Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни……………………………………………………………………….4
Виды и функции социальных институтов……………………………….8
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияние на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ……………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

Кр.docx

— 41.56 Кб (Скачать документ)

       К примеру,  к концу 60-х годов  СССР  готовил  специалистов  с  высшим

образованием на душу населения  больше, чем  любая  страна  в  мире.  Уровень подготовки и система  образования были, возможно, самым  высоким  на  планете. В штате  США  дискутировался  вопрос  о  вызове,  брошенном  миру  советской  системой образования. Американцы  срочно  разработали  систему  практических мероприятий с целью  догнать и перегнать в этой области Советский  Союз.  Шли  годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных.  Но в целом советская, а затем российская система образования в период  с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно.  Возник  серьезный разрыв  между теоретической подготовкой студентов и практическими   навыками   молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний  не хватало, а там,  где трудились на  устаревшем  оборудовании,  знаний  было излишне много.

       Функции  и дисфункции бывают явными, то  есть  официально  заявленными,  всеми осознанными и очевидными  для всех, и латентными, то есть  скрытыми,  не заявленными.   Явные   функции   институтов   являются   необходимыми.   Они  формируются и декларируются  в кодексах и закреплены  в   системе  статусов  и ролей.  Латентные  функции  выражаются   в   непредусмотренных   результатах  деятельности институтов или  лиц,  представляющих  их.  Так,  демократическое государство, установившееся  в России в начале 90-х годов,  через  парламент, правительство  и президента  стремились  улучшить  жизнь  народа,  создать   в обществе цивилизованные отношения  и внушить  гражданам  уважение  к  закону.

Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле  в  стране  вырос  уровень преступности, а уровень жизни населения  упал.  Таковы  результаты  латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего  хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные –  о  том,  что из этого получилось.

В жизненном  цикле  института  как  социальной  организации  выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.

  1. Зарождение организации.
  2. Период эффективности, когда институт  достигает полной зрелости.
  3. Период формализации (правила перестают быть средством,  регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
  4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность.   После   этого   институт    ликвидируется    или реорганизуется в новый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему некоторые  социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные  на них функции (например, комитет  по делам национальностей, который  не оказывает влияния на решение  национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.

Этот вопрос объясняется  динамикой социальных институтов. Под  динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

  • жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
  • функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
  • эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле  института как социальной организации  выделяют несколько стадий, которые  качественно отличаются друг от друга:

    • период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
    • период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
    • период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика  институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут и из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальный  институт  предстает  перед  нами  гигантской   социальной системой,  существующий  исторически   длительное   время,   удовлетворяющий фундаментальные  потребности  общества,  обладающей  решительной   силой   и моральным   авторитетом,   охватывающей   большую   совокупность    явлений, выраженных  с  помощью  статусов  и  ролей,  социальных  норм   и   санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм,  агентств  и  т.д.) которые,  в  свою  очередь,  имеют  персонал,  аппарат  управления,   особые процедуры  приема,  закрепления  и  увольнения,   многочисленные   механизмы социального контроля и т.п.  Социальный  институт  – это приспособительное устройство   общества,   созданное   для   удовлетворения   его    важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных  институтов  осуществляется  путем  возникновения новых  социальных  институтов  и  благодаря  совершенствованию   сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих  в обществе, постоянно  находятся в изменении и самообновлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. «Социология» Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с. – (Высшее образование).
  2. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-к изд.. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.
  3. Социология: учебное пособие. Соколов С.В. – М.: ФОРУМ, 2008. - 400 с. – (Высшее образование).
  4. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 654 с. – (Высшее образование).

 


Информация о работе Социальные институты