Социальные общности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:19, диссертация

Описание

Общество – это система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.

Содержание

Социальные общности……………………………………………………..3
Наблюдение как метод сбора социологической информации…………18
Выберите наиболее эффективный и рациональный метод получения социологической информации по теме: Личностные конфликты в производственном коллективе…………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………24

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

− наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.

Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т. е. безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события.

Рассмотрим основные виды социологического наблюдения. Этот метод сбора социологической  информации можно классифицировать по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации, регулярности проведения. По степени формализации наблюдение на стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное.

Стандартизированное наблюдение - это такой способ познания, при котором исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследователя, сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизированное исследование используется для проверки результатов, полученных другими методами, или для уточнения результатов. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.

Нестандартизированное наблюдение - это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации.

В зависимости от положения  наблюдателя по отношению к объекту  исследования различают невключенное и включенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Он не включается в ход событий и не задает вопросов. Применяется для описания социальной обстановки, в условиях которой проходит интересующее социолога событие. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать корректирующее воздействие на объект наблюдения. В этом основной недостаток данного вида наблюдения.

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое. Главными условиями для проведения включенного наблюдения являются непосредственное участие наблюдателя в трудовой деятельности обследуемого коллектива; нейтральное отношение к происходящим событиям; личностные качества наблюдателя - контактность, доброжелательность, сдержанность. Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок адаптации длится обычно от 4-5 дней до 2-3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола и возраста.

По условиям организации наблюдения делятся на лабораторные, полевые и лабораторно-полевые.

Лабораторное наблюдение - вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Наблюдаемые могут приглашаться в отдельные помещения, где организуется их деятельность, результаты которой фиксируются наблюдателем. Сам факт проведения лабораторного наблюдения, новая обстановка оказывают влияние на испытуемых, определенным образом искажают информацию, снижают ее объективность.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Получаемая таким образом информация намного чище, достовернее. Недостаток полевого наблюдения - в воздействии на испытуемых разнообразных внешних факторов, не характерных для данной проблемной ситуации. Лабора-торно-полевое наблюдение производится в естественных условиях, но с отдельными ограничениями. Здесь предпринимается попытка снять недостатки, присущие как лабораторному, так и полевому наблюдению.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические, эпизодические и случайные.

Систематическое наблюдение позволяет выявить закономерности взаимодействия процессов и явлений, происходящих в данном предприятии. Оно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков.

При эпизодическом наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации программой наблюдения строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования.

Случайное − это наблюдение, при котором единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты.

Для фиксации результатов  наблюдения используется дневник, в  которой вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя. Используя метод наблюдения, всякий раз необходимо четко выяснить цель, задачи и характер исследуемого объекта, а также позитивные и негативные свойства его различных видов.

 

3. Выберите наиболее эффективный и рациональный метод получения социологической информации по теме: Личностные конфликты в производственном коллективе.

Конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению

Существуют  различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Личностный конфликт.

Этот тип  конфликта не полностью соответствует  данному нами определению. Здесь  участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства.

Личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго − нарушение принципа единоначалия. Личностные конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Изучив личностные конфликты в производственном коллективе, можно сделать вывод, что наиболее эффективным и рациональным методом  получения социологической информации из существующих является метод опроса, а именно его подметод – анкетный опрос. Анкетирование имеет неоспоримый ряд преимуществ: высокая скорость получения ответов на интересующие вопросы, жесткая регламентация процедуры дает возможность собрать точные и сопоставимые результаты, анонимность опрашиваемых повышает их искренность и объективность, реальный шанс организации массовых обследований, отсутствие влияние личности и поведения на респондентов, невыраженность у исследователя пристрастия к кому-либо из отвечающих, простая обработка полученных данных.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону,  2002. – 352 с.
  2. Краткий словар по социологии/ Авт.кол. П.Д. Павленок. – М., 2000. – 272 с.
  3. Сірий Є.В. Соціологія: загальна теорія, історія розвитку, спеціальні та галузеві теорії. – К., 2004. – 480 с.
  4. Социология: Учебник/ Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; под ред. Н.Ф. Осиповой. – ООО «Одиссей» , 2008. – 264 с.
  5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие/ Под общей редакцией проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коолегиум. Кафедра истории, философии и политических наук., 1996. – 688 с.

 

 


Информация о работе Социальные общности