Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:06, контрольная работа
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.
Введение…………………………………………………...………………………
1. Детская инвалидность и её причины………………………………………….
2.Методика работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………...
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г. Воронеже
Кафедра социальной работы
и права социального
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы
на тему: «Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида»
Студентка 4 курса 4 группы
Факультета «Социальная работа» _______ Хаванцева Г.В.
проверил
Воронеж 2013
Содержание
Введение…………………………………………………...
1. Детская инвалидность и её причины………………………………………….
2.Методика работы социального педагога
с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида……………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Одной из актуальных социально-экономических
и демографических проблем
В настоящее время накоплен
достаточно богатый опыт по исследованию
детской инвалидности во многих отраслях
научного знания, Особое внимание уделяется
анализу причин возникновения детской
инвалидности, изучению проблем социальной
реабилитации и адаптации детей-инвалидов,
к условиям социума.
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – от физического уничтожения, непризнанная изоляция «полноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в обществе, создания для них безбарьерной среды1. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Так же особо выделяется проблема детской инвалидности.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей2.
В законе «О социальной защите
инвалидов» сказано, что инвалид
– это лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, приводящие к ограничению.
При определении «инвалидности»
Определение инвалидности детям производит Медико-педагогическая комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.
Выделяют четыре степени:
1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;
2 степень утраты здоровья
устанавливается при наличии
выраженных нарушений функций
органов и систем, которые, несмотря
на проведенное лечение,
3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья
определяется при резко
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1. Нервно-психические
2. заболевания внутренних органов;
3. поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;
4. онкологические заболевания,
к которым относятся
5. поражение и заболевания органов слуха;
6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации; 7. эндокринные заболевания5.
Таким образом, можно убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):
К сожалению, барьеры о которых упомянуто выше – это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно.
Итак, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
2. Методика работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида
В конце XX века в нашей стране начали
создаваться, главным образом в
крупных городах, специализированные
центры по работе с различными категориями
детей-инвалидов и их семьям. В
таких центрах совместными
Значимость ее обусловлена
тем, что помощь ребенку и его
семье должна быть не столько психологически
глубокой, сколько широкой по охвату
проблем, а также участников событий,
в число которых входят члены
семьи, и их родственники, работники
специализированных учреждений, чье
внимание необходимо привлечь к проблемам
семьи ребенка-инвалида и ее нуждам.
В такой ситуации ребенок с
ограниченными возможностями и
семья, в которой он воспитывается,
нуждаются в помощи специалиста,
который смог бы активно войти
в конкретную жизненную ситуации
семьи, смягчить воздействие стресса,
помочь мобилизовать имеющиеся внутренние
и внешние ресурсы всех членов
семьи. Таким специалистом, профессионалом,
подготовленным к решению такого
рода социально-психолого-
Главная цель социально-педагогической
деятельности в работе с семьей ребенка
с ограниченными возможностями
– помочь семье справиться с трудной
задачей воспитания ребенка-инвалида,
способствовать ее оптимальному функционированию,
несмотря на имеющиеся объективный
фактор риска; воздействовать на семью
с тем, чтобы мобилизовать ее возможности
для решения задач
Рождение больного ребенка неизбежно изменяется уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса9. И в таком состоянии многие родители хотят оказаться от ребенка-инвалида. Чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. для этого социальны педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь10.Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации11. Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем.
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида