Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание

Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Согласно определению, данному известным американским социологом Н. Смелзером, социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности

Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, гос-во, учреждения образования, здравоохранения.

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

     В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия  священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

     Внутри  социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имя наречения и др.

     Функцию социального института можно  определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

     Первой  и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших  жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может  существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

     Не  менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

     Наряду  с универсальными существуют и специфические  функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

     Если  институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института  образования - готовить всесторонне  развитых специалистов. Но если он не справляется  со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

     Деятельность  социального института считается  функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

     Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными  и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные  функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

     В жизненном цикле института как  социальной организации выделяют несколько  стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

  1. Зарождение организации.
  2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
  3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
  4. Период дезорганизации, когда институт утрачивает прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.[1]

    3. Почему некоторые  социальные институты  продолжают существовать,           даже если они  не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?

     Некоторые социальные институты, продолжают существовать, так как на них возлогается другая, немаловажная роль. Так, например, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) - федеральный орган исполнительной власти. Расположен в Москве.

     Осуществляет  межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, а также реализацию мер государственного регулирования игорной деятельности и проведения спортивных лотерей.

     Несёт ответственность за развитие физкультуры  и спорта в РФ и выступление сборных команд страны.

     Тем не менее, cосуществуют институты, которые не только не выполняют своих функций, но и препятствуют их выполнению. Очевидно, что у такого института существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Заметим, что подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов. 
 
 
 
 
 

    4. Заключение

     Социальный  институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически  длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

     Развитие  социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию  сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  использованной литературы
 
  1. Волков  Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., Социология, Москва, 2003г., 377 стр.
  2. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России, Москва,  2003г.

    А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин, Социология: учебник для вузов, Москва,  2007г.

  1. Фролов С. С. Социология: учебник для вузов, Москва,  2007г.
  2. В.Н. Лавриненко, Социология: учебник для вузов, Москва, 2004г.

Информация о работе Социальные институты