Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:02, курсовая работа
Целью исследования является оценка эффективности социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков.
Для реализации поставленной цели в работе был поставлен ряд задач:
- рассмотреть детскую безнадзорность как социально-педагогическую проблему и изучить ее причины;
- изучить понятие и методы социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков;
- изучить особенности социально-педагогической реабилитации в специальных образовательных учреждениях закрытого типа;
- рассмотреть перспективные методы работы с безнадзорными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Детская безнадзорность как социально-педагогическая проблема….5
1.1 Анализ основных понятий………………………..………………………..…5
1.2 Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: понятие и методы…………………………………………………………………8
Глава 2. Специфика социально-педагогической реабилитации детей в специализированных учреждениях……………………………...……………..12
2.1 Деятельность социального педагога в специализированных учреждениях…………………………………….…………………………….….12
2.2 Перспективные методы работы с безнадзорными детьми………………..20
Заключение………………………………………….……………………………25
Список использованной литературы…………………….……………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Детская безнадзорность как социально-педагогическая проблема….5
1.1 Анализ основных понятий…………………
1.2 Социально-педагогическая
Глава 2. Специфика социально-педагогической
реабилитации детей в специализированных
учреждениях……………………………...……………
2.1 Деятельность социального педагога
в специализированных учреждениях…………………………………….…………
2.2 Перспективные методы работы с безнадзорными детьми………………..20
Заключение………………………………………….………
Список использованной
литературы…………………….……………………..
Введение
Проблема детской
С каждым годом детская безнадзорность приобретает все более угрожающий характер. По данным Генпрокуратуры в России два миллиона беспризорников. Чаще всего это дети из семей алкоголиков, которые не выдерживают постоянных побоев и уходят из дома. Среди причин увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.
Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее.
Опыт прошлых лет борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорит, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т. д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.
Социальным педагогам и психологам школ стоит активнее выявлять детей из неблагополучных семей для проведения профилактической работы, как с детьми, так и с родителями, а не ждать пока они обратятся за помощью. Меры, принимаемые государством и обществом для решения проблем детской безнадзорности, должны быть направлены, в первую очередь, на активизацию профилактической работы с ребенком и семьей, когда социально важные связи еще не разрушены. Необходимо бороться не только с симптомами и последствиями проблемы, но и с ее причинами.
Целью исследования является оценка эффективности социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков.
Для реализации поставленной цели в работе был поставлен ряд задач:
- рассмотреть детскую безнадзорность как социально-педагогическую проблему и изучить ее причины;
- изучить понятие и методы социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков;
- изучить особенности социально-педагогической реабилитации в специальных образовательных учреждениях закрытого типа;
- рассмотреть перспективные методы работы с безнадзорными детьми.
Для написания работы использовались труды известных ученых, таких как: Дивицына Н.Ф., Олифрененко Л.Я., Шульга Т.И., Мартынова М. С. и др.
Глава 1. Детская безнадзорность как социально-педагогическая проблема
1.1 Анализ основных понятий
Детская безнадзорность
рассматривается как социально-
Установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации. Часто дети оказываются в положении безнадзорности в возрасте, когда активно развиваются умственные и психологические процессы, физические и интеллектуальные способности, различного рода умения и навыки, ценностные ориентации. Упущенное время впоследствии очень сложно восстановить.
Статистические данные говорят о том, что безнадзорность и беспризорность детей с каждым годом приобретает все более угрожающий характер, а положение современной семьи остается достаточно нестойким (как материально, так и морально).
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».2
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:
- дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
- дети из неблагополучных, асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей: они относятся к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.3
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:
- рост числа асоциальных семей;
- безработные родители;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- нестабильные браки (разводы);
- низкий уровень благосостояния семьи;
- негативный опыт отношений с родителями;
- неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
Причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом:4
- социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
- социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
- психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность, которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.).
Успешность социально-
Сегодня можно говорить
о том, что система социального
воспитания несовершеннолетних в новых
социально-экономических
1.2 Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: понятие и методы
Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте. Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).5
Формы и методы социально-педагогической реабилитации, в настоящее время, достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-подростковой дезадаптации. В зависимости от характера и природы выделяются три основных типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые в свою очередь имеют разные степени выраженности.
Работу социального
педагога с безнадзорными и
Профилактическая
- работу по организации
благоприятной среды
- своевременную коррекцию семейных отношений;
- поиск форм занятости детей в свободное время;
- формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
- постановка детей
на социально-педагогический
- патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:
- постановку ребенка на учет;
- экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
- диагностика личностных
особенностей и социальной
- решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;
- информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;
- состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;
- организация необходимых
контактов со специалистами
- разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.
Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.6
Специалисты центров (социальные педагоги) осуществляют свою работу по следующим направлениям:7
- традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;
- проведение тематических бесед и лекций для детей и подростков;
- клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т.е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;
- комиссия общественного
воздействия, задачи которой
- работа по индивидуальной
карте социальной адаптации
- работа в отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;
Информация о работе Социально-педагогическя реабилитация безнадзорных подростков