Социально-педагогическя реабилитация безнадзорных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание

Целью исследования является оценка эффективности социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков.
Для реализации поставленной цели в работе был поставлен ряд задач:
- рассмотреть детскую безнадзорность как социально-педагогическую проблему и изучить ее причины;
- изучить понятие и методы социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков;
- изучить особенности социально-педагогической реабилитации в специальных образовательных учреждениях закрытого типа;
- рассмотреть перспективные методы работы с безнадзорными детьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Детская безнадзорность как социально-педагогическая проблема….5
1.1 Анализ основных понятий………………………..………………………..…5
1.2 Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: понятие и методы…………………………………………………………………8
Глава 2. Специфика социально-педагогической реабилитации детей в специализированных учреждениях……………………………...……………..12
2.1 Деятельность социального педагога в специализированных учреждениях…………………………………….…………………………….….12
2.2 Перспективные методы работы с безнадзорными детьми………………..20
Заключение………………………………………….……………………………25
Список использованной литературы…………………….……………………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Детская безнадзорность как социально-педагогическая проблема….5

1.1 Анализ основных понятий………………………..………………………..…5

1.2 Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: понятие и методы…………………………………………………………………8

Глава 2. Специфика социально-педагогической реабилитации детей в специализированных учреждениях……………………………...……………..12

2.1 Деятельность социального педагога в специализированных учреждениях…………………………………….…………………………….….12

2.2 Перспективные методы работы с безнадзорными детьми………………..20

Заключение………………………………………….……………………………25

Список использованной литературы…………………….……………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема детской безнадзорности стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с кризисом государственности и децентрализацией управления экономической и социальной сферой. После распада СССР государство оказалось не способным удовлетворять все нужды и потребности населения. Многие люди вынуждены были работать большую часть времени, которого на заботу о собственной семье уже не хватало. Таким образом, даже дети из социально благополучных семей имели «шанс» оказаться безнадзорными. Для тех же, кто не смог адаптироваться к изменениям в государстве и обществе, этот «шанс» возрос в несколько раз.

С каждым годом детская безнадзорность приобретает все более угрожающий характер. По данным Генпрокуратуры в России два миллиона беспризорников. Чаще всего это  дети из семей алкоголиков, которые не выдерживают постоянных побоев и уходят из дома. Среди причин увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится  подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее.

Опыт прошлых лет  борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорит, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т. д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Социальным педагогам  и психологам школ стоит активнее выявлять детей из неблагополучных  семей для проведения профилактической работы, как с детьми, так и  с родителями, а не ждать пока они обратятся за помощью. Меры, принимаемые государством и обществом для решения проблем детской безнадзорности, должны быть направлены, в первую очередь, на активизацию профилактической работы с ребенком и семьей, когда социально важные связи еще не разрушены. Необходимо бороться не только с симптомами и последствиями проблемы, но и с ее причинами.

Целью исследования является оценка эффективности социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков.

Для реализации поставленной цели в работе был поставлен ряд задач:

- рассмотреть детскую  безнадзорность как социально-педагогическую проблему и изучить ее причины;

- изучить понятие и методы социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков;

- изучить особенности социально-педагогической реабилитации в специальных образовательных учреждениях закрытого типа;

- рассмотреть перспективные  методы работы с безнадзорными детьми.

Для написания работы использовались труды известных ученых, таких как: Дивицына Н.Ф., Олифрененко Л.Я., Шульга Т.И., Мартынова М. С. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Детская безнадзорность как социально-педагогическая проблема

 

1.1 Анализ основных понятий

Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи  с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями  детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.1

Установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации. Часто дети оказываются в положении безнадзорности в возрасте, когда активно развиваются умственные и психологические процессы, физические и интеллектуальные способности, различного рода умения и навыки, ценностные ориентации. Упущенное время впоследствии очень сложно восстановить.

Статистические данные говорят о том, что безнадзорность и беспризорность детей с каждым годом приобретает все более угрожающий характер, а положение современной семьи остается достаточно нестойким (как материально, так и морально).

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».2

Таким образом, к категории  безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность  которых нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд  исследователей относят таких детей к «группе риска»:

- дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей: они относятся к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.3

Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд  причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:

- рост числа асоциальных семей;

- безработные родители;

- беженцы и вынужденные переселенцы;

- нестабильные браки (разводы);

- низкий уровень благосостояния семьи;

- негативный опыт отношений с родителями;

- неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

Причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом:4

- социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

- социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);

- психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

Какими бы причинами  ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность, которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.).

Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего  в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.

Сегодня можно говорить о том, что система социального  воспитания несовершеннолетних в новых  социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании.

 

1.2 Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: понятие и методы

Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте. Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).5

Формы и методы социально-педагогической реабилитации, в настоящее время, достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-подростковой дезадаптации. В зависимости от характера и природы выделяются три основных типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые в свою очередь имеют разные степени выраженности.

Работу социального  педагога с безнадзорными и беспризорными  детьми можно разделить на два  направления - это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:

- работу по организации  благоприятной среды воспитания  и общения;

- своевременную коррекцию  семейных отношений;

- поиск форм занятости  детей в свободное время;

- формы опеки детей  в период объективной занятости родителей и членов семьи;

- постановка детей  на социально-педагогический учет;

- патронирование отдельных  детей.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

- постановку ребенка на учет;

- экспресс-диагностика  состояния несовершеннолетнего;

- диагностика личностных  особенностей и социальной ситуации  развития ребенка;

- решение вопроса о  месте, куда будет направлен  несовершеннолетний;

- информирование семьи  (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;

- состояние несовершеннолетнего  и программа дальнейшей работы  с ним;

- организация необходимых  контактов со специалистами для  оказания психологической, медицинской,  правовой помощи несовершеннолетнему;

- разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.6

Специалисты центров (социальные педагоги) осуществляют свою работу по следующим направлениям:7

- традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;

- проведение тематических  бесед и лекций для детей  и подростков;

- клубная и кружковая  работа, задачами которой является  реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т.е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;

- комиссия общественного  воздействия, задачи которой состоят  в выявлении причин и условий,  способствующих девиантным проявлениям  детей и подростков, в защите прав детей в неблагополучных семьях;

- работа по индивидуальной  карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка,  находящегося в условиях глубокой  социальной депривации;

- работа в отделении  дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;

Информация о работе Социально-педагогическя реабилитация безнадзорных подростков