Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:58, контрольная работа
Цель работы - организация социально-психологической службы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить деятельность социально-психологической службы школы;
организовать социально-психологическую службу в школе;
описать правовую основу, цели, задачи, структуру, функции, направления и принципы социально-психологической службы
Введение
1. Организация работы социально-психологической службы в школе 4
2. Деятельность социально-психологической службы школы на разных этапах обучения в школе………………………………………….. ……………9
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
1. Организация работы социально-психологической службы в школе 4
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А……………………………………………………………………15
Приложение Б……………………………………………………………………18
Приложение В……………………………………………………………………21
Приложение Г………………………………………………………………..…..
Приложение Д……………………………………………………………………25
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Данная система должна включать социально-психологическую службу.
Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Этим определяется актуальность данной работы.
Объектом работы является социально-психологическая служба в школе.
Цель работы - организация социально-психологической службы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить деятельность социально-психологической службы школы;
организовать социально-психологическую службу в школе;
описать правовую основу, цели, задачи, структуру, функции, направления и принципы социально-психологической службы.
Социально-психологическая служба средней общеобразовательной школы (далее СПС) - это структура, которая работает в единой системе учебно-воспитательного процесса учреждения.
Социально-психологическая Служба руководствуется Конституцией и законом Российской Федерации об Образовании; Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Конвенцией ООН о правах ребенка; решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости, социальной защиты обучающихся, а также Уставом школы, приказами и распоряжениями директора, Положением о социально-психологической службе средних общеобразовательных школ (Приложение А).
Цель деятельности СПС: обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.
Задачи социально-психологической службы:
обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;
· содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;
мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;
выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;
социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;
осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;
социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;
реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями;
изучение морально-психологического климата в семьях учащихся, своевременное выявление неблагополучных семей, обновление банка данных неблагополучных семей. Оказание комплексной социально-психо-педагогической помощи и поддержки семье;
контроль за морально-психологическим климатом в семьях, за созданием комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в семьях;
охрана прав ребенка. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
формирование нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок и в жизненном самоопределении и нравственном поведении. Активизация профилактической работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам;
всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся;
воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся;
развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время.
Основные формы и методы работы социально-психологической службы [6]:
индивидуальная и групповая работа со школьниками;
организация коллективной деятельности и общения;
организация воспитывающей среды;
комплексное психолого-педагогичсекое обследование;
опросы педагогов и родителей;
наблюдение школьников;
психологическое обследование школьников.
Диагностическая работа представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Для решения этих задач выделены ведущие направления деятельности, осуществляемые в зависимости от их конкретного содержания администрацией школы, педагогическим коллективом или специалистами школы (соц. педагогом, психологом, логопедом). [1]
1. Диагностическая работа, направленная на выявление психолого-педагогических особенностей обучения, поведения и психического развития школьников. Психолого-педагогическая диагностика является фундаментом, так как вся остальная деятельность педагогов и психологов опирается на данные обследования каждого конкретного ребенка и информацию об особенностях класса в целом.
2.Аналитическая психолого-педагогическая деятельность, направленная на адаптацию программ и методик преподавания к данным конкретным ученикам, построение учебного процесса с учетом современных психологических требований.
3. Консультативная работа, направленная на выработку общей педагогической стратегии обучения и общения по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом данных социально-психологической диагностики и педагогического наблюдения. В рамках данного направления разворачивается также консультирование родителей по вопросам обучения и взаимодействия с детьми.
4. Коррекционно-развивающая деятельность. В рамках данного направления разворачиваются различные формы социально-психологической работы с детьми, осуществляемой психологом и социальным педагогом в соответствии с особенностями периода обучения, переживаемого школьниками и спецификой выявленных проблем их обучения, поведения и психологического развития.
Развитие социально-психологической службы зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы [7]:
профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;
управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;
потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;
наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.
В состав СПС входят, социальный педагог, педагоги-психологи, логопед, психолого-педагогический консилиум. В своей деятельности они руководствуются Положением о социально-психологической службе и своими должностными инструкциями (Положения Б,В).
Система организации работы социально-психологической службы строится на основе взаимодействия социально-психологической службы с администрацией школы, государственными и общественными организациями, занимающимися вопросами социальной защиты и защиты прав ребенка (Приложение Г, Д).
На разных этапах обучения детей в школе (начальное звено, среднее и старшее) социально-психологическая служба решает различные задачи по сопровождению школьников.
В начальном звене (особенно в 1 классе) основная задача психолого-педагогического сопровождения – создание условий для успешной адаптации детей к школе, ситуации обучения и нового социального взаимодействия. Для решения этой задачи реализуются следующие виды деятельности [5]:
1. Психодиагностическое обследование детей с целью определения их психологической готовности к школьному обучению. Оно состоит из нескольких этапов и реализуется как педагогом, так и специалистами школы (соц.педагогом, психологом, логопедом).
Проводится общее психодиагностическое обследование детей, направленное на выявление когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению. По результатам диагностики выделяются группы детей, психологически готовых к школе, а также дети:
с предполагаемыми нарушениями умственного развития;
с выраженными проблемами в личностной и эмоционально-волевой сферах.
С этими детьми проводятся специальные диагностические обследования, направленные, с одной стороны, на установление факта нарушений в умственной сфере, а с другой стороны - на выявление конкретного содержания внутреннего конфликта ребенка, провоцирующего личностные или эмоционально-волевые проблемы.
2. Анализ психодиагностических данных и разработка на их основе стратегии сопровождения для каждого ребенка. При разработке стратегии планируются направления работы с самим ребенком, содержание консультаций для его родителей и педагогов, возможность и необходимость привлечения других специалистов.
3. Формирование развивающих групп школьников по результатам диагностики, Организация групповых занятий, цель которых - целостное развитие личности ребенка с учетом особенностей развития и возможностей усвоения школьной программы в данный период. Вместе с тем, сама групповая форма организации позволяет в рамках таких групп развивать социальные навыки, формировать саморегуляцию, самосознание детей.
4. Формирование логопедических групп для детей, нуждающихся в логопедической коррекции.
5. Психолого-педагогическое просвещение родителей (расширение круга их научных представлений об особенностях младшего школьного возраста и его основных проблемах, об оптимальных стилях детско-родительского общения и т. д.). Успешная социально-психологическая адаптация первоклассников возможна лишь в тех случаях, когда помощь и поддержка направляется ребенку из всех важнейших сфер его жизнедеятельности. Успешность социализации и адаптации ребенка в значительной степени зависит от того, какую позицию займут родители, какой тип взаимоотношений будет выбран в семье ребенка
Информация о работе Социально-психологическая служба в школе