Социальное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:54, реферат

Описание

Социальное проектирование -- это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные предпосылки социального проектирования……………..……5
2. Предмет и объект социального проектирования………………………….9
3 .Принципы социального проектирования…………………………………11
4 .Инструментальная часть социального проектирования………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

№6.docx

— 36.68 Кб (Скачать документ)

- в-третьих, это сеть (система) сложных  социальных образований.

Подобная  характеристика объекта применительно  к социальному проектированию ориентирует  на выбор тех или иных методов: описательных, регистрирующих, квалифицирующих,

Факты или элементы эмпирического материала.

Проблемные  ситуации и проблемы, обусловленные  нестыковкой фактов и способов их объяснения на различных уровнях  репрезентации.

Социальные (практические) и теоретические потребности  объяснения фактов в проблемных ситуациях.

Целевые ситуации и цели устранения данных узлов.

Предметно-парадигмальные принципы реализации целей.

Теоретические условия реализации предметно-парадигмальных принципов.

Средства  выражения фактов -- язык теории социального проектирования, в который включается понятийный аппарат социальной философии, демографии, этнологии, язык теоретической и прикладной социологии, математической статистики, математического моделирования и другие языки.

Онтологические  модели -- описательные конструкции систем фактов.

Логические  схемы -- мысленные модели социального проектирования.

Математические  модели -- числовые выражения логических схем.

Способы систематизации средств выражения  фактов, онтологических моделей, логических схем и математических моделей в  теории социального проектирования.

Реализация  социального проектирования.

Социальное  знание, полученное как результат  всех предыдущих ступеней развертывания  форм социального проектирования.

Упомянутые  выше элементы социального проектирования взаимосвязаны между собой различными связями и отношениями, которые  составляют единство такой социальной деятельности, как социальное проектирование. В зависимости от выбранной стратегии  структурирования предмета социального  проектирования доминирующей становится та или иная форма деятельности. Например, если акцент поставить на эмпирическом материале, количественных методах и онтологических моделях, то состоится перевод экземплярного знания на уровень обобщения в числовых значениях. Если доминантой будут цели и методы логико-математического моделирования, то результатом будут виртуальные модели разной степени генерализации. Если в основе выбора стратегии лежат методы социально-философского анализа, то следствием послужат глобально-цивилизационные обобщения. И в первом, и во втором, и в третьем случаях потребуется верификация полученных результатов в той системе социальной практики, которая мотивировала выбор доминант социального проектирования. А это, в свою очередь, связано с предпочтением тех или иных методов социального проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы социального проектирования

Развитие  современной науки характеризуется  многими чертами, но одной из самых  существенных является формирование новых  методов и средств научного познания. Это в такой же степени касается и теории социального проектирования. В ней, как и в других областях социального знания, активно формируются  методы системного и структурного проектирования. Применение новых методов в теории и практике социального проектирования создает новую методологическую ситуацию в этой области социального  познания.

Сначала еще раз вернемся к общим понятиям объекта и предмета, хотя речь об этом уже шла в начале данного  учебного пособия. Тем не менее, с  учетом новой методологической ситуации представляется необходимым уточнить эти понятия. Объект, как известно, существует независимо от системы знаний, он существовал и до появления  этой системы. Однако в связи с  новым уровнем развития знания представление  об объекте изменяется, что, правда, не касается изменений самого объекта. Предмет знания, напротив, формируется  и трансформируется вместе с самим  научным знанием. Начиная изучать  или просто «включая» в деятельность какой-либо объект, мы рассматриваем  его с одной или нескольких сторон. Эти выделенные стороны становятся «заместителем» или «представителем» всего многостороннего объекта; они фиксируются в знаковой форме  знания. Поскольку это знание об объективно существующем, оно всегда объективируется нами и как таковое  образует «предмет». В специально-научном  анализе мы всегда рассматриваем  его как адекватный объекту. При  общей правильности этого положения  нужно помнить, а в методологическом исследовании этот принцип является очень важным, что предмет знания не тождествен объекту: он является продуктом  человеческой познавательной деятельности и как особое создание человечества подчинен особым закономерностям, не совпадающим  с закономерностями самого объекта.

Одному  и тому же объекту может соответствовать  несколько различных предметов. Это объясняется тем, что характер предмета знания зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет  сформирован, для решения какой  задачи.

Этот  предмет научного познания -- такая же реальность, как и исходные объекты, но он имеет совершенно особое социальное существование и особую структуру, отличную от структуры объектов. Но точно так же и объекты -- это еще не предмет. Предмет возникает и начинает существовать, когда процедура оценки и сопоставления выделяет в группе явлений количественные и качественные параметры и выражает это в системе знаний.

 

4 .Инструментальная часть социального проектирования

Существование множества определений понятия  социального проектирования не уничтожает необходимость определить это понятие  более однозначным образом с целью использования этого определения в данном контексте. Обобщая различные определения проектирования, можно сказать, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности. Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.

В научной литературе, посвященной  методическим проблемам социального  проектирования, особое внимание уделяется  инструментальной,содержательной части проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действии, и состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы -- это пути и способы достижения целей и решения задач, наиболее актуальных в контексте данного социального проекта. В практике социального проектирования наиболее используемы следующие методы: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.

Средства -- совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма -- это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические  мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы  реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые  для реализации целей и задач  каждого этапа.

Практические  мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются  виды деятельности, напрямую не связанные  с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (аукционы, платные услуги и т. д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс-конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.

В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, образования, на базе которых он реализуется), профессионально  владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта  используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

Особые  характеристики социального проекта, позволяющие относить его к тому или иному типу, а также постановка и характер проектных целей находятся  в некоторой зависимости от так  называемой ценностной позиции проектировщика, что имеет важные последствия  и с точки зрения успешности реализации проекта, и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции проектировщика можно выделить два типа проектных  стратегий, которые, в свою очередь, позволяют относить социальные проекты  к тем или иным типам (видам).

Первый  тип проектной стратегии ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая  становится объектом проектной деятельности. В таком случае цель проекта состоит  в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного  ареала региона -- объекта внедрения проекта, а уже потом -- саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во  втором типе проектов доминирующей задачей  является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который  благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут  служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они  протекают при наличии сложившихся  модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или же поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.

Идея  развития, лежащая в основе данного  типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности  решить проблемы за счет ресурсов той  культуры, которая (или фрагменты  которой) является объектом проектной  деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния  относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством  формирования модели развития. Выход  видится в радикальной смене  культурной реальности путем внедрения  новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения  инноваций.

Основой классификации социокультурных проблем, а также их последующей характеристики и ранжирования, является модель ситуации, которая позволяет структурировать единое социокультурное пространство, представив его в виде относительно самостоятельных сфер проблематики, соответствующих определенным сегментам культуры. Типы социальных проектов могут быть рассмотрены, будучи означенными спецификой того или иного сегмента культуры. Всю совокупность социально-культурных проблем (независимо от их источника, носителя, локализации) условно можно распределить на проблемы, характерные для художественной культуры, исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной культуры, экологической культуры, политической культуры, физической и психической культуры, профессиональной культуры. Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни. Причем, если при анализе образа жизни понятием «культура» характеризуется личностный уровень развития, то при обозначении сфер социокультурной проблематики (и соответствующих областей проектной деятельности) это понятие обозначает все уровни, аспекты и грани данного феномена: предметный, процессуальный, ценностно-ориентационный, институциональный.

Обозначенные  выше сферы проблематики одновременно являются приоритетными областями  социального проектирования. Каждая из них, во-первых, характеризуется типичными проблемами развития; во-вторых, обладает ресурсами, необходимыми для успешной реализации проекта; в-третьих, имеет некий нормативный уровень культурного развития (человека, группы, общества).

Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов  их проектного решения представляют определенную трудность, ибо требуют  целого комплекса знании и соответствующей подготовки: культурологической, социологической, социально-психологической, педагогической и др.

Социальные  проекты (и программы) историко-культурной направленности, осуществляющиеся в  форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый  ряд социально-культурных проблем  и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиции, воспитание молодежи на основе непосредственного  контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности, творческое освоение исторического и культурного  опыта. Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы. Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Информация о работе Социальное проектирование