Социальные последствия миграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:15, контрольная работа

Описание

Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..………3
Понятие и классификация миграции населения…………………………4
Основные функции миграции……………………………………………..8
Современная миграционная ситуация в России………………………..10
Социальные последствия миграционных процессов…………………...21
Заключение ………………………………………………………………………25
Литература ………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Миграция населения.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

    Государственная миграционная политика и государственная  политика регулирования занятости населения тесно взаимосвязаны, однако уровень и степень государственного участия в них крайне невелики. В 2002 году территориальными органами Минтруда России трудоустроено с переездом в другую местность около 22 тыс. мигрантов (что составляет менее 50 % к уровню 2001 года), в т.ч. более 8 тыс. человек, зарегистрированных в качестве безработных. Масштабы государственного регулирования трудовой миграции очевидны при сопоставлении этих цифр со статистикой общего числа мигрантов, прибывших на новое место жительства в 2002 году, - 2,4 млн. человек.

    Органами  службы занятости проводилась работа по информированию граждан о возможностях трудоустройства, в т.ч. с переездом  в другую местность на основе информации Общероссийского банка данных вакансий (который разрабатывает и пополняет Минтруд России). В 2002 году в нем было отражено 13,5 тыс. вакансий для трудовых мигрантов. Но из-за низкой оплаты труда или непрестижности предлагаемой работы большинство мигрантов предпочитает трудоустраиваться самостоятельно. Поэтому эффективность государственного трудоустройства крайне мала.

    Для обеспечения реализации политики регулирования  трудовой иммиграции иностранных граждан  Правительством Российской Федерации 30 октября 2002 года принято Постановление  № 782 “Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности”, разработанное Минтрудом России. Данным Постановлением определен размер квоты на 2003 г. и порядок ее формирования в последующие годы.

    В соответствии с указанным Постановлением подготовлен совместный приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития  России от 29 ноября 2002 года № 238/1205/397 “О распределении по субъектам Российской Федерации квоты на выдачу иностранным  гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности”.

    Важным  шагом на пути развития современной  системы государственного регулирования  миграции в Российской Федерации  является разработка и одобрение  Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р).

    В Концепции дан анализ современной  миграционной ситуации в Российской Федерации, сформулированы цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, изложены основные направления деятельности органов власти по регулированию миграционных процессов и механизмы их реализации.

    В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции:

    обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации;

    создание  условий для интеграции вынужденных  мигрантов;

содействие  привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в  трудовых ресурсах;

    создание  условий для возвращения внутриперемещенных лиц, покинувших места постоянного  проживания;

    поддержка и развитие взаимоотношений с  соотечественниками за рубежом;

    оптимизация внутренних миграционных процессов  и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

    создание  условий для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных районах  Российской Федерации;

содействие  добровольному переселению соотечественников  из стран СНГ и Балтии.

    Таким образом, анализ текущей миграционной ситуации и вероятностный прогноз ее дальнейшего развития показывает, что необходимо качественное улучшение законодательных механизмов регулирования миграционной активности: не на уровне концепций, а на уровне федерального законодательства. При этом следует учесть, что различные категории мигрантов по-разному идентифицируют себя, по-разному воздействуют на экономическую, социальную, культурную ситуацию в России и нуждаются в дифференцированном подходе к себе со стороны государства, в правовом закреплении их различного статуса.

    С другой стороны, необходимо уделить  больше внимания законодательному закреплению  конкретных механизмов и институтов, снижающих остроту проблемы взаимной адаптации мигрантов и местного населения. Особую актуальность данная проблема приобретает там, где она тесно переплетается с межэтническими и межконфессиональными взаимоотношениями.

    Только  гибкая, продуманная, всесторонняя миграционная политика способна дать положительные  экономические, политические и социальные результаты для России.

Текущая острота миграционной проблемы и  перспективы ее развития делают целесообразным экспертизу всего законодательства с точки зрения степени его  воздействия на миграционные процессы. Целью подобной экспертизы могло  бы стать максимальное исключение норм и решений, способных усугубить остроту миграционной проблемы. Например, надо исключить случаи приравнивания соотечественников к иностранцам, предпочтения в отношении отдельных иностранных хозяйствующих субъектов и юридических лиц в ущерб российским, если такой порядок не предусмотрен международными договорами.

Представляется  актуальной и политически значимой потребность в более активном участии государства (в том числе  и законодателей) в защите законных интересов российских мигрантов за рубежом. Фактически каждый случай незаконного ущемления прав и интересов соотечественников граждан должен стать основанием для автоматического реагирования государственных структур на подобные случаи и внесения конкретных изменений и дополнений в национальное законодательство, в международные соглашения, которые бы исключали саму возможность повторения аналогичных случаев.

Назрел  также вопрос об обобщении и тиражировании  регионального опыта и региональных инициатив по смягчению и улучшению  миграционной ситуации.

Борьба  с нелегальной миграцией требует  качественного упрощения и облегчения легального использования иностранной  рабочей силы в сочетании с  ужесточением санкций за действия должностных  лиц, хозяйствующих субъектов, государственных  служащих, прямо или косвенно стимулирующих нелегальную миграцию. Понимая, что на современном этапе криминализация миграционных процессов еще достаточно велика, все же следует отметить, что это не единственное и не самое главное направление миграционной государственной политики, цель которой - стать эффективным инструментом повышения экономического, научного и культурного потенциала России, снижения социальной и демографической напряженности.

4. Социальные последствия  миграционных процессов

     
           
Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране. 
Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах. 
Анализ миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства  (апатридов). 
          Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками. 
За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 – 2002 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений  в  экономике  (на  15%). 
           В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно – финансовой сфере.        По данным МВД России, в 2002 году по расследованным уголовным делам было выявлено 29937 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2001 год (больше на 4,5 %).

             Из года в год все больше  нарушений правил пребывания  иностранных граждан в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику. 
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов  РФ. 
            Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской  Федерации. 
             Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны. Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. 
Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми. 
Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    На  сегодняшний день мы можем говорить о существовании двух основных видов миграции населения: внешней (эмиграция, иммиграция, колонизация) и внутренней (в т.ч. урбанизация). Переселение можетосуществляться насильственным путём.

    Миграция  населения выполняет определённые функции в обществе, наиболее важные  из которых для демографии - перераспределение населения по территориям (расселение густозаселённых районов), экономическая, социальная.

    Главная причина миграций - экономическая, но они вызываются и политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

    Конечно, миграция имеет и отрицательную  сторону: она нарушает нормальный режим  воспроизводства населения. Однако, как известно миграционный прирост  является наряду с естественным приростом  составляющей общего прироста населения.

    Масштабы  и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых  уменьшается вследствие сложной  социально-экономической ситуации в стране. 
Приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса. 
Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

    Итак, миграция населения играет важную роль в жизни общества, государства, мира в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальные последствия миграционных процессов