Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:17, реферат

Описание

В ходе выполнения работы я рассмотрел предпосылки возникновения социальных движений, их основные признаки и виды, охарактеризовал опросный метод и его применение в социологии, а также разработал короткое интервью для оценки массовых выступлений населения.

Содержание

Введение………………………………………………….……………….стр. 3
Социальные движения……………………………………………….....стр. 4
Опросные методы в социологии……………………………………....стр.11
Интервью для оценки массовых выступлений…….………………стр. 21
Список использованной литературы…………………………………стр.23

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 51.04 Кб (Скачать документ)
 
 

Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос

Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма  проведения анкетирования, при которой  в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса. Главное достоинство метода - сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник  
(не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).

Телевизионный экспресс - опрос

Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько  политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных  программ. Техника этого метода предполагает:                                                                                        

1. формулирование  телеведущим одного наиболее  актуального вопроса;                                                

2. мотивирование  телезрителей на высказывание  своего ответа на поставленный  вопрос в форме либо "да", либо "нет";                                                                                                           

3. просьбу к  телезрителям немедленно позвонить  по указанному телефону и продекларировать  свою позицию до окончания  данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);                                                                                                                                  4. оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;                                                                                                                                     5. комментирование полученных результатов.                                                                                          

 Этот привлекательный  для многих прием тележурналистики  способен дать только поверхностное  представление об общественном  мнении вообще, по поставленному  вопросу, в частности. Он не  может выявить умонастроения  всего народа, т.к. данную телепередачу  видели не все, а возможность  позвонить в телестудию имели  только немногие. Тем не менее,  этот метод может использоваться  в социологических исследованиях,  естественно, без претензий на  роль главного и объективного.

Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования - политические мероприятия, которые связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического анализа общественного мнения и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в угоду политическим интересам и амбициям их представителей. Это резко снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.

Экспертные  опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею.  
 
 

Интервью  для оценки массовых выступлений. 

1Вопрос.

Фамилия, Имя , Отчество

2Вопрос

Ваш пол

3Вопрос

Дата рождения

4Вопрос

Место работы

5Вопрос: 

Есть  различные способы  попытаться улучшить положение

дел в стране. В течение  последнего года сделали  ли Вы что-либо из

следующего?

-Подписали  обращение, заявление, ходатайство

-Участвовали  в митинге или демонстрации

-Работали в  общественной организации 

-Обращались  к представителю власти, депутату, политику, чиновнику 

-Работали в  партии

-Безвозмездно  сдавали кровь 

-Работали во  властных структурах  

6Вопрос: 

  На Ваш взгляд, стоит ли гражданам больше или

меньше  влиять на принятие политических решений?

-Стоит

-Не стоит 

7Вопрос: 

Как Вы полагаете, общественные организации, инициативные группы в России могут  реально влиять на власть, на принятие политических решений?

-могут

-не могут 

8Вопрос: 

  Если бы Ваши  права были нарушены,

то  как бы Вы поступили?

-Обратился в  суд 

-Попытался объединить  свои усилия с теми, кто оказался  в

такой же ситуации

-Использовал  свои связи и знакомства 

-Стал бороться  за свои права с помощью  общественной организации 

-Смирился  

9Вопрос:

Как Вы относитесь к массовым выступлениям?

-Поддерживаю 

-С пониманием, но не поддерживаю 

-Решительно  против 

-Затрудняюсь  ответить

10Вопрос:

Если  массовые выступления  состоятся, Вы лично  примете в них  участие?

-Скорее всего,  да 

-Скорее всего,  нет 

-Затрудняюсь  ответить  

Изучив доступные  публикации и суммировав ответы на разработанные вопросы для интервью можно сделать следующие выводы:

-В настоящий  момент социальные движения охватывают лишь ничтожно малое меньшинство населения.

-Они сталкиваются  с давлением и очень сильными  внешними принуждениями, которые  ограничивают возможности их  роста. 

- Им также  свойственны внутренние разногласия,  которые их ослабляют.

Но не смотря на это, очевидно, что массовая активность россиян эволюционировала от фазы стихийных выступлений к фазе коллективного действия и организованного протеста. Однако, возникновение организационных структур пока еще не привело к формированию устойчивых способов влияния граждан на процесс принятия политических решений. Свидетельством тому являются и явно завышенные оценки

как возможности  массовых выступлений с социально-экономической или политической повесткой дня, так и собственного в них участия.  
 

Список  использованной литературы.  

1. Курбатов В.И.  Социология. – М.: Март, 2000.

2. Радугин А.А., К.А.Радугин. Социология. - М.: Центр, 2001.

3. Растов Ю.Е., С. И. Григорьев. Начала современной  социологии:

Учебное пособие. – М., 1999..

4. Социологический  словарь. - Минск: Университетское, 1991.

5. Ядов В.А.  Социология в России. – М.: Ин-т  социолог. РАН,1998.

6. Фролов С.С. Социология: учебник. Личностная восприимчивость к социальным движениям

Информация о работе Социальные движения