Социальные последствия миграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:15, контрольная работа

Описание

Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..………3
Понятие и классификация миграции населения…………………………4
Основные функции миграции……………………………………………..8
Современная миграционная ситуация в России………………………..10
Социальные последствия миграционных процессов…………………...21
Заключение ………………………………………………………………………25
Литература ………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Миграция населения.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

3. Современная миграционная  ситуация в России

    Миграционная  ситуация в России за последние годы стала относительно самостоятельным  фактором, усугубляющим диспропорции экономического и социального развития в отдельных регионах и в стране в целом. Спонтанная неуправляемая миграция оказывает негативное воздействие на общероссийские и региональные демографические, экономические, социальные и криминогенные процессы. В ряде случаев она является причиной неравномерности развития регионального рынка труда, создает угрозы безопасности приграничным субъектам Российской Федерации.

    Текущая миграционная ситуация характеризуется  следующими особенностями:

1. Происходит снижение внешней и внутренней миграционной активности. После бурных миграционных процессов в 90-х годах XX века это может показаться некоторым стабилизирующим фактором, однако направления миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают насущным и стратегическим государственным потребностям. Представляется, что без комплекса активных и системных мер по государственному правовому регулированию миграционной политики она качественно не изменится и не улучшит кардинальным образом российский рынок рабочей силы, особенно в сфере наукоемких технологий, промышленного производства, рыночной инфраструктуры;

2. Иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии стала важным фактором поддержания численности населения страны в условиях естественной убыли населения, однако эти процессы все в меньшей степени являются компенсатором депопуляции в стране;

3. Сохраняется стихийный отток населения из Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера в центральные и южные регионы страны. Этот процесс углубляет диспропорции регионального развития, а нерегулируемая миграция превращается в фактор дисбаланса и рассредоточения людских и природных ресурсов страны;

4.Еще достаточно высока вынужденная миграция из районов этнических и вооруженных конфликтов, сохраняется незаконная внешняя миграция, подчас тесно переплетенная с криминалитетом.

    Миграционный  прирост населения России за 10-летний период (1989-2002 гг.) составил 3,8 млн. человек против 1,8 млн. человек за предыдущее десятилетие ( 1978-1988 гг.). При этом миграционный прирост из стран СНГ и Балтии насчитывал около 5 млн. человек, тогда как в обмене с другими странами Россия потеряла 1,2 млн. человек. Роль миграционного прироста в поддержании численности населения России стала резко снижаться с середины 90-х годов.

    Согласно  данным Госкомстата России, естественная убыль населения, начавшаяся с 1992 года, составила за 10 лет более 8,1 млн. человек. В 2002 году миграционный прирост позволил компенсировать только 7,7% естественной убыли населения. И эта тенденция продолжает сохраняться: официально-формальные цифры показателей миграции не учитывают качественный состав более двух десятков миллионов русских, оставшихся за границей (большинство миграционно мобильного населения в возрасте трудовой активности уже эмигрировало в Россию за 10-летний период). Затухающий миграционный прирост населения России происходит на фоне постепенного сокращения размеров миграционного движения населения внутри страны. В 2002 году общий объем миграций (сумма прибывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн. - прибывших и 2,1 млн. - выбывших, в 2000 году - 5,1 млн. человек, в том числе 2,7 млн. - прибывших и 2,4 млн. - выбывших. Для сравнения в 1989 г. (год, с которого началось снижение объемов миграции) общий объем миграции (внутрисоюзной) составлял 12,8 млн. человек (6,6 млн. - прибывших и 6,2 млн. - выбывших).

    За 90-е годы из стран СНГ и Балтии в Россию переехало более 8 млн. человек. Причем качественно структура мигрантов была более привлекательной с точки зрения экономики: они имели наиболее работоспособный возраст и относительно высокий образовательный и квалификационный уровень. Число прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии после распада СССР находилось на уровне 80-х годов, колеблясь в пределах 850-1150 тыс. чел в год. Но в последние время и здесь идет затухание миграционного потока: число прибывших из этих стран последовательно сокращается: к 2000 г. упало до 350 тыс. человек; в 2001 г. – до 186,2 тыс. человек; в 2002 г. – до 177,3 тыс.

    Уменьшение  миграционных потоков в Россию связано  с изменениями экономической  и социально-политической обстановки в странах бывшего СССР и в самом Российском государстве. К настоящему времени приостановлены военные действия в тех странах СНГ, где наблюдались крупные вооруженные конфликты. Это привело к резкому сокращению потока вынужденных мигрантов. Наиболее критично настроенные к местным национально-политическим режимам и происшедшим изменениям соотечественники успели выехать раньше. Оставшиеся с течением времени вынуждены были постепенно адаптироваться к новым условиям. Тем более, что в ряде стран произошли политические и правовые изменения, сделавшие более толерантными отношения титульных наций к этнически российской части населения. В ряде случаев снята острота наиболее резких конфликтов этой категории бывших граждан СССР с местными элитами, этнократические тенденции в политике новых элит ряда стран также ослабли. А именно они, по результатам социологических опросов и по мнению экспертов, были мотивационной основой значительной части русскоязычных мигрантов, выезжающих из стран СНГ и Балтии на постоянное местожительство в Россию.

    С другой стороны, Российская Федерация  теряет миграционную привлекательность  из-за непрекращающихся военных действий в Чечне (для семей, имеющих детей  призывного возраста, этот фактор остается, по мнению экспертов, одним из важнейших  негативных факторов в миграционной мотивации), политической нестабильности на протяжении ряда лет, сложных и запутанных бюрократических процедур, связанных с переселением и получением российского гражданства, отсутствием эффективных государственных правовых механизмов обустройства и адаптации переселенцев.

    Всего, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, на 1 января 2003 года насчитывалось 505,7 тыс. вынужденных  переселенцев и беженцев. Около 43% из них (217,3 тыс.) составляли жители Казахстана, 12,9% (65,2 тыс.) – Узбекистана, 8,9% (45 тыс.) – Таджикистана.

    Помимо  экономических факторов вынужденного переселения (распад союзного общехозяйственного комплекса, упадок высокотехнологичной  промышленности, в которой была занята большая часть русскоязычного населения) значительное место в вынужденной миграции занимали этнокультурные факторы: сокращение сферы применения и использования русского языка, принижение русского культурного наследия, закрытие русских культурных центров, школ, театров, масштабное сокращение сферы высшего и среднеспециального образования на русском языке и т.д.

    Другая  значительная категория мигрантов - это лица, приезжающие из стран  СНГ в Россию на заработки (временные  трудовые и коммерческие мигранты). Отправляемые ими на этническую родину денежные переводы составляют весомую часть доходов стран СНГ (например, по данным обследований в Армении и Азербайджане, трансферты от работающих в России получает каждое 3-4 домохозяйство). То есть происходит вывоз этих средств из России. С другой стороны, личное трансферты спасают многие страны СНГ от голода, что стабилизирует социально-политическую обстановку на границах России.

    В настоящее время численность  официально зарегистрированных иностранных  рабочих колеблется на уровне 200-300 тыс. человек. Около половины из них составляют граждане стран СНГ.

    В то же время сложность и дороговизна  процедур легализации (в которой  не всегда заинтересованы работник и работодатель) приводит к увеличению нелегальной рабочей силы.

    Несмотря  на реально существующую проблему безработицы  в России, по-прежнему имеется значительное число вакансий, на которые не идут россияне. Кроме того, ряд иностранных фирм привлекает на работу в Россию иностранный персонал, даже в тех случаях, если на месте имеются российские специалисты..

    Стабильными потребителями иностранной рабочей  силы являются Москва и Московская область, Приморский и Хабаровский  края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Амурская область.

    Основные  причины масштабной незаконной миграции – “прозрачность” российских границ со странами СНГ, их техническая необустроенность, отсутствие достаточных материально-финансовых ресурсов для эффективного противодействия этой форме миграции, наличие непреодоленных правовых пробелов в регулировании миграционных процессов.

    Нелегальная эмиграция из России тесно переплетена  с деятельностью организованных международных преступных групп, часть  ее проявляется в виде незаконной торговли людьми.

    В последнее десятилетие внутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов в центр  и на юго-запад страны. Причем стратегически  ситуация осложняется тем, что эмиграция  идет из самых богатых природными запасами регионов, усугубляя и без того напряженное положение в них трудовыми ресурсами и делая проблематичным перспективы их полноценного экономического развития.

    Дальневосточный федеральный округ отличается среди  всех других регионов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционных процессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию. Интенсивность оттока здесь значительно выше, чем в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Особенно сложная ситуация наблюдается в Чукотском, Корякском автономных округах, в Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях, которые уже потеряли вследствие этого значительную часть своего трудоспособного населения.

    Всего за 1991-2002 г. миграционный отток и  естественная убыль населения Дальнего Востока привели к сокращению общей численности его населения с 8, 04 млн. человек до 7, 04 млн. человек (на 12,5%).

Быстрее всего сокращается население  северных районов Дальнего Востока: по сравнению с 1989 г., население Чукотского автономного округа и Магаданской области уменьшилось наполовину, Камчатской области - почти на 20%, Сахалинской - на 15%. Особенно неблагоприятен для этих регионов качественный состав региональных миграций. Как правило, уезжает молодежь.

    Региональные  миграционные диспропорции усугубляют региональную асимметрию. Одни регионы выигрывают за счет других. Благодаря миграционному притоку населения демографическая ситуация в европейской части страны намного лучше, чем в азиатской. Углубляющийся кризис в естественной убыли населения здесь сосуществует с миграционной подпиткой (заметную роль в ней играют переселенцы из стран СНГ и регионов политической нестабильности). Но приток мигрантов полностью не компенсирует естественную убыль населения и в этих регионах.

    Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

    В современной России существует, несколько  наиболее важных проблем, которые требуют  государственного регулирования в  сфере миграции:

потребность в компенсации естественной убыли  населения посредством привлечения  и закрепления на постоянное место  жительства в первую очередь титульных народов России из стран ближнего зарубежья;

необходимость создания условий для обеспечения  территориальной мобильности трудовых ресурсов в соответствии с изменяющимися  потребностями рынка и развития регионов;

защита  национального рынка труда от избытка трудовых ресурсов, структурной безработицы в условиях глобализации и давления избыточных трудовых ресурсов из-за рубежа;

обеспечение национальной безопасности и геополитических  интересов, защиты от криминализации российской и международной миграции, обеспечение благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.

    В условиях рыночной экономики решение  указанных выше проблем предполагает использование не столько прямых, сколько косвенных инструментов регулирования миграции.

    Законодательную основу государственной миграционной политики составляют: федеральные законы “О занятости населения в Российской Федерации”, “О беженцах”, “О вынужденных  переселенцах”, “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Следует отметить, что основы законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и внесения дополнений в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации” (от 10 января 2003 года № 8-ФЗ).

    В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Минтруд России и его территориальные органы службы занятости, а также на Федеральную миграционную службу МВД России.

Информация о работе Социальные последствия миграционных процессов