Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:00, реферат

Описание

Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Социальные институты
1. Понятие «социальный институт»………………………………………...4
2. Виды и функции социальных институтов……………………………….5
3. Семья как важнейший социальный институт…………………………...9
Заключение………………………………………………………………….14
Литература…………………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

рефератсоциолгия.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Кафедра истории и  политологии

Реферат

Социальные институты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка1405гр. Васькина А.А.

Проверила: Бахмацкая Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012


 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

Социальные институты

1. Понятие «социальный институт»………………………………………...4

2. Виды и функции социальных институтов……………………………….5

3. Семья как важнейший социальный институт…………………………...9

Заключение………………………………………………………………….14

Литература…………………………………………………………………..15

 

 

Введение

Социальный институт —  это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной  системы целесообразно-ориентированных  стандартов поведения, возникновение  и группировка которых в систему  предопределяется решаемой социальной задачей.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

 Институты – механизм  регулирования общества. Институционализация  – закрепление практики или  области общественных отношений  в виде закона или социальной  нормы, принятого порядка. Это  формализация социальных связей  и отношений. Институционализация  невозможна без появления соответствующей  социальной потребности – физиологической,  материальной или духовной. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, производством продуктов и услуг, защитой граждан, размещением их по социальным позициям, поддержанием порядка и сплоченностью социальных групп.

 

 

Социальные институты

1.Понятие «социальный институт»

Социальный институт или  общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди по одиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

В социологию термин "институт" пришел из юриспруденции, где он употреблялся для обозначения совокупности норм, регулирующих правовые отношения: институт собственности, институт наследования, институт брака. В социологической литературе термин "институт" стал использоваться со времени становления социологии как науки и получил наибольшее распространение в связи с применением институционального анализа общественных явлений и процессов. Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение".

Первое, чаще всего употребляемое  значение термина «социальный институт»  связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализации и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

 

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов.

Одним из необходимых условий  появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в  целях удовлетворения тех или  иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный  характер, обладают своим собственным  системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой  самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты  могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью  их функций.

 

Прежде всего, речь идёт о  системе ценностей, норм, идеалов, а  также образцов деятельности и поведения  людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует  сходное поведение людей, согласовывает  и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы  удовлетворения их потребностей, разрешает  конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние  равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

 

Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё  не обеспечивает функционирование социального  института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

Третьим важнейшим элементом  институционализации является организационное  оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определёнными материальными  средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего  образования состоит из определённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют  в рамках таких учреждений, как  вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые  для своей деятельности располагают  определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

 

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение  социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих  определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами  своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами  и образцами поведения.

 

 

2.Виды и функции  социальных институтов.

Социальные институты можно классифицировать по ряду критериев.

По масштабу деятельности:

  • главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества
  • не главные — структурные элементы или составные части главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность

 

По внутренней структуре:

  • простые — выполнение функций которых не требует системного деления
  • сложные — сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты

 

По сфере деятельности:

  • политические (государство, парламент, партии)
  • экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)
  • социально-культурные (наука, образование, искусство)
  • нормативные (право, суд)
  • семейные (семья, брак)
  • религиозные (религия, церковь, секта)

 

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Они обеспечивают воспроизводство  идеологических ценностей, стабилизируют  социальные структуры. Экономические  институты - их назначение в том, что  они обеспечивают распределение  индивидов в системе общественной организации труда и в системе  отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение. Институты  образования - освоение и последующее  воспроизводство социокультурных  ценностей. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

 

Институциональная система  общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые  социальные потребности и для  их удовлетворения образуются новые  институты.

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее  значимые потребности общества, выполняют  специализированные задачи.

 

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить  в виде определённой упорядоченной  системы.

 

Функции — деятельность социальных институтов, которая способствует сохранению стабильности и интеграции в общество.

 

Дисфункции — деятельность социальных институтов, которая мешает удовлетворению потребностей социальной системы, работает не на сохранение, а  на разрушение. Дисфункции возникают, если социальный институт начинает выполнять  несвойственную ему функцию. Дисфункция возникает, если бесконтрольно разросшаяся  организация социального института  начинает работать не на общество, а  на самообеспечение.

 

Явные функции — деятельность социальных институтов, которая осознается людьми и носит намеренный характер.

 

Латентные (скрытые) функции  — деятельность социальных институтов, последствия которой не осознаются участниками или не носит намеренный характер.

 

Совокупность всех социальных функций различных социальных институтов складываются в т.н. общие функции. Джордж Ландберг выделил четыре основные функции социальных институтов:

    • воспроизводство членов общества (семья, государство, религия)
    • социализация членов общества (семья, образование, религия, право)
    • производство и распределение (государство, промышленность, сельское хозяйство, торговля)
    • управление и контроль (государство, право, религия)

 

Классификация американского  социолога Толкотта Парсонса, предусматривает выделение следующих функций:

    • адаптация к окружающей среде
    • обеспечение реализации основных целей системы, и мобилизация средств их осуществления
    • координация и интеграция деятельности структурных элементов системы
    • поддержка господствующего в обществе ценностного образца

 

Российский социолог Сергей Фролов предложил свою классификацию  различных видов функций отдельных  социальных институтов (подфункций):

    • закрепление и воспроизводство общественных отношений
    • регулятивная функция, заключающаяся в регулировании отношений между членами общества путем выработки норм и стандартов поведения
    • интегративная функция, включающая процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социального института
    • транслирующая функция, связанная с передачей социального опыта
    • коммуникативная функция, обеспечивающая распространение информации внутри социального института и между различными социальными институтами

Информация о работе Социальные институты