Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Данное понятие употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. [ 3 ]
Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. [ 2 ]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……..… 4
1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА………………………................... 5
2 ВИДЫ И СТРУКТУРА (СИСТЕМА) СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ……. 11
3 ФУНКЦИИ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ………………..………
4 СЕМЬЯ. ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ……………………… 13
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………… 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...…………… 20

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……..

4

1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА………………………...................

5

2 ВИДЫ И СТРУКТУРА (СИСТЕМА) СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ …….

  11

3 ФУНКЦИИ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ………………..………

4 СЕМЬЯ. ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………

13

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……………

19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...……………

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Данное понятие употребляется в самых  разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д.   Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. [ 3 ]

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Первое, чаще всего употребляемое значение термина  «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации  общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. [ 2 ]

В данной работе на основе изучения современных литературных источников, а также периодических  изданий  рассмотрено и раскрыто  понятие социального института, дано его определение, раскрыты основные характерные  черты. Показана структура (система) социального института, более детально охарактеризованы  виды социальных институтов, их функции и роль в жизни и развитии общества. Отдельная глава работы посвящена рассмотрению семьи, как важнейшего социального института.

 

1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. [2]

В социологии понятие  «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов. [2]

В социологической литературе  термин "институт"  стал  использоваться  со времени становления социологии  как науки и получил наибольшее распространение в связи с применением институционального  анализа общественных явлений и процессов. Он находился в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается ее становление (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.). [ 3 ]

В отечественной социологии понятию «социальный институт» отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Круг  явлений  и  процессов,  которые  социологи  обозначают  понятием "социальный  институт",  достаточно  широк. [4]

 В социологии имеется  множество определений социального  института. Одним из первых  дал развернутое представление  о социальных институтах американский  социолог и экономист Торстейн  Веблен (1857 – 1929). [ 5 ]

Понятие "социальный  институт"  в  социологическом лексиконе  однозначного  определения  не  получило;  напротив,  в  литературе существует  многообразие  определений  социального  института.

Так,    под социальным  институтом  понимается  исторически  сложившиеся  устойчивые формы  организации  совместной  деятельности  людей.  К  фундаментальным социальным  институтам  здесь  отнесены  собственность,  государство,  семья, производственные  ячейки  общества,  наука,  система  средств  массовой информации,  воспитание,  образование,  право.[2]

  Еще одно определение - социальный  институт  определен  как  форма закрепления  и  способ  осуществления  деятельности,  обеспечивающих стабильное  функционирование  общественных  отношений  с  помощью  социальных  норм  и  санкций.  В  качестве  примера  социального  института названы:  политические  партии,  армия,  церковь,  школа,  семья, здравоохранение, мораль, право,  спорт. [ 4 ]

В литературе также дается и такое понятие «социального института» как приспособительное  устройство общества, созданное для удовлетворения  его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. [4]

Польский социолог Ян Щепаньский отмечает, что термин "социальный институт" как в социологии, так  и в других социальных науках выступает в нескольких  значениях. Определения  социального института Я. Щепаньский сводит к четырем основным:

1) определенная  группа  лиц, осуществляющих совместную  деятельность;

2)  определенная  организация   людей,  которая выполняет   комплекс  функций  от  имени  всей  группы;

3)  учреждений  и  средств  деятельности,  которые   регулируют  поведение  членов  группы; 4) некоторые  социальные  роли,  особенно  важные  для   группы.  Собственное определение   у  польского  социолога   таково: социальные  институты – это "системы учреждений,  в которых определенные  люди,  избранные членами групп,  получают  полномочия  для выполнения  определенных  и безличных функций ради  удовлетворения  существующих  индивидуальных  и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп" [4].

В отечественной социологической  литературе до начала 70-х годов ХХ столетия  термин "социальный  институт"  практически  отсутствовал,  а институциональный  анализ марксистские критики относили к прерогативам буржуазной  методологии.  Одним  из  первых  в  советской  социологии  к институциональному  анализу  обратился И.И. Лейман. В  работе "Наука  как социальный институт" он определил социальный институт как "объединение людей,  выполняющих  специфические  функции  в  рамках  социальной целостности  и  связанных  общностью  функций,  а  также  традиций,  норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся  особым  устойчивым  характером  связей  и  отношений  как внутренних,  так  и  внешних" [4].

Под институтом, кроме  того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая  управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. [ 2 ]

 Данный перечень  определение понятия «социальный  институт» можно было бы продолжить. В литературе можно насчитать свыше 20 определений понятия «социальный институт».

Если  проанализировать  множество подходов и определений данного понятия, то из них можно выделить следующие основные элементы.

 

Социальный институт-это

- это ролевая система,  в которую включены те или  иные нормы, статусы и роли;

- совокупность обычаев,  традиций и правил поведения  людей;

- организованная система формальных и неформальных структур;

- совокупность норм учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

- устойчивый комплекс  социальных действий.

Итак, обобщая вышесказанное, социальный институт представляет собой  глобальную социальную систему, исторически длительное время существующую, удовлетворяющую насущные потребности общества, регулируемую сводом социальных норм и правил.

Выделяют пять основных черт и свойств, присущих социальным институтам, так называемые «институциональные признаки»:

    1. стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение, послушание, субординация и т.д.);
    2. символы и знаки (герб государства, флаг, крест, обручальное кольцо, иконы ит.д.)
    3. кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки);
    4. физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественные здания для государства, заводы и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
    5. ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, свободы, православие и католицизм в христианстве).

Эти черты, органически  присущие социальным институтам, отражают их внутреннее содержание.

Можно также выделить так называемые «внешние» свойства социальных институтов, которые так  или иначе воспринимаются обществом. К таким свойствам можно отнести:

    1. объективность, когда институты семьи, государства, производства. Образования и религии воспринимаются в виде определенных объектов, существующих независимо от воли и сознания человека;
    2. принудительность, так как институты навязывают людям не всегда то поведение, которое они для себя бы желали. Например, государство обязывает юношей защищать свою страну, налоговая декларация обязывает платить налоги, декларировать доходы и т.п.;
    3. моральные авторитет, легитимность (законность) социальных институтов. Государство-это единственный институт, имеющий право применять силу на соей территории на основе принятых законов. Религия имеет авторитет на основе традиций, морального доверия людей к церкви;
    4. историчность социальных институтов. Это свойство предполагает, что за любым из них скрывается многовековая история. [ 2 ]

Для того, чтобы возник и развивался в обществе той или  иной социальный институт, необходимы особые, объективно заданные условия:

- в обществе должна  возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими  членами общества, становится главной предпосылкой становления нового института;

- должны быть в наличии оперативные  средства удовлетворения данной  потребности, т.е. сложившаяся  система процедур, операций, направленных на реализацию данной потребности;

- чтоб институт мог реально  выполнять свою роль, он наделяется  необходимыми ресурсами (материальными,  финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно  пополнять;

- для обеспечение самостановления и саморазвития того или иного института необходима особая культурная среда (система социальных действий, свод правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к данному институту). [ 2 ]

Подытоживая выше сказанное, можно отметить, что положительным  моментом  многих  определений  социального института  выступает  указание  на  то,  что  он  представляет  собой  некое формообразование, которое, с одной стороны, будучи устойчивым, с другой –  исторически  изменчивым,  призвано  организовывать  и  регулировать деятельность  людей  как  представителей  разнообразных  социальных общностей  и  складывающиеся  в  процессах  взаимодействия  социальные связи.  Социальные  институты,  являясь  элементами  организационной структуры общества, выступают специфическими механизмами организации и  управления  процессами  общественной  жизни  людей,  обеспечивая  тем самым  стабильность  общественной  системы  и  дальнейшее  ее  развитие. Социальные институты в качестве регуляторов процессов взаимодействия и взаимосвязей  людей  призваны  способствовать  удовлетворению  их материальных  и  духовных,  личных  и  общественных  потребностей  в конкретно-исторических условиях функционирования. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. [ 2 ]

 

 

 

2 ВИДЫ И СТРУКТУРА (СИСТЕМА) СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов. Система социальных институтов обеспечивает порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов выделяют систему социальных институтов, включающую пять видов основополагающих институтов. [ 1]

Информация о работе Социальные институты