Социальное прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА КАТЯ СОЦИОЛОГИЯ И ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Социальное  государство - это государство, которое  стремится                    максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно              в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства.

Взаимоотношениям  между личностью, обществом и  государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции. В частности, согласно статье 21 государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксированы необходимые для построения социального государства такие принципы, как разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа [1, с.65].

Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.

Объектом социальной политики являются общественные слои                         и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом.

Предметом социальной политики выступает государственное                     регулирование общественных отношений по поводу справедливого                           перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.

Социальная  сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы,                      с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а, с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

Благодаря этому  Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.

Главной целью  социальной политики в республике является                       предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь                              в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь                 10-15% населения.

Смысл эффективной  адресной социальной защиты и состоит  именно            в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень - помощь должна быть прибли-2К6НЭ. К потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов [3, с.80].

 При этом нужны строго дифференцированные программы,                             в частности:

  • инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;
  • многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

        Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию                 населения призваны определить социальные гарантии, которые государство       в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг (например, минимальная температура в жилых помещениях), обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами                     в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и другое [4, c.38].

Следует отметить, что работа в этом направлении  началась еще                  в 1999 году, когда был принят Закон "О государственных минимальных стандартах". Этим законом определено, что в систему государственных минимальных стандартов включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального и социального обслуживания. Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным Кодексами Республики Беларусь, законами                    "О прожиточном минимуме", "О пенсионном обеспечении", "Об образовании в Республике Беларусь" и другими нормативно-правовыми документами.

Правительство в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь приняло распоряжение "О выработке и внедрении в республике социального стандарта по улучшению качества и доступности услуг населению".

Исключительное  внимание следует уделить жителям  сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Президент поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов повсеместно по всей стране,                     с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. Стандарты должны выполняться беспрекословно[7, с.71-72].

При разработке новых стандартов необходимо взять  все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала  в доперестроечные времена и доказала свою результативность; усовершенствовать ее отдельные элементы в соответствии с современными требованиями. Сегодня социальное обслуживание населения должно отражать не минимальный,             а средний уровень и осуществляться бесплатно. С другой стороны, необходимо определить и конкретный перечень платных услуг, но при невысоких и жестко контролируемых тарифах.

Приоритетной  задачей государства в области  социальной защиты является забота о  семье, детях, в частности, обеспечение  необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное                  и социальное развитие[12, с.375].

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия ряда законодательных и нормативных документов. В сфере социальной защиты это: Основные направления государственной семейной политики; Кодекс Республики Беларусь о браке и семье; Законы Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей",              "О социальном обслуживании"; Президентская программа "Дети Беларуси"         и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.  Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.М. Мельник; науч. ред. П.Г. Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007. – 280 с.

2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 419с.

3. Основы идеологии белорусского государства / В.И. Чуешов,                     И. И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 188с.

4. Основы идеологии белорусского государства / Е.М. Бабосов. –               3-е изд., перераб. и доп. Минск: Амалфея, 2007. – 480с.

5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 4-е изд. / С.Н. Князев; под общ. ред. С.Н. Князева,              В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 316с.

6.Мельник В.А. Государственная  идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник;  Науч. ред.П.Г. Никитенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Тесей, 2003. - 239с.

7. Мухаев Р.Т. Политология // учебник для вузов. - М., 2000.

8.Политология:  Учебно-методический комплекс для  студ.                               и преподавателей высш. учеб. заведений / Е.М. Бабосов, Л.В. Гребенникова-Воробьева, В.А. Гребень-Грущенкова и др.; Под общ. ред.Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. - Мн.: Технопринт, 2002. - 461с.

          9.Шинкарев В.В. Идеология и государственность // Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. 2002. № 6.

10. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно-методическое пособие. -   Мн.: РИВШ БГУ, 2003.

11.Основы идеологии  белорусского государства: Учебное  пособие для вузов/ под общ. ред. С.Н.Князева. С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте республики Беларусь, 2004. - 491 с.

12. Никитенко  П.Г. Модель устойчивого социально  - экономического развития Беларуси: Проблемы формирования и эволюции. – Мн., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальное прогнозирование