Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………………
1. Детская инвалидность и её причины………………………………………….
2.Методика работы социального педагога с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

инвалиды (6).docx

— 40.02 Кб (Скачать документ)

Договор включает:

1. Описание ключевой проблемы  или проблем, которые обе стороны  надеются разрешить;

2. Цель и задачи проводимой  работы;

3. Процедуры и методики, которые будут использованы;

4. Требование к клиенту  и специалисту, характеризующие  роли каждого из них в процессе  решения проблемы (для социального  педагога это обычно встречи,  беседы, письма, телефонные звонки);

5. Временные рамки совместной  деятельности и действия в  случае, если соглашение будет  нарушено одной из сторон.

При составлении контракта  семьи или отдельного члена должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить придельные сроки, которые будут  обязательными и для него, и  для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели. Контракт между социальным педагогом  и клиентом (в нашем случае –  семьей ребенка-инвалида) считается  первичным, могут существовать контракты  между социальным педагогом и  другими системами, помогающими  разрешить проблемы клиента, сберегая его силы и энергию. Очень распространена такая форма работы с семьей, как  патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет  инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные  трудности, оказывающие на них отрицательное  воздействие .

Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями  посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые  услуги не исчерпывают возможности  патронажа, в его рамках могут  осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность  наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить  больше информации, чем лежит на поверхности12. Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Другой метод работы –  консультации. Он представляет собой  взаимодействие между двумя или  несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем  или при подготовке к предстоящим  действиям. Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных  задач, оно способно найти широкое  применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида13. Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.

Тренинги – еще один метод работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида. Это групповые  методы работы с семьей (семьями). Особенно распространены психологические и  образовательные тренинги. Психологический  тренинг представляет собой сочетание  многих приемов индивидуальной и  групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и  навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное  место в социальное место в  социальной работе, системе образования. Образовательные тренинги для родителей  направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных  и конструктивного взаимодействия14. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течении последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей-инвалидов. Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.

Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы  и стремиться получить поддержку  и одобрение в группе. Кроме  того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей15. Несмотря на высокие требования при соответствующей подготовки социальных педагогов именно групповые формы работы, в частности образовательные тренинги для родителей, эффективность которых доказана зарубежным опытом, войдут в разряд ведущих технологий социально-педагогического воздействия.

Посредническая помощь социального  педагога (звонки, письменные обращения  в различные инстанции), наряду с  образовательной помощью и психологической  поддержкой, позволяет в ряде случаев  найти источники для оплаты лечения  и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся  неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи.

Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень  болезненно, и по этому семьи не всегда пользуются этим правом, теперь дополнительный источник помощи. Социальный педагог раскрывая положительные  стороны статуса инвалида, нейтрализует предупреждения и негативные установки  родителей, препятствующие получению  необходимых льгот и материальных средств16.

Таким образом, социальный педагог  играет очень важную роль в жизни  ребенка-инвалида и его семьи. В  своей деятельности он в основном использует такие методы как контакт, консультирование, патронаж, тренинги.

 

Заключение

 

Численность детей-инвалидов  возрастает с каждым годом. Основными  причинами, способствующими инвалидности детей, является высокий уровень  хронических наследственных заболеваний  родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные  условия труда женщин; ухудшение  экологической обстановки и многие другие.

Итак, дети-инвалиды, имеющие  значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушение роста и  развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем.

В настоящее время для детей-инвалидов  создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается  медицинская, социальная, педагогическая, психологическая помощь.

Таким образом, социальный педагог  играет очень важную роль в жизни  ребенка-инвалида и его семьи. В  своей деятельности он в основном такие методы как контракт, консультирование, различные тренинги (образовательные, психологические и другие). В ходе курсового исследования мы пришили  к выводу, что неоднозначное представление  об инвалидности, невозможность для  социума обеспечить адекватные условия  социализации инвалидов, несоответствие возможностей последних их потребностей, несовпадение поведение инвалидов  общественным ожиданиям – это  и многое другое делает инвалидность реальной проблемой, которая не может  игнорироваться государством и обществом.

 

Литература

 

  1. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова //Дефектология.- 1997. - № 1. – С. 3-10.
  2. Аргун, Л.Е. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» / Л.Е.Аргун, И.В.Капустина // Вестн, Моск. Ун-та. – 1997. - №2. – С. 43-50.
  3. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида./ М.М.Айшервуд -М.: Педагогика, 1991 . – С. 50-80.
  4. Боброва, Л.П. Положение детей в Р.Ф. / Л.П.Боброва // Защити меня. – 2003. – №2. – С. 3.
  5. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л.К.Грачев // Социальное обеспечение. – 1995. - №9. – С. 11-12.
  6. Дементьева, Н.Ф Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева – М.: Институт социальной работы., 1996. – 332 с.
  7. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». – М.: 1995.
  8. Кавокин, С. Реабилитация и занятость инвалидов / С. Кавокин // Человек и труд. - 1994. - № 8. - С. 15-18.
  9. Казначеев, В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно/ В.В. Казначеев // Надежда. – 2004. - №1. – С. 9.
  10. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России: - учеб. Пособие / Г.И. Климантова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 192 с.
  11. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников – М.: ПЭРСЭ, 2002. – 198 с.
  12. Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова, А.Г. Москвина – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
  13. Оботурова, И.А. Познай дитя своё / И.А. Оботурова – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000. – 320 с.
  14. Ольман, С.В. О слепце, хромце, калеке, вдовце / С.В. Ольман // Социальная работа. – 1997. - № 1. – С. 6-14
  15. Панов, А.Н. Если ваш ребенок не такой как другие / А.Н. Панов – М.: Педагогика, 1997. – 271 с.
  16. Петрова, В.Г., Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М., Педагогика, 1998. – 173 с.
  17. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, -М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
  18. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под ред. Ю.Д. Арабанской. М.: Медицина, 1991. – 559 с.
  19. Саврасов, Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф./ Е.Г. Саврасов // Социальная работа. – 2003. - №1. – С. 33-34.
  20. Селевко, Т.К. Социально-воспитательные технологии / Т.К. Селевко, Л.Г. Селевко // Народное образование. – 2002. - №4. - С. 140-142.
  21. Смирнова, Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты / Е.Р. Смирнова – Саратов, 1996. – 163 с.
  22. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Педагогика, 2000. – 65 с.
  23. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 400 с.
  24. Холостова ,Е.И. Социальная реабилитация: Учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 340 с.
  25. Храпылина, Л.П. Основы реабилитации инвалидов / Л.П. Храпылина – М., Педагогика, 1996. – 107 с.

 

1 Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов / Л.П. Храпылина – М., Педагогика, 2002. – С. 107.

2 Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии //Дефектология.- 1997. - № 1. – С. 3.

3 Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф // Социальная работа. – 2003. - №1. – С. 33.

4 Петрова В.Г., Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М., Педагогика, 1998. – С.173.

5 Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, -М.: Институт социальной работы, 1997. – С. 364.

6 Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф // Социальная работа. – 2003. - №1. – С.34.

7 Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. – 2004. - №1. – С. 9.

8 Оботурова И.А. Познай дитя своё  – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000. – С. 320.

9 Панов А.Н. Если ваш ребенок не такой как другие – М.: Педагогика, 1997. – С. 271.

10 Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация – М.: ПЭРСЭ, 2002. – С. 198.

11 Мастюкова Е.М. Они ждут нашей помощи – М.: Педагогика, 1991. – С. 160 .

12 Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация – М.: ПЭРСЭ, 2002. – С. 197.

13 Панов А.Н. Если ваш ребенок не такой как другие – М.: Педагогика, 1997. – С.271.

14 Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф.// Социальная работа. – 2003. - №1. – С. 34.

15 Селевко Т.К. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. – 2002. - №4. - С. 140.

16 Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Педагогика, 2000. – С. 65.

 


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка-инвалида