Социальные конфликты и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание

Исходя из актуальности темы можно определить основную цель работы – изучить социальный конфликт как комплексное социальное явление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:

изучить и дать краткую характеристику социальных конфликтов
рассмотреть основные характеристики социальных конфликтов, методы разрешения конфликтов

Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие социального конфликта 4

1.1 Сущность конфликта и его функции 4

1.2. Виды конфликтов 6

1.3.Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе 7

Глава II. Механизмы разрешения социального конфликта 10

2.1 Технология предупреждения конфликтов 10

2.2 Методы разрешения конфликтов 10

Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

соц. конфликты.docx

— 176.64 Кб (Скачать документ)

       Социальные  конфликты в России обычно эмоционально сильно окрашены, в них много иррационального (особенного в межэтнических конфликтах), надуманного в представлениях индивида о своих интересах как о  противоположных интересам другой стороны. Но эти представления и  составляют реальность, они двигают  и обостряют конфликт. Они в  любом случае реально выражают, пусть  не всегда четко, полно, пусть даже деформированно, суть, главные особенности социальных противоречий, лежащих в основе данного  конфликта.

       Наконец, конфликты в России называют социальными, хотя они формируются в различных  сферах жизни общества и обычно именуются  как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.д. В широком, общетеоретическом смысле все они  относятся к категории социального  конфликта, под которым обычно понимают любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными  силами, группами людей, если они преследуют какие-либо социально значимые цели. Важно, чтобы индивиды, участвующие  в конфликте, выражали не свои сугубо личные цели, интересы и ценности, а  выступали как типичные представители  большой социальной группы. Иначе  конфликт носил бы не социальный, а  социально-психологический, межличностный, индивидуальный характер.

 

 

     Глава II. Механизмы разрешения социального конфликта

 

2.1 Технология предупреждения конфликтов

     Банальная фраза «предупредить проще, чем  разрешить» в применении к конфликту  не срабатывает. Не срабатывает преимущественно  по двум причинам:

  1. не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать)
  2. даже те конфликты, которые вам необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).

    Этапы управления конфликтом:

  1. симптоматика 2.диагностика  3. прогнозирование 4. разрешение

     Управляющие воздействия:

1. пресечение 2.гашение 3. преодоление 4. устранение

В существующих условиях прогнозирование конфликта  возможно лишь на короткий срок и с  небольшой долей вероятности. Для  того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что  любому конфликту предшествует предконфликтная  ситуация. Без этого конфликт почти  невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная  ситуация имеет достаточную для  предупреждения продолжительность. 

2.2 Методы разрешения конфликтов

Разрешение  конфликта - многоэтапный процесс, имеющий  свою логику.

  1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:

    -объект  конфликта

    -оппонент

    -собственная  позиция

    -причины  и непосредственный повод

    -социальная  среда

    -вторичная  рефлексия

  1. Прогнозирование варианта решения:

    -наиболее  благоприятный

    -наименее  благоприятный

    -что  будет, если просто прекратить  действия

  1. Действия по реализации намеченного плана
  2. Коррекция плана
  3. Контроль эффективности действий
  4. Оценка результатов конфликта

     Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

     Во-первых, в стратегии заложены самые общие  установки и ориентиры на результат  конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

     Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш.

       Пути  и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением  потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без  которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти  потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам  деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

            В этой связи определение путей  регулирования конфликтов должно  основываться на знании приоритетных  потребностей, интересов и целей  людей в те или иные периоды  развития общества.

            Наилучший способ регулирования  социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно.  Надо знать и уметь наблюдать  за такими явлениями, которые  можно было бы назвать индикаторами  конфликта. Среди них: неповиновение,  напряженность, недовольство сотрудников,  снижение основных показателей  производственной деятельности, увеличение  числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

       В производственном коллективе можно  внедрять специальные механизмы  отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия  и даже резиновый манекен администратора. 
 

 

       Заключение

     В заключении хотелось бы в отметить, что все люди очень разные, что у всех разные взгляды и периодически эти люди пересекаются друг с другом и не сходятся во мнении. Даже если при этом не возникает конфликта, то весь негатив, вся агрессия подавляются сторонами, прячутся в себя, вследствие чего они начинают изнутри влиять на отношения индивида к противоположной стороне. И после такого затишья вполне может разгореться большой конфликт, либо люди могут просто перестать общаться.

     Поэтому конфликтные ситуации абсолютно  нормальны для развивающегося общества, для развивающихся людей. Ведь все  наши отношения состоят из взлетов  и падений. В одно время мы прекрасно  ладим с человеком, в другое чувствуем, что что-то в наших отношениях не так. Лучше всего не скрывать того, что вас что-то не устраивает. Нужно  разобраться с возникающими несогласиями сразу же, не откладывая дела в долгий ящик. Главное при оставаться при  этом интеллигентным, культурным человеком, который уважает чужое мнение, не смотря на то, что оно расходится со своим.

     Главное для конфликтующих – это умение говорить на одном языке, умение прислушиваться к тому, что говорит оппонент, так как чаще всего, как писал  Иоганн Вольфганг Гете, «Спорящим  кажется, что они возражают, когда  они только повторяют собственное  мнение и не выслушивают доводов  своего противника».

       Социальный  конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс  развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта  требует изменений в социальной жизни людей.

 

Список литературы

 
  1. Барышников  Д.Н. Конфликты и мировая политика / M: АСТ ,2008.
  2. Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. / Учебное пособие. – М.: Проспект, 2008
  3. Пономаренко, В.В. Управление конфликтами / М.: АСТ: Олимп, 2009.
  4. Фролов С.С Социология. – М.: Гардарики 2007

 

Приложение

 

     

     Рис. 1 «Две стороны стоят на своем  и не желают уступать оппоненту» 

       

     Рис. 2 «Физическая агрессия» 

       

     Рис. 3 «Бунт» 

 

Информация о работе Социальные конфликты и пути их разрешения