Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:49, контрольная работа
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни……………………………………………………………………….4
Виды и функции социальных институтов……………………………….8
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияние на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ……………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………………….17
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийский Заочный Финансово - Экономический Институт
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине Социология
Вариант №16
«Социальные институты»
Выполнил студент: Пестова Е.В.
Группа: вечерняя
Студенческий билет №: 08ФФБ01094
Проверил: Катунина Н.С.
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….17
Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодёжь на образцах культуры заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие «социальный
институт». Институционализация
Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов или институциональной структурой общества. Большинство социологов считают, что система социальных институтов включает, пять основных институтов:
1. институты семьи и брака, являющиеся институтом первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство населения;
2. политические институты, связанные с завоеванием и осуществлением политической власти, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы);
3. экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения разного типа);
4. институты образования и культуры, ориентированные на создание, развития и распространения научных знаний, духовных и культурных ценностей, на развитие подрастающего поколения, подготовку кадров (образование, наука, искусство);
5. институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.
Каждый социальный институт выполняет определенную роль в обществе. Можно сказать - функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, людям.
Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели.
3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление не желаемого, отклоняющегося поведения.
Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.
Ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества, которые необходимы для функционирования этих социальных институтов. Например, ресурсы института образования:
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Люди, объединенные в социальные группы для реализации, появившейся у них потребности, сначала сообща ищут различные способы ее достижения. В процессе общественной практики они вырабатывают наиболее приемлемые образцы и шаблоны поведения, которые со временем через многократное повторение и оценку превращаются в стандартизированные привычки и обычаи. Финалом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусной ролевой структуры, которая социально одобрена большинством участников этого социального процесса.
Виды и функции социальных институтов
Современное общество характеризуется
разрастанием и усложнением системы
институтов. С одной стороны, одна
и та же базовая потребность может
порождать существование
Таблица
Социальный институт |
Основные функции |
Группы и организации |
Ценности |
Роли |
Нормы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Семья |
Регулирование рождаемости, социализация и защита детей |
Родственники, группы, объединенные родственными связями |
Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям |
Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка |
Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность |
Религия |
Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем |
Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации |
Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу |
Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный |
Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви |
Право |
Поддержание социального порядка |
Милиция, суды, тюрьмы |
Суд присяжных, принцип презумпции невиновности |
Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель |
Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права |
Политика |
Установление иерархии власти |
Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии |
Правило простого большинства, право голоса |
Президент, депутат, лоббист, кандидат |
Один человек – один голос, голосование как привилегия и право |
Экономика |
Производство и распределение товаров и услуг |
Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей |
Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство |
Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель |
Максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд |
Образование |
Передача знаний и навыков из поколения в поколение |
Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей |
Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость |
Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер |
Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей |
Наука |
Освоение окружающей среды |
Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации |
Объективные исследования, открытая публикация полученных данных |
Ученый, исследователь, техник, администратор |
Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные |
Здравоохранение |
Излечение больных, уход за умирающими |
Больницы, аптеки, страховые компании |
Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача |
Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик |
Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь |
Армия |
Защита от врагов, отстаивание национальных интересов |
Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия |
Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам |
Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион |
Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы |
Средства массовой информации |
Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий |
Телевизионные сети, радиостанции, издательства |
Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати |
Журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель |
Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной |
Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты.
В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных
институтов (на примере христианства)
включены неосновные институты целибата
(безбрачия священников в
Внутри социального института
родства наряду с основными институтами
семьи и брака развиваются
неглавные институты
Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является
удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое.
Не менее
важной является функция
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е.
такие функции, которые
присущи одним и не присущи
другим институтам, например, воспроизводство
новых поколений (институт семьи),
добывание средств
Если
институт вместо пользы
называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность
социального института