Социальное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание

Цель : разработка проекта по формированию гуманизма и высоких морально-нравственных качеств у подрастающего поколения .
Задачи:
Исследование теоретических аспектов социального проектирования;
Изучение проблем морального воспитания школьников;
Создание социального проекта «Добротой украсим мир»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ …………………………….4
1.1. Сущность социального проектирования и социальный проект ……..4
1.2. Концепции социального проектирования ……………………………..6
1.3. Классификация социальных проектов ………………………………..10
Глава 2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОБРОТОЙ УКРАСИМ МИР»……………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 40.29 Кб (Скачать документ)

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2

Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ …………………………….4

    1. Сущность социального проектирования и социальный проект ……..4

1.2. Концепции  социального проектирования ……………………………..6

    1. Классификация социальных проектов ………………………………..10

Глава 2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА        «ДОБРОТОЙ УКРАСИМ МИР»……………………………………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

Актуальность  проекта. В современном обществе прочно установились рыночные отношения, которые требуют проявления таких деловых качеств, как инициативность, предприимчивость, профессионализм, конкурентоспособность. Не умаляется значение  патриотизма, толерантности, гуманности, возрождается духовность, нравственные ценности.  Несмотря на данные положительные тенденции, встречаются негативные примеры равнодушия, душевной черствости, безучастности к частным и социальным неустройствам.  Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.

Формирование  личности происходит в школьные годы в процессе учебной, трудовой, общественной деятельности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными личностями. Социальный проект направлен на формирование гуманизма, высоких морально-нравственных качеств,  потребности  совершать добрые поступки.

Особенностью  предлагаемого проекта является вовлечение всего школьного коллектива в его реализацию через организацию  деятельности детского общественного  объединения  «Радуга».

Социально активная деятельность  объединения  готовит  подростков к последующей гражданской  деятельности, ими приобретается  социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

Объект исследования – учащиеся 1-11 классов.

Предмет исследования – формирование морально-нравственных качеств школьников путем создания проекта «Добротой украсим мир»

 

Цель : разработка проекта по формированию гуманизма и высоких морально-нравственных качеств у подрастающего поколения .

 Задачи:

Исследование теоретических аспектов социального проектирования;

Изучение проблем морального воспитания школьников;

Создание социального проекта «Добротой украсим мир».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ .

1.1. Сущность социального проектирования и социальный проект

Обратимся к  сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения  окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых  ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.  В самом  общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование  локализованного по месту, времени  и ресурсам действия, направленного  на достижение социально значимой цели.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

1. социально значимая, имеющая социальный эффект;

2. результатом такой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение.

А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для  учреждения/организации.

Социальный  проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

1. словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

2. графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

3. числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Признаки  проекта:

1. Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового;

2. Установленные сроки начала и завершения;

3. Определенные ресурсы;

4. Измеряемый продукт или результат.

Управление  проектом - это процесс руководства  всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление  включает три основных вида деятельности:

1. Планирование:

¾ Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

¾ Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

¾ Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

2. Организация: распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде  разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает  не всю свою работу или сделает  её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной  деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять  обязанности в команде, прежде нужна  сама команда.

3. Управление: включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:

¾ Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

¾ Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

¾ Обмен информацией с заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект).

 

1.2. Концепции социального проектирования

В рамках раскрытия  основных классификаций социальных проектов, полезным будет остановиться на основных концепциях социального  проектирования, так как именно исходя из них формулируются те или иные типологии проектов.

Современные концепции социально-проектной деятельности все в большей степени исходят  из того, что человеческая детерминанта нововведений есть не некоторая предпосылка  проектирования, его хоть и важный, но все же частный аспект, а сама суть социального проекта, его философско-социологическое  основание. В этом направлении заметную эволюцию прошло проектирование технических  нововведений. Системотехническое проектирование, разумеется, не ушло в прошлое, однако нельзя не видеть, что его все  больше оттесняет социотехническое проектирование, концепция которого исходит из того, что «главное внимание

должно уделяться  не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим  аспектам». Гуманитаризация социотехнического проектирования ведет к образованию знаменательной тенденции: «Проектирование само становится источником формирования проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности... Социотехническое проектирование — это проектирование без прототипов, и поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической и методологической сферах или в культуре в целом».

Такие характеристики, как представляется, отражают все  более определенное смещение ядра (концепции, оценки результативности) социально-проектной  деятельности в ценностную сферу. Именно в силу этого обстоятельства возникает  возможность с новой точки  зрения посмотреть на утвердившиеся  у нас подходы к социальному  проектированию.

Наиболее  распространен объектно-ориентированный  подход к социальному проектированию (термин Т. М. Дридзе[). Этот подход был  закреплен в теоретических разработках 1970–1980-х годов (Г. А. Антонюк, Н. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко, И. В. Бестужев-Лада и др.).  Социальный проект, с позиций  такого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося социального объекта. Объектом может  быть некоторое сооружение, но также  и социальные связи, отношения.

По определению  Ж. Т. Тощенко, «социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых  социальных процессов и явлений  и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов».  Социальное проектирование рассматривается  как специфическая плановая деятельность, суть которой - в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных проектов или  процессов с целью обеспечения  оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых  или реконструируемых объектов. В  силу этого, в частности, диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений» .

Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление  о закономерном характере проекта, о его научной обоснованности как объективности. Здесь и выявляется слабость концепции. Проблема состоит  в толковании объективности и  научности в социальной сфере. Детерминация социальных нововведений вариативна. С. Н. Булгаков справедливо замечал: «Хотя социальная политика вообще способна обладать научностью, однако это вовсе  не значит, чтобы из данных научных  посылок с необходимостью следовала  только одна система политики, и  именно она-то и была единственно  научной. Напротив, из одних и тех  же научных данных могут вытекать различные, но в то же время с одинаковой степенью научности обоснованные направления  социальной политики, другими словами, из данного научного инструмента  может быть сделано различное  употребление. Только благодаря неправильному  пониманию природы науки и  границ социального детерминизма, получает силу широко распространенное представление  о том, что возможна только одна научная  социальная политика». Научная обоснованность проектируемого объекта, таким образом, доказуема лишь в самых общих  положениях и спорна в отношении  конкретного управленческого решения.

С 1986 г. на базе Института социологии РАН Межотраслевой  научный коллектив «Прогнозное  социальное проектирование: теория, метод, технология» под руководством проф. Т. М. Дридзе велась разработка концепции  прогнозного социального проектирования, которая основывается на иных теоретико-методологических основаниях, получивших название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Исследователи, придерживающиеся этого  подхода (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий и др.), постулируют, что прогнозная социально-проектная  деятельность представляет из себя специфическую  социальную технологию, ориентированную  на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации.

Для проблемно-ориентированного подхода характерны:

1) рассмотрение  объективных и субъективных факторов  социального воспроизводства в  качестве равноправных;

2) понимание  проектирования как органичного  и завершающего этапа социально-диагностической  работы;

3) упор на  обратной связи между диагностической  и конструктивной стадиями процесса  выработки решения. 

Именно эти  обстоятельства позволяют характеризовать  специфику рассматриваемого подхода - его проблемную (целевую, прогнозную) ориентацию. Несколько противоречиво  утверждение, что данный подход (характеризуемый  как целевой авторами) предусматривает  перенос центра тяжести с «фактов  целедостижения» на механизмы (способы) достижения целей (вопросы: как, за счет чего, какой ценой, т. е. с какими издержками предполагается достичь результата, отсюда - внимание к диалогу внутри группы проектантов, с населением, инвесторами, управленцами и т. д.), как и вытекающая отсюда оговорка, что прогнозное социальное проектирование - это не «жесткая»  технология.

В таких положениях проглядывают недостатки концепции. Важнейший  из них, как представляется, состоит  в слабой практической применимости теоретически вполне правомерных тезисов (особенно эколого-гуманитарной ориентации концепции). Избыток теоретизирования соответствует установке на фактический  перевод проектной работы в научно-исследовательскую  и экспертную. Для разработки конкретного  проекта в описаниях прогнозного  социального проектирования не хватает  собственно технологии. Она как бы остается принадлежностью узкого круга  лиц: научное знание превращается в  тайное знание. Мы видим здесь следы не слишком частого участия данной группы исследователей в практическом социальном проектировании.

Информация о работе Социальное проектирование