Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:52, контрольная работа
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Согласно определению, данному известным американским социологом Н. Смелзером, социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности
Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, гос-во, учреждения образования, здравоохранения.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Филиал в г. Ярославле
Кафедра
социологии и философии
Факультет «Менеджмента и маркетинга» Специальность ГиМУ(день)
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Социология»
Тема
№ 16 «Социальные
институты»
Проверил:
профессор Лежников Валерий Петрович
ЯРОСЛАВЛЬ
– 2010
Содержание:
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Согласно определению, данному известным американским социологом Н. Смелзером, социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности
Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, гос-во, учреждения образования, здравоохранения.
Различают
4 сферы жизнедеятельности
Общественные отношения — это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.
Сферы жизнедеятельности общества
Первое,
чаще всего употребляемое значение
термина «социальный институт»
связано с характеристикой
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
Третьим
важнейшим элементом
Таким
образом, каждый социальный институт характеризуется
наличием цели своей деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими
достижение такой цели, набором социальных
позиций и ролей, типичных для данного
института. На основе всего вышеизложенного,
можно дать следующее определение социального
института. Социальные институты — это
организованные объединения людей, выполняющих
определенные социально значимые функции,
обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполняемого членами
своих социальных ролей, задаваемых социальными
ценностями, нормами и образцами поведения.
Современное
общество характеризуется разрастанием
и усложнением системы
Социальный институт – семья. Основные функции - регулирование рождаемости, социализация и защита детей. Группы и организации - родственники, группы, объединенные родственными связями. Ценности - супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям. Роли - дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка. Нормы - иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность.
Социальный институт – религия. Основные функции - обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем. Группы и организации - конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации. Ценности - чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу. Роли - священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный. Нормы - посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви.
Социальный институт – право. Основные функции - поддержание социального порядка. Группы и организации - милиция, суды, тюрьмы. Ценности - суд присяжных, принцип презумпции невиновности. Роли - милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель. Нормы - давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права.
Социальный институт – политика. Основные функции - установление иерархии власти. Группы и организации - политические партии, конгрессы, парламенты, монархии. Ценности - правило простого большинства, право голоса. Роли - президент, депутат, лоббист, кандидат. Нормы - один человек – один голос, голосование как привилегия и право.
Социальный институт – экономика. Основные функции - производство и распределение товаров и услуг. Группы и организации - кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей. Ценности - зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство. Роли - рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель. Нормы - максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд.
Социальный институт – образование. Основные функции - передача знаний и навыков из поколения в поколение. Группы и организации - школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей. Ценности - академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость. Роли - преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер. Нормы - выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей.
Социальный институт – наука. Основные функции - освоение окружающей среды. Группы и организации - местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации. Ценности - объективные исследования, открытая публикация полученных данных. Роли - ученый, исследователь, техник, администратор. Нормы - применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные.
Социальный институт – здравоохранение. Основные функции - излечение больных, уход за умирающими. Группы и организации - больницы, аптеки, страховые компании. Ценности - клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача. Роли - доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик. Нормы - не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь.
Социальный институт – армия. Основные функции - защита от врагов, отстаивание национальных интересов. Группы и организации - сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия. Ценности - готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам. Роли - солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион. Нормы - быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы.
Социальный институт – средства массовой информации. Основные функции - распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий. Группы и организации - телевизионные сети, радиостанции, издательства. Ценности - оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати. Роли - журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель. Нормы - информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной.
Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. [2]
В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.