Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание

Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Согласно определению, данному известным американским социологом Н. Смелзером, социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности

Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, гос-во, учреждения образования, здравоохранения.

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Филиал  в г. Ярославле

Кафедра социологии и философии 
 

Факультет «Менеджмента и маркетинга»   Специальность ГиМУ(день)

                                                                   

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

по  дисциплине «Социология»

Тема  № 16 «Социальные  институты» 
 

                                                  Выполнил:

Проверил: профессор Лежников Валерий Петрович 
 
 
 
 
 

ЯРОСЛАВЛЬ – 2010 
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие «социальный институт». Институционализация                              общественной жизни

     Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Согласно определению, данному известным американским социологом Н. Смелзером, социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности

     Социальный  институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, гос-во, учреждения образования, здравоохранения.

     Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.

     Общественные  отношения — это многообразные  связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.

Сферы жизнедеятельности  общества

    • Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.
    • Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
    • Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии.
    • Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

     Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт»  связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации  включает в себя ряд  моментов.

     Одним из необходимых условий появления  социальных институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

     Социальный  институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

     Прежде  всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

     Само  по себе наличие этих социокультурных  элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

     Третьим важнейшим элементом институционализации  является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

     Таким образом, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. 

    2. Виды и функции социальных институтов

     Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая  потребность может порождать  существование полдюжины специальных  институтов, а с другой – каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.

     Социальный  институтсемья. Основные функции - регулирование рождаемости, социализация и защита детей. Группы и организации - родственники, группы, объединенные родственными связями. Ценности - супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям. Роли - дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка. Нормы - иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность.

     Социальный  институтрелигия. Основные функции - обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем. Группы и организации - конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации. Ценности - чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу. Роли - священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный. Нормы - посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви.

     Социальный  институтправо. Основные функции - поддержание социального порядка. Группы и организации - милиция, суды, тюрьмы. Ценности - суд присяжных, принцип презумпции невиновности. Роли - милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель. Нормы - давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права.

     Социальный  институтполитика. Основные функции - установление иерархии власти. Группы и организации - политические партии, конгрессы, парламенты, монархии. Ценности - правило простого большинства, право голоса. Роли - президент, депутат, лоббист, кандидат. Нормы - один человек – один голос, голосование как привилегия и право.

     Социальный  институтэкономика. Основные функции - производство и распределение товаров и услуг. Группы и организации - кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей. Ценности - зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство. Роли - рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель. Нормы - максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд.

     Социальный  институтобразование. Основные функции - передача знаний и навыков из поколения в поколение. Группы и организации - школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей. Ценности - академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость. Роли - преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер. Нормы - выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей.

     Социальный  институтнаука. Основные функции - освоение окружающей среды. Группы и организации - местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации. Ценности - объективные исследования, открытая публикация полученных данных. Роли - ученый, исследователь, техник, администратор. Нормы - применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные.

     Социальный  институтздравоохранение. Основные функции - излечение больных, уход за умирающими. Группы и организации - больницы, аптеки, страховые компании. Ценности - клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача. Роли - доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик. Нормы - не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь.

     Социальный  институтармия. Основные функции - защита от врагов, отстаивание национальных интересов. Группы и организации - сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия. Ценности - готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам. Роли - солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион. Нормы - быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы.

     Социальный  институтсредства массовой информации. Основные функции - распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий. Группы и организации - телевизионные сети, радиостанции, издательства. Ценности - оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати. Роли - журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель. Нормы - информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной.

     Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления  на более мелкие, неосновные институты. [2]

     В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как  институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

Информация о работе Социальные институты