Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………
1. Детская инвалидность и её причины………………………………………….
2.Методика работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

инвалиды (6).docx

— 40.02 Кб (Скачать документ)

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ   ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 «РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Воронеже

 

Кафедра социальной работы и права социального обеспечения

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы  

 

на тему: «Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида»

Студентка  4 курса 4 группы

Факультета «Социальная  работа»  _______  Хаванцева Г.В.

 

 

проверил

 

 

 

 

Воронеж 2013

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………...………………………

1. Детская инвалидность  и её причины………………………………………….

2.Методика работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………...

 

Введение

Одной из актуальных социально-экономических  и демографических проблем современного российского социума является включение  детей с ограниченными возможностями  в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с  физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди  населения страны неуклонно возрастает.  Если в 1995 году численность детей-инвалидов  в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с  детства. Это свидетельствует о  том, что  в условиях перехода  к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные  объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую  ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные  медицинские услуги, трансформация  жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций  и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция  к увеличению численности инвалидов  может сохраниться и в ближайшие  годы. Поэтому создание оптимальных  условий для успешной адаптации  детей-инвалидов является важнейшей  социально-экономической и политической задачей всех государственных и  общественных структур.

В настоящее время  накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, Особое внимание уделяется  анализу причин возникновения детской  инвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, к условиям социума. 

  1. Детской инвалидности и её причины

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о  том, что она прошла сложный путь – от физического уничтожения, непризнанная изоляция «полноценных членов» до необходимости  интеграции лиц с различными физическими  дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в  обществе, создания для них безбарьерной среды1. Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Так же особо выделяется проблема детской инвалидности.

Согласно Декларации о  правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид»  означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью  или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в  силу недостатка, будь то врожденного  или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей2.

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид  – это лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящие к ограничению. При определении «инвалидности», в нашей стране, традиционно используется клинический показатель – устойчивое нарушение функций организма  в связи с таким социальным показателем, как степень участия  в трудовой деятельности (нарушение  трудоспособности). А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими  состояниями, резко ограничивающими  возможность включения ребенка  в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи  с чем возникает необходимость  в постоянном дополнительном уходе  за ним, помощи или надзоре3.

Определение инвалидности детям  производит Медико-педагогическая комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени  нарушения функций (с учетом их влияния  на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения  здоровья.

Выделяют четыре степени:

1 степень утраты здоровья  определяется при легком или  умеренном нарушений функций  ребенка;

2 степень утраты здоровья  устанавливается при наличии  выраженных нарушений функций  органов и систем, которые, несмотря  на проведенное лечение, ограничивают  возможности социальной адаптации  ребенка (соответствует 3 группе  инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья  соответствует второй группе  инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья  определяется при резко выраженных  нарушениях функций органов и  систем, приводящих к социальной  дезадаптации ребенка при условии  необратимого характера поражения  и неэффективности лечебных и  реабилитационных мероприятий (соответствует  первой группе инвалидности у  взрослого)4.

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует  перечень заболеваний, среди которых  можно выделить следующие основные группы:

1. Нервно-психические заболевания; 

2. заболевания внутренних  органов; 

3. поражения и заболевания  глаз, сопровождающиеся стойким  снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех  направлениях;

4. онкологические заболевания,  к которым относятся злокачественные  опухоли второй и третьей стадии  опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов;

5. поражение и заболевания  органов слуха; 

6. хирургические заболевания  и анатомические дефекты и  деформации; 7. эндокринные заболевания5.

Таким образом, можно убедиться, что существует довольно большой  перечень заболеваний, приводящих к  инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении  ребенка, его отношениях с окружающими  и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов  и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

Специалисты, работающие с  инвалидами, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья  с ребенком-инвалидом и сам  ребенок в нашей стране):

  • социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;
  • при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;
  • выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
  • трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;
  • отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
  • сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.);
  • отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

К сожалению, барьеры о  которых упомянуто выше – это  лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются  повседневно.

Итак, инвалидность – это  ограничения в возможностях, обусловленные  физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают  социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным  в общество и принимать участие  в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и  другие члены общества. Общество обязано  адаптировать существующие в нем  стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы  они могли жить независимой жизнью.

 

2. Методика работы социального  педагога с семьёй, воспитывающей  ребенка-инвалида

 

 

В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в  крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями  детей-инвалидов и их семьям. В  таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и  др. – клиентам оказывается комплексная  медицинская, социальная, психологическая  и педагогическая помощь. Однако ведущее  место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с  ограниченными возможностями –  непрерывный педагогически целесообразно  организованный процесс социального  воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями  на разных возрастных этапах, в различных  слоях общества и при участии  всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи6.

Значимость ее обусловлена  тем, что помощь ребенку и его  семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены  семьи, и их родственники, работники  специализированных учреждений, чье  внимание необходимо привлечь к проблемам  семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с  ограниченными возможностями и  семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти  в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог. Социальный педагог – сотрудник специального образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми7.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка  с ограниченными возможностями  – помочь семье справиться с трудной  задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный  фактор риска; воздействовать на семью  с тем, чтобы мобилизовать ее возможности  для решения задач реабилитационного  процесса8. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Рождение больного ребенка  неизбежно изменяется уклад и  особенно психологический климат в  семье. Все члены семьи, и в  первую очередь мать находятся в  состоянии эмоционального стресса9. И в таком состоянии многие родители хотят оказаться от ребенка-инвалида. Чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. для этого социальны педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Кроме того, социальный педагог  выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и  семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье  преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими  родственниками, с семьями, испытывающими  подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь10.Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации11. Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление контракта (договора). Он составляется между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида