Социальное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание

Цель : разработка проекта по формированию гуманизма и высоких морально-нравственных качеств у подрастающего поколения .
Задачи:
Исследование теоретических аспектов социального проектирования;
Изучение проблем морального воспитания школьников;
Создание социального проекта «Добротой украсим мир»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ …………………………….4
1.1. Сущность социального проектирования и социальный проект ……..4
1.2. Концепции социального проектирования ……………………………..6
1.3. Классификация социальных проектов ………………………………..10
Глава 2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОБРОТОЙ УКРАСИМ МИР»……………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 40.29 Кб (Скачать документ)

 

1.3. Классификация социальных проектов

Вследствие  разносторонности общественной жизни, многоплановости социальных сфер, существует множество различных классификаций  социальных проектов по разным основаниям. С помощью знания типологии проектов на первоначальном этапе можно определить круг задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели. Кроме того, использование классификации  позволяет понять отличие разрабатываемого проекта от смежных видов проектов и деятельности. В данном реферате будет приведено несколько таких.

I. «Нормальный» и «реальный» проект.

В самом общем  виде социальные проекты делятся  на «нормальные» и «реальные». «Нормальный» проект (идеальный тип социального  проекта) – проект, в котором основные признаки (такие, как масштаб, размер проекта, качество ресурсов обеспечения  и т.д.) уравновешивают друг друга  равноправно.

В «реальных  проектах» доминирует один из признаков. Прикладные, информационные, ролевые  и игровые, исследовательские и  поисковые.

¾ Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике;

¾ Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории;

¾ Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации;

¾ Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;

¾ Поисковые - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

В соответствии с типом деятельности выделяют:

¾ образовательные;

¾ научно-технические;

¾ технологические;

¾ космические;

¾ экономические;

¾ строительные;

¾ экологические;

¾ культурные.

 

В соответствии со стандартами Немецкого института  стандартизации (DIN) различают три  вида проектов (по поставленным целям  и способам их осуществления):

¾ Проекты НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) – цели таких проектов часто не конкретны и должны быть определены только в процессе планирования;

¾ Организационные – проекты, направленные на планирование, реализацию и обслуживание организационных процессов на предприятии  ;

¾ Инвестиционные – цель таких проектов – вложение средств в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения качества жизни людей посредством удовлетворения их потребностей.

 

В рамках социального  проектирования мыслимы следующие  три типа синтеза-анализа:

¾ «Кабинетный» - на основе одних только знаний - научных и обобщения опыта проектирования. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «кабинетным».

¾ «Игровой» - на основе знаний и результатов деловых игр. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «игровым».

¾ «Опытный» - на основе знаний, результатов деловых игр, а также анализа реально осуществленных экспериментов. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «опытным».

Сегодня подавляющее  большинство социальных проектов являются кабинетными, значительно реже встречаются  социальные проекты игрового или  опытного типа. Однако и социальное проектирование кабинетного типа много  дает, оно стимулирует разнообразные  исследования и проектные разработки, позволяет продвинуться в понимании  проектируемого объекта, постепенно нащупать способы его осуществления.

Намеченный  здесь подход позволяет задать определенную типологию видов социального  проектирования.

На одном  полюсе такой типологии располагаются  «неполные», если так можно сказать, виды социального проектирования: проектные  социальные утопии, «идеальные» социальные проекты, эскизные и концептуальные социальные проекты и т.п. Для  всех них характерна лишь установка  на реализацию социальных проектов, но сама реализация отсутствует (или сознательно  отсутствует, или отодвинута в будущее  и адресована кому-то другому).

Затем идут социальные проекты «кабинетного»  типа. Их особенность - разработка социального  проекта, включая и этапы реализации проекта самим социальным проектировщиком. Хотя в таком проектировании имитируются  интересы заинтересованных в проекте  субъектов и затем учитывается  их реальное мнение (в форме или  прямого согласования, или деловой  игры, или проектного семинара, или  совещания), все же ведущей фигурой  на протяжении всего процесса проектирования остается социальный проектировщик.

Третий тип  социального проекта – «паритетный». Здесь заинтересованные субъекты с  самого начала включаются в процесс  социального проектирования, причем, так сказать, на равных правах. Тем  не менее, в паритетном проектировании социальный проектировщик старается  контролировать (сохранить, видоизменяя) исходные социальные требования и ценности, т.е. стремится, чтобы социальный проект сохранял свои основные структурные  характеристики.

Замыкают  типологию «инициирующие» социальные проекты, которые лишь запускают  определенные социальные (социокультурные) процессы. Для инициирующего социального  проектирования характерно перепроектирование, создание серий проектов (исходный, вторичный, третьего уровня). По сути, инициирующее социальное проектирование смыкается  с социальным экспериментированием.

По содержательному  основанию:

¾ Проекты, которые ориентируют на максимальное понимание и учет специфики той культурной среды, которая становится объектом проектной деятельности;

¾ Проекты, которые своей задачей ставят экспорт собственных культурных образцов в чужой культурный контекст.

 

По характеру  проектных изменений:

¾ Инновационные проекты. Их назначение – внедрение принципиально новых разработок.

¾ Поддерживающие, реставрационные, реанимационные – решают градостроительные, экологические и т.д. задачи, а так же задачи сохранения обрядов и ритуалов.

 

 

Глава 2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА  «ДОБРОТОЙ УКРАСИМ МИР»

Наименование  проекта: социальный проект по формированию гуманизма и высоких морально-нравственных качеств у школьников «ДОБРОТОЙ УКРАСИМ МИР».

 

Сроки реализации проекта: 01.02.2012 г. по 31.12.2012г.

Участники проекта – члены детского общественного объединения «Радуга» - 783 учащихся школы 218 во главе с руководителем Ивановой Т.Н.

Цель проекта:  преодолеть социальное равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить детей и взрослых творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.

Задачи проекта:

- формирование высокого уровня  социальной ответственности школьников  за свои поступки сейчас и  в будущем;

-стимулирование и поддержка  социально значимой деятельности школьного самоуправления;

-формирование социально-коммуникативных,  творческих и организаторских навыков;

 - моральная поддержка членов нашего общества, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;

- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;

-пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей.

 

 

 Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.

Процесс взаимодействия в рамках этого  проекта осуществляется как в  социальном, психологическом, так и  педагогическом аспектах.

Социальный аспект выражается в  потребности общества организованно  оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению  ими позитивного социального  опыта.

Психологический аспект связан с удовлетворением  стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в  социальных отношениях.

Педагогический аспект проявляется  в возможности создания условий  для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников  в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.

Механизм реализации проекта включает в себя согласование участия в проекте учащихся школы №218 с администрацией школы , согласование на проведение проекта с ДОО «Радуга»,  организацию, проведение мероприятий, поэтапный мониторинг проекта, оценку результатов реализованного проекта.

В основу проекта положены следующие  воспитательные методы:

- вовлечение  в деятельность;

- стимулирование;

- сотрудничество;

- доверие;

- личный пример.

 

Методы, используемы в работе с участниками проекта:

  1. Анкетирование;
  2. Беседа (индивидуальная и групповая);
  3. Дискуссия;
  4. Тренинг.

 

ПЛАН действий по осуществлению проекта. 

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Добровольческие команды

Дата 

проведения

Ответственные

1.

Оказание помощи ветеранам ВОВ  и педагогического труда, организация  посильной помощи и поздравления в памятные даты. 

5-11кл.

В течение года

ДОО «Радуга».

2.

Организация тимуровской работы, оказания помощи одиноким людям и старикам.

4-10кл.

В течение года

ДОО «Радуга».

3.

Шефство над Памятником Неизвестному солдату.

6 кл.

В течение года

ДОО «Радуга».

4.

Проведение классных часов 

« Доброта украсит мир!» 

1-11кл.

В течение года

ДОО «Радуга».

5.

Постановка сказок  для учащихся начального звена на тему «Добрым  быть совсем, совсем не просто...». 

Театральный кружок

В течение года

 ДОО «Радуга».

6.

«Вторую жизнь – книге!»

Ремонт книг

1-11кл.

В течение года

ДОО «Радуга».

7.

Выезд с концертом и театральными постановками  учащихся в Дом  ветеранов и Детский дом- интернат

1-11 кл.

В течение года

ДОО «Радуга».

8.

Составление «Дерева добрых дел»

1-4 кл.

В течение года

ДОО «Радуга».

9.

Организация экологических десантов по улицам и в лесопарковой зоне, трудовых операций

«Приведи в порядок  свою планету» 

2-11 кл.

Весна,осень

ДОО «Радуга».

10.

Участие в акциях: «Дети - детям», «Спешите делать добро», «Милосердие и дети». 

1-11 кл.

Март, декабрь

ДОО «Радуга».

11.

Создание волонтерских команд для  реализации проекта «Мы – здоровая страна».

7-9 кл.

Март-октябрь

ДОО «Радуга».

12

Операция «Скворечник»

2-6 кл.

март

ДОО «Радуга».

13.

Участие в весенней неделе Добра

1-11кл.

Апрель

ДОО «Радуга».

14.

Операция «Четвероногий друг»

2-10 кл.

апрель

ДОО «Радуга».

15.

Конкурс рисунков и сочинений «Наши  добрые дела»

2-7 кл.

апрель-май

ДОО «Радуга».

16.

Конкурс рисунков, сочинений, стихотворений  на тему «Дарите свою доброту». 

1-11кл.

Май, октябрь

ДОО «Радуга»

17.

«Создай свой зеленый уголок планеты». Соревнование между классами по посадке  деревьев.

7-8 кл.

май

ДОО «Радуга»

18.

«Украсим мир цветами». Создание цветников  в школе и дома.

5-8 кл.

май

ДОО «Радуга».

19.

Организация летнего отдыха и оздоровления детей из неблагополучных семей и «трудных учащихся»

1-7 кл.

Май- июнь

ДОО «Радуга».

20.

Презентация копилки добрых дел класса.

1-11 кл.

Май, Декабрь

ДОО «Радуга».

21.

Операция «Вторсырье».Сбор макулатуры

1-11кл.

Октябрь -ноябрь

ДОО «Радуга».

22.

Акция «Новогодний подарок сироте»

1-11 кл.

Декабрь

ДОО «Радуга».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальное проектирование как вид сознательной деятельности способствует решению той или иной социальной проблемы или группы таких проблем. Проектные технологии выполняют так же важнейшую инновационную функцию в социальной области, подходя к проблеме по-новому и нестандартно. Сущность проектного способа организации деятельности – это конструирование желаемых состояний будущего некоторого социального объекта. То есть социальный проект выступает здесь неким идеальным типом.

В разных общественных сферах, исходя из разных концепций  и принципов проектирования, существуют различные основания для классификации  социальных проектов.       

 По окончании деятельности  в рамках проекта «Добротой украсим мир» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие  инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу обездоленным и нуждающимся в помощи людям. Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов

 

 

 

                     Список использованной литературы:

  1. Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
  2. Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.
  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 2005.
  4. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 2006.
  5. Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
  6. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
  7. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.

Информация о работе Социальное проектирование