Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:50, контрольная работа
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности.
Введение 3
Глава 1. Массовое сознание 4
Определение понятия и основные характеристики
массового сознания 4
Глава 2. Социальные стереотипы 7
2.1. Понятие социального стереотипа 7
2.2. Влияние стереотипов на поведение молодёжи 8
2.3. Формирование стереотипов 10
Глава 3. Социальные функции стереотипов массового сознания 16
3.1. Социальные функции стереотипов 16
Заключение 19
Список литературы 21
Содержание
Введение
Глава 1. Массовое сознание
массового сознания
Глава 2. Социальные стереотипы
2.1. Понятие социального
2.2. Влияние стереотипов на
2.3. Формирование стереотипов
Глава 3. Социальные функции стереотипов массового сознания 16
3.1. Социальные функции
Заключение
Список литературы
Введение
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны.
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, так как кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание.
Молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Но не следует забывать, что представители различных социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще всего предъявляются одинаковые. И не все выдерживают.
Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя своим потомкам.
Глава 1. Массовое сознание
Массовое сознание - один
из видов общественного сознания,
наиболее реальная форма его практического
существования и воплощения. Это
особый, специфический вид
По структуре, массовое сознание
включает основной (первичный), эмоционально-действующий,
и вторичный, рациональный уровни. В
основе массового сознания обычно лежит
яркое эмоциональное
Действенным проявлением
массового сознания является массовое
поведение, однако не всякое, а в
основном стихийное неорганизованное,
но одинаковое и относительно необычное
внегрупповое поведение больших
масс людей, ситуативное и временное,
связанное с особыми
Основные характеристики массового сознания: эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. Массовое сознание всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто.
Массовое сознание возникает не просто в сил сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные «массовые индивиды», не в силу одной лишь «одинаковости» их индивидуального опыта. Оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствии непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии и т.д.- компоненты общего для них массового сознания.
Разрытие же массового сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей других групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания и поведения.
В качестве макроформ массового
сознания в определенные периоды
развития выступают общественное мнение
и массовые настроения. Общественное
мнение-состояние массового
О тотальном, в рамках всего общества, массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Таким конкретным явлением может являться реклама.
Глава 2. Социальные стереотипы
2.1. Понятие социального стереотипа
Стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
Понятие «стереотип» в общественно-
Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип -- это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Понятие «стереотип» происходит от
греческого stereos - твердый и typos - отпечаток
- и характеризует привычное
Стереотип не обязательно ложный, он может быть истинным. Устаревшие, предвзятые представления, связанные с предрассудками - это лишь смысловой оттенок слова стереотип.
Стереотипы относятся к
2.2. Влияние стереотипов на поведение молодёжи
Именно стереотипы в значительной степени определяют моральные нормы общества, его политические, мировоззренческие и религиозные концепции. Стереотипы тесно связаны с рефлексами. Можно утверждать, что стереотип - разновидность условного рефлекса относящийся к области мышления.
На рефлекторной деятельности основана
способность к наработке и
закреплению автоматических действий.
Это полезно для спортсменов,
танцоров, музыкантов. В результате
тренировок человек фиксирует новый
навык в условный рефлекс и
в последствии выполняет его
автоматически, что значительно
упрощает жизнь. В качестве примера
можно привести обучение игре на музыкальных
инструментах, вождению автомобиля.
Получения образования базируется на
формирование системы стереотипов: истин
и методов, которые составляют основу
наших знаний об окружающем мире.
Человек думает, используя систему выученных стереотипов. Причем человек обычно забывает, откуда он получил знания, он просто их использует. Многое нами принимается на веру и прочно закрепляется в нашем сознании в виде устойчивых стереотипов.
Сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы. Их разрушение обычно бывает очень болезненно, влечет за собой дискомфортное состояние, чувство раздражения, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной инфаркта или инсульта. Стереотипы связанны с состоянием человека.
Существование стереотипов в мышлении имеет двойственный и противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы деятельности и творчества, позволяя автоматически использовать уже имеющиеся знания и навыки (представляющие собой сложный комплекс стереотипов), а с другой стороны имеющиеся стереотипы препятствуют познанию чего-то нового, выходящего за их рамки лили противоречащего им.
Сама многочисленность населения, невозможность каждый раз в ходе конкретного взаимодействия вырабатывать индивидуализированный способ оценки человека, ситуации, реагирования на каждый социально значимый акт поведения заставляют прибегать участников взаимодействия к заранее предустановленным образцам, шаблонам таких оценок, т. е. в условиях массового коллективного взаимодействия в силу вступают чрезвычайно важные социально-психологические факторы -- социальные стереотипы.
Обычно стереотипы включают в себя
эмоциональное отношение
2.3. Формирование стереотипов
Стереотипы, по утверждению У. Липпмана,
первоначально возникают
Информация о работе Социальные функции стереотипов массового сознания