Социально-психологическая служба в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:58, контрольная работа

Описание

Цель работы - организация социально-психологической службы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 изучить деятельность социально-психологической службы школы;
 организовать социально-психологическую службу в школе;
 описать правовую основу, цели, задачи, структуру, функции, направления и принципы социально-психологической службы

Содержание

Введение
1. Организация работы социально-психологической службы в школе 4
2. Деятельность социально-психологической службы школы на разных этапах обучения в школе………………………………………….. ……………9
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)


 

Оглавление

Введение

1. Организация работы социально-психологической службы в школе              4

2. Деятельность социально-психологической службы школы на разных этапах обучения в школе…………………………………………..              ……………9

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А……………………………………………………………………15

Приложение Б……………………………………………………………………18

Приложение В……………………………………………………………………21

Приложение Г………………………………………………………………..…..24

Приложение Д……………………………………………………………………25

 


Введение

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Данная система должна включать социально-психологическую службу.

Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Этим определяется актуальность данной работы.

Объектом работы является социально-психологическая служба в школе.

Цель работы - организация социально-психологической службы.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

      изучить деятельность социально-психологической службы школы;

      организовать социально-психологическую службу в школе;

      описать правовую основу, цели, задачи, структуру, функции, направления и принципы социально-психологической службы.

1. Организация работы социально-психологической службы в школе

Социально-психологическая служба средней общеобразовательной школы (далее СПС) - это структура, которая работает в единой системе учебно-воспитательного процесса учреждения.

Социально-психологическая Служба руководствуется Конституцией и законом Российской Федерации об Образовании; Федеральным законом от 10.12.1995 г.  № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Конвенцией ООН о правах ребенка; решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости, социальной защиты обучающихся, а также Уставом школы, приказами и распоряжениями директора, Положением о социально-психологической службе средних общеобразовательных школ (Приложение А).

Цель деятельности  СПС:   обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.

Задачи социально-психологической службы:

                  обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;
· содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;

                  мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;

                  выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;

                  социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;

                  проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;

                  осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;

                  социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;

                  реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;

                  обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями;

                  изучение морально-психологического климата в семьях учащихся, своевременное выявление неблагополучных семей, обновление банка данных неблагополучных семей. Оказание комплексной социально-психо-педагогической помощи и поддержки семье;

                  контроль за морально-психологическим климатом в  семьях, за созданием комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в семьях;

                  охрана прав ребенка. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;

                  формирование нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок и в жизненном самоопределении  и нравственном поведении. Активизация профилактической работы среди учащихся и родителей по правовым  вопросам;

                  всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся;

                  воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся;

                  развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время.

Основные формы и методы работы социально-психологической службы [6]:

     индивидуальная и групповая работа со школьниками;

     организация коллективной деятельности и общения;

     организация воспитывающей среды;

     комплексное психолого-педагогичсекое обследование;

     опросы педагогов и родителей;

     наблюдение школьников;

     психологическое обследование школьников.

Диагностическая работа представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Для решения этих задач  выделены ведущие направ­ления деятельности, осуществляемые в зависимости от их конкретного содержания администрацией школы, педагогическим кол­лективом или специалистами школы (соц. педагогом, психологом, логопедом). [1]

1. Диагностическая работа, направленная на выявление психолого-педагогических особенностей обучения, поведе­ния и психического развития школьников. Психолого-педа­гогическая диагностика является фундаментом, так как вся остальная деятельность педагогов и психологов опирается на данные обследования каждого конкретного ребенка и информацию об особен­ностях класса в целом.

2.Аналитическая психолого-педагогическая де­ятельность, направленная на адаптацию программ и методик препо­давания к данным конкретным ученикам, построение учебного процес­са с учетом современных психологических требований.

3. Консультативная работа, направленная на выработку общей педагогической стратегии обучения и общения по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом данных социально-психологической диагнос­тики и педагогического наблюдения. В рамках данного направления разворачивается также консультирование родителей по вопросам обу­чения и взаимодействия с детьми.

4. Коррекционно-развивающая деятельность. В рамках данного направления разворачиваются различные формы социально-психологической работы с детьми, осуществляемой пси­хологом и социальным педагогом в соответствии с особенностями периода обу­чения, переживаемого школьниками и спецификой выявленных проблем их обучения, поведения и психологического развития.

Развитие социально-психологической службы зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы [7]:

 профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;

 управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;

 потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;

 наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.

В состав СПС входят, социальный педагог, педагоги-психологи, логопед, психолого-педагогический консилиум. В своей деятельности они руководствуются Положением о социально-психологической службе и своими должностными инструкциями (Положения Б,В).

Система  организации   работы   социально-психологической службы строится   на основе взаимодействия   социально-психологической службы с  администрацией школы, государственными и общественными организациями, занимающимися вопросами социальной защиты и защиты прав ребенка (Приложение Г, Д).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельность социально-психологической службы школы на разных этапах обучения в школе

На разных этапах обучения детей в школе (начальное звено, среднее и старшее) социально-психологическая служба решает различные задачи по сопровождению школьников.

В начальном звене (особенно в 1 классе)  основная задача психолого-педагогического сопровождения – создание условий для успешной адаптации детей к школе, си­туации обучения и нового социального взаимодействия. Для решения этой задачи реализуются следующие ви­ды  деятельности [5]:

1. Психодиагностическое обследование детей с целью определения их психологической готовности к школьному обучению. Оно состоит из нескольких этапов и реализуется как педагогом, так и специалистами школы (соц.педагогом, психологом, логопедом).

Проводится общее психодиагностическое обследование детей, направленное на выявление когнитивной, мотива­ционной и эмоционально-волевой готовности детей к школьному обу­чению. По результатам диагностики выделяются группы детей, психологически готовых к школе, а также дети:

                  с предполагаемыми нару­шениями умственного развития;

                  с выраженными проблемами в лич­ностной и эмоционально-волевой сферах.

С этими детьми проводятся специальные диагностические обследования, направленные, с одной стороны, на установление факта нарушений в умственной сфере, а с другой стороны - на выявление конкретного содержания внут­реннего конфликта ребенка, провоцирующего личностные или эмоци­онально-волевые проблемы.

2. Анализ психодиагностических данных и разработка на их осно­ве стратегии сопровождения для каждого ребенка. При разработке стра­тегии планируются направления работы с самим ребенком, содержа­ние консультаций для его родителей и педагогов, возможность и необ­ходимость привлечения других специалистов.

3. Формирование развивающих групп школьников по результатам диагностики, Организация групповых занятий, цель которых - целостное развитие лично­сти ребенка с учетом особенностей развития и возможностей усвоения школьной программы в данный период. Вместе с тем, сама групповая форма организации позволяет в рамках таких групп развивать социальные навы­ки, формировать саморегуляцию, самосознание детей.

4. Формирование логопедических групп для детей, нуждающихся в логопедической коррекции.

5. Психолого-педагогическое просвещение родителей (расширение круга их научных представ­лений об особенностях младшего школьного возраста и его основных проблемах, об оптимальных стилях детско-родительского общения и т. д.). Успешная социально­-психологическая адаптация первоклассников возможна лишь в тех слу­чаях, когда помощь и поддержка направляется ребенку из всех важней­ших сфер его жизнедеятельности. Успешность социализации и адаптации ребенка в значительной степени зависит от того, какую позицию займут родители, какой тип взаимоотношений будет выбран в семье ребенка

Информация о работе Социально-психологическая служба в школе