Социальное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:54, реферат

Описание

Социальное проектирование -- это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные предпосылки социального проектирования……………..……5
2. Предмет и объект социального проектирования………………………….9
3 .Принципы социального проектирования…………………………………11
4 .Инструментальная часть социального проектирования………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

№6.docx

— 36.68 Кб (Скачать документ)

Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося  в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного  решения социальных и личностных проблем.

Проблемное  поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую  не адаптированность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.

В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, в неклубные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности.

В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее  направление культурной политики), рассматриваемы наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной  истории: утрата исторической преемственности  духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного  творчества и т. д.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом и, соответственно, решать различные задачи, например, такие как:

- образовательные и профориентационные, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т.д.

- социально-реабилитирующие;

- профессионально-адаптирующие (профессиональные  клубы, создающие условия для  наиболее полного самовыражения  личности специалиста, реализации  творческого потенциала человека  в рамках основной профессии,  формирования профессиональной  этики);

- профессионально-компенсирующие (в  этом случае программа выступает  в качестве средства решения  проблем, вызванных отсутствием  условий для самореализации в  рамках основного вида деятельности).

Социальные  проекты в сфере политической культуры могут быть направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах, вовлечение широких слоев  населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных  идей и концепций переустройства общества (например, путем инициирования  и последующей нормативно-правовой, организационной и материально-финансовой поддержки молодежных инициатив  и объединений, клубов и движений, ориентированных на решение местных  социальных проблем, на организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и экономическим преобразованиям), формирование политического и гражданского самосознания. Полиидеологизация сознания, утверждение в общественной жизни множества равноправных и равнозначных идеологических концепций поможет избавить культуру от моноидеологии, от тоталитарных притязаний какой-либо социальной силы (партии, движения, лидера) на единственную и обязательную для всех точку зрения, создаст необходимую базу для формирования мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие ценности добра и справедливости.

В рамках информационно-просветительных  проектов можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни. Практика подобного проектирования вовлекает развитие позитивных социально-политических инициатив граждан в разработку и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.

Классификация социальных проектов может осуществляться, что очевидно, и на основе иных критериев  отнесения социальных проектов к  тому или иному типу. Например, возможно говорить о так называемых целевых проектах, которые определяются следующим образом: целевой проект -- это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т. е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека. Целевой проект представляет собой относительно самостоятельную, законченную, логически? выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить реальные проблемы социальной группы, создать условия для социокультурной самодеятельности населения. Следовательно, и на уровне формирования целевых проектов проблемно-целевая ориентация сохраняется как доминирующий принцип проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проективная (или проектная) деятельность относится  к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить  и усовершенствовать.

По  способу (методу) проектирования можно  выделить философско-теоретическое  проектирование -- конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование -- создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование «второй реальности» с помощью образа, знака, символа и др.

По  объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых  форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и  педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой») и др.

Комбинация  различных способов проектирования в соотношении с теми или иными  составляющими объектной области  дает нам множество вариантов  проектной деятельности -- в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования -- идеологию и т.д.

Актуальность  овладения основами социального  проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет  широкую область применения для  всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда -- умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование -- это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 2007.

2. Антонюк Г.А. Социальное проектирование  и управление общественным развитием.  Минск, 2007.

3. Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., 2007.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2006.

5. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное  прогнозирование: Перспективные  проблемы общества (Опыт систематизации). М., 2006.

6. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологии прогнозных разработок социальных проектов. М., 2006.

7. Бруиллинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 2006

8. Виноградов В.Г., Гончарук С.И.  Законы общества и научное  предвидение. М., 2006

9. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров  А.Н. Теоретические основы прогнозирования  и планирования: Учебное пособие.  СПб., 2006

10. Гурьев В.И. Основы социальной  статистики. М., 2006

11. Дитрих Я. Проектирование и  конструирование: Системный подход. М., 2006

12. Котляров И.В. Теоретические основы  социального проектирования. М., 2006

13. Крючков Ю.А. Теория и методы  социального проектирования. М., 2006

14. Лакис П.П. Методологические и логические аспекты прогнозирования. Рига, 2006

15. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. М., 2006

16. Любимова Т.В. Будущее -- это истина прошлого // Экология культуры. М., 2007

17. Методологические проблемы социального  прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. Л., 2006

18. Моркунас З.В. Методология управления социальными процессами. Вильнюс, 2007

19. Прогнозное социальное проектирование  в условиях ускоренного научно-технического  прогресса. Кн. 1. М., 2007

20. Рабочая книга по прогнозированию.  М., 2006

21. Телешова Ю.Я. Модели и методы анализа социологического исследования: Учебное пособие. М., 2005

22. Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лаин Я.И. Социальное проектирование. М., 1982.

23. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2008

24. Уилсон А., Уилсон М. Управление  и творчество при проектировании  систем. М., 2005

25. Щедровицкий Г.П. Проблема объекта  в системном проектировании / Избранные  труды. М., 2006

26. Эшби У.Р. Введение в кибернетику.  М., 2005

28. В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. Социальное  проектирование. Ростов н/Д., 2006 г. - 416 стр.


Информация о работе Социальное проектирование