Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:00, реферат

Описание

Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Социальные институты
1. Понятие «социальный институт»………………………………………...4
2. Виды и функции социальных институтов……………………………….5
3. Семья как важнейший социальный институт…………………………...9
Заключение………………………………………………………………….14
Литература…………………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

рефератсоциолгия.docx

— 42.69 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Семья как  важнейший социальный институт.

В социологии институту семьи  выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны  браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности  и интересы индивидов. Являясь малой  группой, она соединяет их с общественными  интересами. В семье личные потребности  окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения  и, в конце концов, приобретают  характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи  животных. В итоге естественно-биологические  потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного  инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости  ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию  семьи.

Особенностью семьи как  малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего  механизма самовоспроизводства.

1.        Важнейшая  функция семьи - социализация  личности, передача культурного  наследия новым поколениям. Потребность  человека в детях, их воспитании  и социализации придает смысл  самой человеческой жизни. Совершенно  очевидно, что приоритет семьи  как основной формы социализации  личности обусловлен естественно-биологическими  причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению  с другими группами благодаря  особой нравственно-эмоциональной  психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального  развития. У них заторможена способность  любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Благодаря тому, что в  семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут  существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2.        Следующая  важнейшая функция семьи - функция  социальной и эмоциональной защиты  своих членов.

В минуту опасности большинство  людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет  на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек  ощущает ценность своей жизни, находит  бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни  близких людей.

3.        Следующая  важнейшая функция семьи - экономическая  и хозяйственно-бытовая. Суть  заключается в поддержании несовершеннолетних  и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

4.        Социально-статусная  функция связана с воспроизводством  социальной структуры общества, так как семья передает определенный  социальный статус своим членам.

5.        Рекреативная, восстановительная функция направлена  на восстановление и укрепление  физических, психологических, эмоциональных  и духовных сил человека после  трудового рабочего дня. Супружество  оказывает более благоприятное  воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины  больше, чем женщины. А потерю  одного из супругов тяжелее  переносят мужчины, нежели женщины.

6.        Досуговая  функция осуществляет организацию  рационального досуга и осуществляет  контроль в сфере досуга, кроме  того, удовлетворяет определенные  потребности индивида в проведении  свободного времени.

7.        Сексуальная  функция семьи осуществляет сексуальный  контроль и направлена на удовлетворение  сексуальных потребностей супругов.

8.        Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в  той целостности, которая присуща  семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса  жизненно важных потребностей человека.

 

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в  зависимости от формы брака. В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие. Семьи различаются: по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка); по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара; по географическому признаку: сельская и городская семья.

Представляет интерес  и деление семьи по иным критериям:

- аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

- супружеская семья. В  последние десятилетия появляется  новый тип семьи, который условно  назван супружеским (смотрим работы  Голода Сергея Исаевича). В этой  семье основная ось отношений  определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.

 

В данное время множеством социологов разделяется точка зрения, согласно которой последняя четверть ХХ века отмечена кризисом семьи. Сущность его выражается тем, что семья  в значительной степени утратила традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один существенный показатель кризиса  семьи – резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила: легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной семья, состоящая из детей и одного родителя (чаще всего матери).

Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно  как и ценности брака. В современном  обществе идет формирование новых ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития данного социального института  в начале ХХI века.

 

Заключение

Социальный институт –  это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и  регулируемое сводом социальных норм, то есть того, без чего общество не может  существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет  постоянно пополняться новыми поколениями  людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые  знания и передавать их следующим  поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Каждый институт характеризуется  наличием своей деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими достижение цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы.

Важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших  жизненных потребностей общества, Ни одно общество не сможет существовать, если не будет, постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и  порядке, добывать новые знания и  передавать их следующим поколениям,  заниматься решением духовных вопросов. Социальные институты «цементируют»  общественную жизнь. Они обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при  содействии которых достигается  преемственность поколений.

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому  необходимые проявления активности и превращаются в институты.

 

Литература

1. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива /Пер. с англ.- М.: Аспект-Пресс, 1996.

2. Глотов М.Б. Социальный  институт: определение, структура,  классификация //Социол. исслед.- 2003.- № 10.

3. Комаров М.С. Социология: Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2003.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник.– М.: Академический проект, 2001.

5. Российская социологическая  энциклопедия /Под ред. Г.В. Осипова.– М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

6. Рысь Ю.И. Социология: Учебник /Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов.–  М.: Изд.– торг. корпорация «Дашков  и Ко», 2003.

7. Социология: Учебник /В.Н.  Лавриненко, Н.А. Нартов и др.–  М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2001.

8. Радугин А.А. Социология: Курс лекций /А.А. Радугин, К.А. Радугин.- М.: Центр, 1997.


Информация о работе Социальные институты