Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:50, контрольная работа
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности.
Введение 3
Глава 1. Массовое сознание 4
Определение понятия и основные характеристики
массового сознания 4
Глава 2. Социальные стереотипы 7
2.1. Понятие социального стереотипа 7
2.2. Влияние стереотипов на поведение молодёжи 8
2.3. Формирование стереотипов 10
Глава 3. Социальные функции стереотипов массового сознания 16
3.1. Социальные функции стереотипов 16
Заключение 19
Список литературы 21
Стереотип массового поведения содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип -- не просто упрощение. Он в высшей степени заряжен чувствами. Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных групп и социальных систем. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете, стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.
В начальном периоде исследования
вслед за У. Липпманом проблемы стереотипа
рассматривались как ложные, алогичные
и несовершенные образования
или предвзятые мнения: «картинки
в голове», «эмоциональный символ»,
«фиксированный образ». Позднее стереотипизация
стала рассматриваться как
При этом формирование стереотипа проходит три этапа, в результате чего сложный объект сводится к схеме и хорошо известным признакам: первый -- «выравнивание», второй -- «усиление», третий -- «ассимиляция».
Вначале сложный дифференцированный
объект сводится к нескольким готовым,
хорошо известным формам (признакам),
а затем выделенным характеристикам
объекта придается особая значимость
в сравнении с той, которую
они имели, будучи составными элементами
целого. Наконец, выбираются «выровненные»
и «усиленные» черты объекта
для построения образа, близкого и
значимого для данного
В начале 60-х годов прошлого века
в контексте новой
У исследователей нет однозначного
взгляда на природу и сущность
стереотипов массового
Одной из главных сторон изучения стереотипа является проблема соотношения устойчивости и изменчивости. Ряд исследователей (К. Макколи, К. Стит, М. Сегал), обращая внимание на устойчивость стереотипов, замечают, что опровергающая информация рассматривается как исключение, подтверждающее правило. Однако практика показывает, что стереотипы реагируют на новую информацию, особенно на драматические события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации.
История развития нашей страны содержит
немало примеров изменения и исчезновения
социальных стереотипов. Это было связано
с изменением внешних факторов: экономических,
политических, социальных условий жизни
человека. Так, например, существовали
лозунги и стереотипы, которые
служили идеологическому
Новая эпоха принесла нигилистическое понимание прошлого, на смену одним стереотипам пришли другие: «Запад нас спасет», «Капитализм -- лучший из миров», «Фермер нас накормит» и др. Позднее вошли в обиход такие стереотипы, как «Россия продана по частям», «Россия превращается в колониальную страну», «Все члены правительства имеют счет в Швейцарском банке, а в Греции -- виллу», «Вся милиция работает на мафию», «Все депутаты -- взяточники»».
Результаты опросов, проведенных социологическими институтами России, показывают, что в массовом сознании превалируют сложившиеся ранее стереотипы на проблемы распределения, обеспечения, благосостояния. Новые стандарты в оценках и подходах складывающихся ситуаций, противоречий в различных слоях общества закрепляются по-разному. Менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую критичность к новым событиям и информации. Напротив, наблюдаются признаки радикализации, политизации, активизации сознания наиболее образованных людей. Старое поколение является приверженцем «твердой руки», которая наведет порядок в стране. У этой части населения сохранены стереотипы «оборонного сознания» -- отказ от ориентации на чужой опыт.
Больше зон понимания и меньше
разногласия проявляют
В сознании жителей нашей страны
сохранилась как стереотип «
Несмотря на «живучесть», стереотип не вечен. Он формируется под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. Среди условий первого порядка выделяют уровень образования, интеллект, личный опыт, а также нормы, привычки, социальные роли, среду обитания.
Стереотипизация (оценка по шаблону)
участника социального
Глава 3. Социальные функции стереотипов массового сознания
3.1. Социальные функции стереотипов
Анализируя социальные функции стереотипа, можно придерживаться мнения Д. Теджфела, который отмечает ряд моментов.
1. Люди с легкостью проявляют
готовность давать обширным
2. Эти характеристики отличаются
стабильностью в течение
3. Социальные стереотипы
4. Социальный стереотип
5. Социальные стереотипы
Социальная психология акцентирует внимание на сложном взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваемых на уровне социального восприятия, моделью которого является традиционная схема «стимул» -- «реакция» (физическая, химическая, биологическая, естественная основа); на иерархизированной цепочке ассоциативных связей, устанавливаемых между человеческим восприятием другими социальными уровнями сознания, включающими память, интуицию, воображение. Изучаются приспособительные функции каждой из возникающих в организме человека ассоциативных связей (акт -- стимул -- совокупность чувственных знаков -- синтез законов -- исследование их связи -- решение -- отчет).
Стереотип рассматривается как
механизм взаимодействия, простейшая
форма коммуникации, результат взаимного
тяготения и культурного
Некоторые формы массового поведения нельзя назвать организованными с точки зрения существующих норм. Это прежде всего касается коллективного поведения -- образа мыслей, чувств и действий, складывающегося у большого числа людей, которое остается относительно спонтанным и неорганизованным. Человеческая история изобилует эпизодами, которые современники определяли как «эпидемии психоза», «коллективные приступы», «групповые вспышки», «массовые заблуждения», «помешательства» и «групповые патологии». Действительно, судя по дошедшим до нас историческим источникам, с древнейших времен люди принимали участие в самых разнообразных формах коллективного поведения, включая общественные беспорядки, бунты, психозы, общие увлечения, панику, массовые бойни, линчевание, возмущения толпы, религиозные оргии и мятежи. Подобные формы поведения с большей вероятностью проявляются в периоды резких социальных изменений. Мало того, зачастую они дают толчок социальным изменениям.
В большой группе по сравнению с малой неизмеримо возрастает социальная дистанция между людьми, измеряемая частотой и длительностью их контактов. Чем больше дистанция, тем более затруднено установление межличностных контактов. С другой стороны, в указанной ситуации происходит стереотипизация видов и форм социального реагирования на акты, расходящиеся с принятыми нормами, вызывает недифференцированную стереотипную установку в сфере общественного сознания. Стереотипизации общественного сознания в условиях массовых и обезличенных взаимодействий способствует отдаленность, а то и прямой разрыв цепи обратной связи, по которой в сферу общественного сознания поступает информация о результатах конкретной оценки актов поведения. В небольшом поселении близость социальной дистанции между людьми, индивидуализация взаимодействий позволяет индивидуально, нестереотипно оценивать любой акт поведения.
Заключение
Стереотипы массового
Социальный стереотип нередко складывается на основе достаточно ограниченного прошлого опыта или ограниченной информации, что иногда приводит к фиксации второстепенных, случайных признаков объекта. Социальные стереотипы играют важную роль в оценке человеком явлений окружающего мира; их использование может приводить к двоякого рода последствиям.
С одной стороны, к известному «сокращению»
процесса познания, например, другого
человека, что хотя и не способствует
точности познания, но тем не менее
необязательно имеет своим
Возникновение таких предубеждений может нанести серьезный вред взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях той или иной этнической группы делаются предвзятые выводы относительно всей группы.
Можно сделать вывод о том, что стереотипы неизбежно формируются, не зависимо от нашего мнения, но лишь в наших силах скорректировать его, наделить его правдивыми фактами, или тем, что мы хотим видеть. Благодаря массовым стереотипам осуществляется формирование отношения к обществу, знакомства с ним и его составляющими и даже формирование собственного я, как личности.
Информация о работе Социальные функции стереотипов массового сознания