Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Данное понятие употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д. Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. [ 3 ]
Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. [ 2 ]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……..… 4
1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА………………………................... 5
2 ВИДЫ И СТРУКТУРА (СИСТЕМА) СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ……. 11
3 ФУНКЦИИ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ………………..………
4 СЕМЬЯ. ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ……………………… 13
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………… 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...…………… 20

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Схематично структура (система) социальных институтов представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структура (система) социальных институтов

 

 

 

Краткая характеристика каждого вида социальных институтов:

 

Институт семьи  и брака – институт первичной социализации, обеспечивающий воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения.

Политические  институты – государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок.

Экономические институты – производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества.

Институты образования  и культуры – обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров.

Институты религии – способствующие решению разного рода духовных проблем. [ 2]

Надо отметить, система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования, семьи. Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением институтов. Так например, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, а каждый отдельный институт (семья, религия и т.д.) реализуют целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан и т.д. [ 2]

 

 

 

 

 

 

3 ФУНКЦИИ И РОЛЬ  СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

В современном обществе социальные институты выполняют саамы разнообразные функции. Функцией социального института нередко называют ту пользу, которую он приносит обществу. Функция, в конечном счете, реализуется как решение каких-то задач, достижение поставленных целей, эффективность оказываемых услуг.

Главной основополагающей функцией социальных институтов является удовлетворение насущных потребностей общества. Наряду  с универсальными задачами у каждого социального института существуют и свои специфические функции, присущие только ему. [ 2]

Исходя из жизненных  потребностей функции, роли и структурные элементы основных институтов общества представлены в таблице 1.

Таблица 1

Функции, роли и структурные  элементы основных институтов общества

Социальный институт

Выполняемая функция

Основные роли

Физические черты

Символические черты

Семейно-брачные

Воспроизводство человеческого  рода, забота, выхаживание и воспитание детей

Отец

Мать

Ребенок

Дом обстановка

Кольца, обручение, контракт

Экономические

Добывание пищи, одежды, жилья

Работодатель

Наемный работник

Покупатель

Продавец

Фабрика

Офис

Магазин

Деньги

Торговля

Марка

Реклама

Политические 

Поддержание законов, правил и стандартов

Законодатель

Субъект

Права

Общественные здания и места

Флаг

Кодекс

Хартия

Образовательные

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

Учитель

Ученик

Школа

Университет

Учебник

Диплом

Удостоверение

Степень

Религиозные

Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

Пастор

Прихожанин

Собор

Церковь

Крест

Алтарь

Библия 


 

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.[ 1]

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось. [ 2]

 

 

 

 

 

 

 

 

4 СЕМЬЯ. ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, родства институт материнства и отцовства институт социальной защиты детства и т.д. важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей.[1]

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных.

Под структурой семьи  понимается совокупность отношений  между ее членами, в том числе  духовных, нравственных, а также  отношений авторитета и власти и  т.д. [ 2]

Выделяют два типа семенных отношений (Рисунок 2)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Типы семенных отношений.

Современные социально-экономические  условия привели к изменению  структуры семьи, в том числе  к высокой степени ее социальной неоднородности, что выражается в  разном социальном статусе ее членов. [ 3 ]

Нарушение структуры  семьи, как привило, приводит к нарушению  ее функции.

Функции семьи – это  способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семь и отдельных ее членов. Среди  разнообразных функций семьи  важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, социально-статусная, медицинская.

Репродуктивная  функция – связана с биологическим воспроизводством членов общества. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

Воспитательная  функция – связана с социализацией молодого поколения, т.е передаче ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия. Педагоги выделяют четыре тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Хозяйственно-экономическая функция – охватывает различны аспекты семенных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и ведение семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опек над престарелыми и инвалидами. На реализацию данной функции существенное влияние оказывает денежные доходы и предоставляемые государством социальные гарантии.

Рекреационная функция – заключается в том, что семья должна быть тем местом, где человек мог бы чувствовать себя в большой мере защищенным и быть всегда принятым. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода психологических и социальных нагрузок, количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя психотерапевтическую роль.

Социально–статусная функция – обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры (национальность, социальное положение и т.д.)

Медицинская функция – эта функция носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведение оздоровительных мероприятий. [ 2]

Перечисленные функции  определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно взаимосвязаны между  собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными. [ 1]

Социологи и антропологи  выделяют два главных типа семьи: традиционную и современную (нуклеарная).

По характеру распределения семейных обязанностей выделяются три типа семьи:

- традиционная – предполагает  наличие как минимум трех поколений, роль лидера в ней отводится старшему мужчине. Для нее характерны: экономическая зависимость женщины от супруга, привычное распределение семейных ролей: муж (отец) – добытчик и кормилец, жена (мать)- домохозяйка и воспитатель детей;

- нетрадиционная  - в  ней сохраняются установки на  мужское лидерство и разграничение  мужских и женских обязанностей, женщина наравне с мужчиной  участвует в общественном труде,  но весь домашний труд лежит  на ее плечах.

- эгалитарная – для  нее характерно справедливое распределение семейных обязанностей (ролевая симметрия), совместное принятие важных семейных решений, эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей. [ 2]

Современная семья (нуклеарная) включает обычно двух родителей и одного ребенка. Она называется так потому, что демографическим ядром семьи являются родители и их дети. Все остальные родственники относятся к периферии семьи.

По числу родителей  семьи делятся также на полные (два родителя) и неполную (один родитель). По числу детей семьи бывают бездетные, однодетные, многодетные (три и более детей). [1]

В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому составу и размеру семьи. Производится также классификация семей по числу занятых членов семьи, по социальной, национальной принадлежности и др. [2]

Итак, резюмируя вышесказанное  можно сказать, что семья –  это институт, регулирующий  отношения  между супругами, между родителями и детьми. Надо отметить что в  развитии российской семьи прослеживается ряд негативных тенденций: рост числа разводов, малодетности, неполных семей, резкое увеличение социально-уязвимой группы детей, снижение воспитательного потенциала семьи, распространение насилия семьи. Систематизируя проблемы современной семьи можно выделить три основных проблемы: проблема стабильности семьи, проблема рождаемости, проблема экономической обеспеченности и улучшения бытовых условий большого числа семей.

При всех проблемах современной  семьи она признается безусловной  ценностью всеми возрастными категориями россиян.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исходя из всего вышесказанного,  социальный институт представляет собой социальную систему, существующую исторически длительное время, удовлетворяющую фундаментальные потребности общества, обладающую решительной силой и моральным авторитетом, охватывающую большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения  новых социальных институтов и благодаря  совершенствованию сложившихся  институтов.

Цели контрольной работы достигнуты, поставленные задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Кравченко, А.И. Социология: учеб. для вузов / А.И. Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академ. проект, 2003. – 508 с.
    2. Социология: учебник / под ред. В.Н. Лавриенко. - 3-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити Дана, 2005.- 448 с.
    3. Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 912 с.
    4. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, строение, классификация / М.Б.Глотов // Социс. – 2003. - № 10. – с.1-13.
    5. Полтавская Е.И. О понятии «социальный институт» / Е.И. Полтавская // Социс. – 2009. - № 3. – с.68-71.

 

 


Информация о работе Социальные институты