Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Причины и факторы социального неблагополучия………………………...5
2. Неполная семья как субъект конструктивного взаимодействия с социальным работником………………………………………………………..9
3. Психосоциальная работа с неполной семьей……………………………….15
3.1Основные методы психосоциальной работы с неполной семьей……………………………………………………………………...15
3.2 Психосоциальная работа по решению проблем неполных семей………….............................................................................................22
Заключение………………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………………….26
Глоссарий………………………………………………………………………...28
Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.[18]
Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.[19]
Неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи; неполная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Для того чтобы помочь членам неполной семьи осознать свои проблемы и активизировать на их решение, мы решили, в рамках данной работы разработать программу по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям, учитывая все выше перечисленные характеристики.
3.2 Психосоциальная работа по решению проблем неполных семей
Как уже отмечалось, очень часто неполные семьи являются малообеспеченными. Как помочь?
1. Для преодоления низкого уровня занятости формируются комплексные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится обучение людей, оставшихся без работы.
2. Контролируется своевременность выплаты заработной платы.
3. Выплачиваются государственные пособия на детей.
4. Нуждающиеся граждане получают финансовую и натуральную помощь (бесплатное горячее питание, продукты по льготным ценам и т.д.)
Чтобы в семье не было недопонимания, отчуждения, обвинений, им оказывается психологическая помощь. Психологическая, педагогическая помощь нужна детям и для формирования правильной полоролевой ориентации. Статистика говорит, что «согласно исследованиям, среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели быть похожими на свою мать, 8% - на отца, 2% - на обоих родителей».[20]
В неполной семье встречается и жестокость родителя. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.[21]
Прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи.
Совокупность таких признаков должна стать причиной серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.[22]
Необходимо прибегнуть к таким программам помощи, которые ориентированы на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между родителями и детьми.
У ребенка из неполной семьи могут быть трудности в школе.[23] Для решения этой задачи составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и. выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.
В нашей стране становится популярен термин “материнская семья”. За рубежом давно уже используют это выражение, снимая, таким образом, клеймо неблагополучия с семей, где главенствует мама.
Заключение
В результате проведенного исследования были выявлены причины и факторы неблагополучия неполных семей, которыми являются: малообеспеченность, жестокость внутри семьи, затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей, социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей и социальные катастрофы.
Был проведен анализ основных методов работы, в котором были выявлены:
1. Оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе;
2. Психологическая составляющая помощи: социально-психологическая поддержка и коррекция
3. Посреднический компонент помощи: помощь в организации, координации и информирование;
4. Краткосрочные формы помощи: кризисинтервентная проблемно-ориентированная модели взаимодействия;
5. Долгосрочные формы помощи: патронаж, консультативные беседы;
6. Групповые методы;
7. Психологическая помощь.
Так же, проведя анализ работы с неполной семьей мы сделали вывод, что для оказания помощи нужно учитывать особенности семьи и, возможно, подключение специалистов других специальностей: психолога, сотрудников органов внутренних дел, врача.
Если уж случилось так, что семья стала неполной, все должны понять, что состав семьи - далеко не первоочередная составляющая душевного здоровья детей и родителя. Намного важнее психологический климат в доме, эмоциональное состояние членов семьи, их отношение друг к другу и взаимная поддержка.
Список используемой литературы
1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998. – 256с.
2. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. псих. наук. – Пенза, 2000 – 237с.
3. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
4. Земска М. Семья и личность. - М., 1986. - 216с.
5. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.
6. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988 г. №7.
7. Мальцев С.Г., Немкина Э.А., Масалкина Т.Б. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальной службы. – М., 2003. - №1. – С. 46-50.
8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. – С. 73-117.
9. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 2007. - 76с.
10. Психология социальной работы/ Под ред. М.А. Гулиной, - Питер, 2004. – 234с.
11. Родионова Т.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях // Работник социальной службы. – 2003. - №2. – С. 41-47.
12. Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям. // «Образование и воспитание» 1997 г. №1
13. Сигида Е.А. и др. Содержание и методика социальной работы. –М., 2005.
14. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.
15. Социальная педагогика: Курс лекций/Под. общей ред. М.А. Га-лагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416с.
16. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Под ред. В.О. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2002. – 272с.
17. Социальная работа в вопросах и ответах/под ред. Е.П.Агапова – Ростов н/Д,2009 – С.60-75
18. Социальная работа. /Под общ.ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д, 2005.
19. Социальная работа: теория и практика /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.В. Сорвина. – М., 2002.
20. Сячина С.Л. Важнейшие функции современной семьи // Соц. педагогика: новые исслед. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы. – 2002. – С. 68-73.
21. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.- М., 2005.
22. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М., 1995.
23. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку, - М, 2004
24. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656с.
Дезадаптация - одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) "большого" общества, выпадения из его коммуникативных сетей.
Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Деликвентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.
Неполная семья - нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов.
Психосоциальная работа – это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. В психосоциальной работе в России особое внимание уделяется психологическим аспектам адаптации клиента социальной службы к изменившимся условиям, трудной жизненной ситуации.
Семейный конфликт – столкновение противоположных желаний и потребностей, интересов, целей, позиций, мнений или взглядов супругов, других членов семейного взаимодействия.
Семейный кризис – закономерная проблемная ситуация, порождаемая саморазвитием семьи, переходом с одной стадии ее жизненного цикла на другую и предполагающая серьезные изменения одновременно с несколькими членами семьи.