюралистична;

- по своим ориентациям на будущее - оптимистична;

- по  своим социальным качествам молодежь должна ощущать себя гражданами России с высокими показателями российского патриотизма.

 

3. Образование и молодежная политика

 

     Роль  образования на современном этапе  развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

     В современном мире значение образования  как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система способна конкурировать с образованием передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

     Цель  модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

     Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

-обеспечение  государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

-достижение  нового современного качества  дошкольного, общего и профессионального  образования;

-формирование  в системе образования нормативно-правовых  и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

-повышение  социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

-развитие  образования как открытой государственной общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

     Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

     Государство возвращается в образование как  гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как  общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.

     XXI век требует принципиально иных  подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только преподавателя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.

     Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации требует расширения информационного поля. Такая система требует и другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно ориентированному подходу в образовании. В последние годы к этим источникам прибавился еще один мощнейший информационный резервуар — Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования.

     Это возможность общения со всем миром. Возможность получения не только официальной информации из средств массовой информации, поскольку большинство газет, журналов здесь значительно доступнее, чем в печатном виде, но и неофициальной информации в ходе личностного общения с гражданами любой другой страны. Это возможность пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, информацией, располагаемой на сайтах самых различных учреждений, в том числе огромного количества образовательных учреждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. Это возможность диалога культур, ибо при таком непосредственном общении люди получают возможность не просто познакомиться друг с другом, но и познакомиться с другой культурой, с особенностями менталитета граждан других государств. Это возможность найти основы для понимания друг друга, а следовательно, и уважения чужой культуры, чужих традиций через это понимание. Наконец, это возможность получения образования на расстоянии, в любых образовательных учреждениях нашей страны или зарубежных стран.  Трудно перечислить все возможности в области образования, которые может предоставить Интернет.

     Между тем в последние годы можно  говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодёжи:

-молодёжь легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым социально-экономическим условиям. Для неё свойственна особая активность в развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями. В молодёжной среде созревает мощный инновационный потенциал, растёт число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем;

-в молодёжной среде растёт самостоятельность, практичность и расчётливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам;

-увеличивается престижность образования, растёт экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья, как основы материального благополучия;

- усиливаются патриотические настроения.

     Для того чтобы позитивные тенденции  были доминирующими, требуется активная воспитательная и пропагандистская работа.

     Кроме того, необходимо:

-заложить  в основание инновационной активности  ценности созидания, творчества и общественного служения;

-создать  условия и систему специальных  форм поддержки социально значимых инициатив молодёжи.

     Разработка  новых систем образования и воспитания будет малоэффективной без учета реальных нужд, потребностей, настроений молодёжи. Нельзя не учитывать, что кризис всех основных структур общества в духовной сфере выражается в смене социальных ориентиров и переоценке традиционных ценностей. Все эти факторы обусловливают противоречивость и неоднородность субкультуры современной российской молодёжи. В ней мы видим и проявления нигилизма, агрессивности, нравственной деградации, и конструктивные тенденции - поиск новых духовных ценностей и форм межличностного общения, устремленность к гуманистическим идеалам. Социальные организации ответственные за проведение молодёжной политики, по нашему мнению, должны строить свою тактику прежде всего на сотрудничестве с теми объединениями и сообществами молодёжи, в функционировании которых проявляются прогрессивные тенденции.

     Значительная  роль в формирования мировоззрения студентов принадлежит истории России. Но она становится ближе и понятнее им, если ее преподавание идет с использованием материалов по истории родного края.

     Краеведение было и остается прекрасным средством развития интереса к истории отечества, его прошлому и настоящему.

     Студенты  ВУЗов составляют наиболее образованную часть молодежи и должны быть информированы о целях государственной молодежной политики, о деятельности правительства, направленной на поддержку и развитие подрастающего поколения.

     Годы  реформ показали, что высшее образование, современная профессия не дают гарантии жизненного успеха, но помогают легче  приспособиться к переменам, позволяют увереннее смотреть в будущее. Большая часть студенчества рекрутируется сегодня из материально благополучных семей. Естественно, что они более других групп склонны одобрить происходящие в стране преобразования.

     В значительной мере высокий уровень  безработицы среди выпускников высших учебных заведений обусловлен структурным несоответствием профиля выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не специалистов с образованием вообще, а тех профессий, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда, для чего необходим реальный прогноз востребованности квалифицированных кадров на несколько лет.

     Отмечается  несоответствие уровня квалификации выпускников  требованиям работодателей - отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Время требует соответствующего уровня квалификации, куда входят обязательными элементами компьютерная грамотность, знание иностранных языков, умение постоянно обновлять свои знания, стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Сама система обучения практически не способна это сформировать, что в первую очередь связано с катастрофически низким финансированием.

     В российской системе высшего образования  сформировались две подсистемы: одна — элитного образования, характеризующегося высоким качеством предоставляемых услуг, и другая — массового высшего образования невысокого качества. Высшее образование низкого качества можно с некоторыми допущениями назвать относительно доступным. Возможности же получения образования, обеспечивающего высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов, по-видимому, сократились для большей части населения. Разные граждане и разные социальные группы имеют неодинаковые возможности получения высшего образования.

     Дифференциация  в доступности высшего образования  определяется различиями между людьми по целому ряду характеристик, к числу которых относятся:

  • уровень способностей;
  • качество полученного общего образования;
  • объем и качество полученных дополнительных образовательных услуг (дополнительные предметы в школах, курсы для подготовки в вуз, услуги репетиторов и т.п.);
  • уровень информированности о возможностях обучения по различным специальностям в различных вузах;
  • физические возможности (например, наличие инвалидности, не влияющей на способность к усвоению знаний, но ограничивающей возможность участия в учебном процессе);
  • состав семьи, уровень образования и социальный капитал ее членов;
  • экономическое благосостояние семьи (уровень доходов и др.);
  • место жительства;
  • другие факторы.

      Факторы социально-экономической дифференциации весьма существенно ограничивают для широких слоев населения доступность вузов, особенно учреждений, предоставляющих образовательные услуги высокого качества. При этом наибольшие ограничения возникают в связи с различиями в:

Информация о работе Социальное положение молодежи в России