Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа
Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером, Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.
Социальное государство - это государство, которое стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства.
Взаимоотношениям между личностью, обществом и государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции. В частности, согласно статье 21 государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксированы необходимые для построения социального государства такие принципы, как разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа [1, с.65].
Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.
Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом.
Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.
Социальная сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а, с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень - помощь должна быть прибли-2К6НЭ. К потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов [3, с.80].
При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить социальные гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг (например, минимальная температура в жилых помещениях), обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и другое [4, c.38].
Следует отметить, что работа в этом направлении началась еще в 1999 году, когда был принят Закон "О государственных минимальных стандартах". Этим законом определено, что в систему государственных минимальных стандартов включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального и социального обслуживания. Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным Кодексами Республики Беларусь, законами "О прожиточном минимуме", "О пенсионном обеспечении", "Об образовании в Республике Беларусь" и другими нормативно-правовыми документами.
Правительство в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь приняло распоряжение "О выработке и внедрении в республике социального стандарта по улучшению качества и доступности услуг населению".
Исключительное внимание следует уделить жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Президент поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов повсеместно по всей стране, с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. Стандарты должны выполняться беспрекословно[7, с.71-72].
При разработке новых стандартов необходимо взять все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в доперестроечные времена и доказала свою результативность; усовершенствовать ее отдельные элементы в соответствии с современными требованиями. Сегодня социальное обслуживание населения должно отражать не минимальный, а средний уровень и осуществляться бесплатно. С другой стороны, необходимо определить и конкретный перечень платных услуг, но при невысоких и жестко контролируемых тарифах.
Приоритетной
задачей государства в области
социальной защиты является забота о
семье, детях, в частности, обеспечение
необходимых условий для
Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия ряда законодательных и нормативных документов. В сфере социальной защиты это: Основные направления государственной семейной политики; Кодекс Республики Беларусь о браке и семье; Законы Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", "О социальном обслуживании"; Президентская программа "Дети Беларуси" и др.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.М. Мельник; науч. ред. П.Г. Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007. – 280 с.
2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 419с.
3. Основы идеологии белорусского государства / В.И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 188с.
4. Основы идеологии белорусского государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Амалфея, 2007. – 480с.
5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 4-е изд. / С.Н. Князев; под общ. ред. С.Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 316с.
6.Мельник В.А.
7. Мухаев Р.Т. Политология // учебник для вузов. - М., 2000.
8.Политология:
Учебно-методический комплекс
9.Шинкарев В.В. Идеология и государственность // Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. 2002. № 6.
10. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно-методическое пособие. - Мн.: РИВШ БГУ, 2003.
11.Основы идеологии
белорусского государства:
12. Никитенко
П.Г. Модель устойчивого