Социально-педагогическя реабилитация безнадзорных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание

Целью исследования является оценка эффективности социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков.
Для реализации поставленной цели в работе был поставлен ряд задач:
- рассмотреть детскую безнадзорность как социально-педагогическую проблему и изучить ее причины;
- изучить понятие и методы социально-педагогической реабилитации безнадзорных подростков;
- изучить особенности социально-педагогической реабилитации в специальных образовательных учреждениях закрытого типа;
- рассмотреть перспективные методы работы с безнадзорными детьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Детская безнадзорность как социально-педагогическая проблема….5
1.1 Анализ основных понятий………………………..………………………..…5
1.2 Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: понятие и методы…………………………………………………………………8
Глава 2. Специфика социально-педагогической реабилитации детей в специализированных учреждениях……………………………...……………..12
2.1 Деятельность социального педагога в специализированных учреждениях…………………………………….…………………………….….12
2.2 Перспективные методы работы с безнадзорными детьми………………..20
Заключение………………………………………….……………………………25
Список использованной литературы…………………….……………………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

4. Заключительный этап. Длительность этапа от двух недель до месяца.

Цель этапа - восстановление социальных контактов ребенка.

Согласие ребенка изменить свой образ жизни знаменует начало четвертого этапа работы. Главное  препятствие в осуществлении  деятельности социального педагога по ресоциализации дезадаптированного ребенка - его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок, имеющий опыт проживания на улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Не стоит забывать, что именно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку и по возвращению в общество при любой травмирующей его ситуации у него будет возникать желание все бросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случае ребенку необходима поддержка со стороны социального педагога. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение, возврат к старому образу жизни возможен лишь при разрыве отношений с учреждением и педагогами. Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидива активным субъектом взаимодействия выступает социальный педагог. Он направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данное положение свидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуациях отсутствия рецидива у детей взаимодействие носит демократический характер. Для осуществления профилактики рецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы с ребенком, целью которых является планирование дальнейшей жизненной перспективы. Важно отметить, что завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода.

Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными  и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

 

2.2 Перспективные методы работы  с безнадзорными детьми: выводы и предложения

Основным законодательным  документом, направленным на решение  проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в соответствии с которым основными задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом соответствующие структуры.

Опыт прошлых лет  борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорит, что  традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов  и т. д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку  семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.

Можно предложить следующие  мероприятия:

Прежде всего, необходимо повысить роль семьи в профилактике социально-отклоняющего поведения у детей. Это одно из важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющего поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей.

Реализация данного  направления требует решения  комплекса проблем несемейного  и внутрисемейного характера. Важнейшей  задачей является помочь подростку  опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа должна быть направлена не только на ребенка, но и на его семью с целью восстановления семейных связей. Помимо известных форм семейного устройства детей (усыновление, опека) является практика создания при различных ведомствах домашних групп, которая позволяет реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке. Необходимо найти новую форму эффективной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, например, заключение с ними договоров о взаимопомощи и сотрудничестве. Организовать психолого-педагогическую консультацию для родителей несовершеннолетних, с целью помочь решить семейный конфликт, объяснить причины нарушений во взаимоотношениях с детьми, научить убедить ребенка вести здоровый образ жизни, помочь снять негативное отношение детей к окружающей среде.

Необходимо решить проблему подготовки будущих и молодых  родителей к семейной жизни и  воспитанию своих детей. Поэтому  можно предложить организовать специальную  семейную службу, где будет проходить непосредственная подготовка родителей к воспитанию своих детей путем проведения специальных методик изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды.

В данной семейной службе можно создать благоприятную нравственную семейную обстановку. Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье и в той обстановке, в которой он живет, воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми, какой должен быть быт. Данная служба поможет предупредить ошибки в семейном воспитании, сформирует у ребенка твердые нравственные ориентиры, нравственную позицию. Поможет не допустить насилия над ребенком, употребления и приобщения подростков к спиртным напиткам, курению, наркотикам.

Необходимо составить  социальный паспорт на семью несовершеннолетнего, где будут отражены необходимые  сведения о семье и ребенке: социальное положение и статус, который занимает семья; взаимоотношения, жилищно-бытовые условия. В дальнейшей работе с семьей несовершеннолетнего необходим социальный патронаж в целях контроля и пресечения негативных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Среди проблем, характеризующих  неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых - детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, - социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным фактором детской  безнадзорности становится нарушение  прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии  и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность социального педагога нацелена на коррекцию и реабилитацию беспризорных и безнадзорных подростков. Все взаимодействие между социальным педагогом и безнадзорными и беспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающей признание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, с его проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любым поведением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивному развитию.

Процесс взаимодействия должен проходить поэтапно с учетом основных проблем, потребностей и возможностей дезадаптированного ребенка.

Важнейшей задачей социально-педагогической деятельности должна быть помощь ребенку в изменении отношения к себе и окружающему миру, в восстановлении утраченных социальных контактов, в обретении опыта семейной жизни. А коррекционная и реабилитационная работа должна быть направляется не только на ребенка, но и на его семью.

Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных детей в  условиях специальных учреждений будет успешной, если создать содержательные, технологические и кадровые условия для социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей, организовать целенаправленное взаимодействие специалистов, воспитанников и их родителей.

Таким образом, работа по реабилитации безнадзорных подростков требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999) // «Российская газета», N 121, 30.06.1999

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999

3. Буланова О.Е., Бгажнокова И.М., Беличева С.А. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. проф. Никитина В. А.). – Изд. Владос, 2002

4. Верцинская Н.Н. - Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989

5. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

6. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. – М.: Изд. «Дашков и Ко», 2009

7. Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление.  - Покров, 2004

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика (7-е изд., испр. и доп.): учебник. – М.: Изд. «Академия», 2009

9. Олиференко Л. Я, Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд. «Академия», 2008

10. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: 2-ое издание перераб. и дополн.: М.: Изд. «Академия», 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999, Т. 1. ст. «Безнадзорность».

2 См.: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999) // «Российская газета», N 121, 30.06.1999

3 См.: Верцинская Н.Н. - Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989

4 См.: Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление.  - Покров, 2004, стр. 116

5 См.: Буланова О.Е., Бгажнокова И.М., Беличева С.А. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. проф. Никитина В. А.). – Изд. Владос, 2002 стр. 100-104

6 См.: Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, стр. 119

7 См.: Мудрик А.В. Социальная педагогика (7-е изд., испр. и доп.): учебник. – М.: Изд. «Академия», 2009, стр. 94

8 См.: Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, стр. 121

9 См.: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999) // «Российская газета», N 121, 30.06.1999 / ст. 13 п. 1

10 См.: Олиференко Л. Я, Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд. «Академия», 2008, стр. 148

Информация о работе Социально-педагогическя реабилитация безнадзорных подростков