Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа
Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
Вопрос №1. Раскрыть цели социального прогнозирования, определить концепции будущего мировой цивилизации
Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.
Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека -- каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования - проектирование ребенка нового типа».
Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития [2].
Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Следует учитывать, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.
Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек [1, с.46].
В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:
- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);
- дальнесрочные (свыше 15 лет).
Сам процесс прогнозирования
предполагает: проведение краткого ретроспективного
анализа прогнозируемого
- уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;
- тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;
- оценки экспертов
по ведущим научным
Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.
Социальное прогнозирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.
В основе прогнозирования лежат
три взаимодополняющих
- экстраполяция в будущее
тенденций, закономерностей
- моделирование объектов
исследования, представление их
в) прогнозная оценка эксперта.
Три способа разработки прогнозов.
Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:
-анкетирование (интервьюирование, опрос);
-экстраполирование и интерполирование - построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;
-моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.
Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
-в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;
- как действительно может протекать развитие;
- каков механизм преодоления негативных тенденций.
В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.
Вопрос №2. Раскрыть сущность основных концепций будущего человечества
Будущее – период следствий, которые следует за причинами. Интуиция позволяет нам «увидеть» модель ситуации, сопутствующего реальному её воплощению. Управление напряжением мыслей вокруг события позволяет творить будущее. Наконец, влияние на причины, вызывающие следствия, может ослабить или усилить будущие события. Каждому из названных инструментов есть критерий и органы труда в человеческом организме, а так же внешние мероприятия.
Смысл Будущего
Несмотря на наличие познавательных инструментов, полезных для понимания и управления будущим, природа многих природных и социальных процессов делает задачу прогнозирования будущего сложной и желанной целью многих людей и культур на протяжении столетий. Люди всегда стремились увидеть образы будущего. Поэтому пророки и предсказатели всегда имели огромное общественное значение. С целью прогнозирования будущего возникли эзотерические учения, астрология, хиромантия, суеверия. Развитие большей части физики также легко объяснить, как попытку сделать объективные прогнозы о будущих событиях. Фантастика возникла как средство сверхдальнего прогноза с помощью художественного воображения. Понятие будущего также формирует предпосылки для религии. Многие религии предлагают пророчества о жизни после смерти, а также о конце света. Последнее (Конец Света) приводит к конфликту в христианстве между знанием будущего и свободой воли человека - к доктрине предопределения.
Концепция развития от низшего к высшему
Концепция человеческого
будущего тесно связана с развитием
от низшего к высшему, или понятием
прогресса. Количественно измерить прогресс
сложно. В индустриальную эру измерением
прогресса было бы увеличение уровня энергопотребления.
На этом основана шкала цивилизаций Кардашева.
В информационную эру мерилом может быть
быстрота микропроцессоров (закон Мура)
— подобную классификацию цивилизаций
выдвигал Карл Саган. В соответствии с
концепцией Гуманизма - «в центре находится
идея человека как высшей ценности по отношению
к самому человеку и относительная в ряду
других ценностей мира и общества». Однако,
в XX веке в первой, второй мировых войнах
и других конфликтах пострадало свыше
100 млн. человек — больше, чем за всю предыдущую
историю человечества. С точки зрения
такого подхода, говорить о каком-то прогрессе
не имеет смысла. Несмотря на переход от
индустриальной эпохи
к информационной, количество потребляемых
ресурсов с каждым годом растёт. В связи
с этим высказывается мнение, что колонизация космоса неизбежна, но ее необходимость
пока очевидна не для всех.
Важнейшим фактором прогресса является
человеческий потенциал, когда развитие
цивилизации есть развитие феномена сознания,
без чего все остальное развитие теряет
всякий смысл. Очевидно, за объективную
меру прогресса можно выбрать раскрытие возможностей человека.
Сценарии будущего человечества
Прогнозируемые варианты
будущего включают как экологическую катастрофу, так и идеалистическое будущее,
в котором беднейшие люди живут в условиях,
которые сегодня можно считать богатыми
По библейскому откровению о будущем устанавливается
вечная жизнь, которая будет после воскресения
мертвых и всеобщего суда Божия.
Для верующих, любящих Бога и делающих добро, она будет
столь блаженна, что теперь мы сего блаженства,
и вообразить не можем, а неверующие
и беззаконные будут преданы вечной смерти
или, иначе сказать, вечному огню, вечному
мучению вместе с дьяволом.
Человек будущего
В настоящее время существует философское движение, в основе которого лежит предположение, что человечество является молодой цивилизацией или первым звеном космической эволюции, а значит, может совершенствоваться. В самом деле, любая цивилизация должна либо погибнуть, либо существовать вечно. Мы мало что можем сказать определенного про погибающие цивилизации, тогда как вечное существование накладывает на цивилизацию всемогущественные возможности. Мы имеем две вечные сущности: реальный мир и Бога, которого можно определить как предел развития вечных (живых) цивилизаций. Вечные цивилизации могут порождать другие цивилизации. Другие цивилизации могут погибнуть, либо осознать свой исторический выбор и встать на вечный путь развития. Для этого им необходимо разработать парадигму мировоззрения для вечного существования. Вечные цивилизации, безусловно, обладают Мировоззрением Вечного Существования - МВС, которая содержит в себе два класса мировоззрений — для цивилизаций, которые не могут самостоятельно развиваться, и для молодых цивилизаций с безграничным потенциалом. Мы можем считать, что Бог обладает в полной мере МВС. Данное философское движение утверждает, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть, значительно повысить умственные и физические возможности человека; важно изучение достижений, перспектив и потенциальных опасностей использования науки, технологии, познания и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей. Движение выступает против крионики [8, с.102].
Целью крионики является перенос только что умерших или обреченных на смерть пациентов в тот момент в будущем, когда станут доступны технологии «ремонта» клеток и тканей и, соответственно, будет возможно восстановление всех функций организма. Такие технологии – это невежество в вопросах, что есть индивидуальность, попытки механистического решения вопроса долголетия и выбрасывание усилий на ветер. Такое же положение относится к искусственному интеллекту. В настоящее время не возможно создание сверхчеловеческого интеллекта без изучения потенциала Человек.
Движение так же выступает
против концепции технологической
сингулярности или предполагаемой точки
в будущем, когда эволюция человеческого
разума в результате развития нанотехнологии
С моей точки зрения, на сегодняшний
день налицо следующие