Социальные проблемы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:43, контрольная работа

Описание

Трудности, с которыми сталкиваются современные российские города, заставляют ученых уделять особое внимание социологическому изучению муниципального управления и происходящих в нем изменений. Состояние и развитие города во многом зависят от того, насколько эффективно организовано в нем управление. Социально эффективное управление предполагает, что результаты деятельности должны соответствовать социальным ожиданиям людей. Поэтому игнорирование при принятии управленческих решений субъектной стороны жизнедеятельности социума, является серьезной управленческо-методологической ошибкой.

Работа состоит из  1 файл

соц упр.docx

— 39.83 Кб (Скачать документ)

Особое значение имеет то обстоятельство, что опрос  граждан муниципального образования  закреплен в федеральном законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 как форма участия населения в местном самоуправлении [7]. Однако социологические исследования свидетельствуют о том, что опрос населения проводится в муниципальных образованиях не регулярно. Например, опрос руководителей высшего и среднего звена МСУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проведенный кафедрой социологии и социальной работы СЗАГС в 2008 году, показал следующее. «На вопрос о том, как часто органы государственной власти и местного самоуправления МО изучают мнение людей, только 6,0 % респондентов избрали вариант «постоянно изучают», а 16,9 % - иногда. Остальные же (72,3 %) ответили, что общественное мнение населения МО изучается редко (34,9 %) или что оно совсем не изучалось (37,4 %)» [8, с. 54]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методологический раздел программы.

Проблема, объект и предмет исследования.

Объектом исследования является социальная эффективность  муниципального управления г. Орска.

Предметом исследования является   оценка деятельности   муниципальной власти города Орска в области решения социальных проблем.

     2. Цель и задачи исследования.

Цель: исследование деятельности   муниципальной власти города Орска в области решения социальных проблем через призму отношения населения к деятельности муниципалитета г.Орска.

     Задачи:

  • выявить структуру социальных проблем г. Орска
  • исследовать  уровень состояния социальных проблем
  • исследовать приоритетную направленность в  муниципальном управлении по решению социальных проблем
  • Выявить уровень компетентности муниципальных служащих на базе отдельного исследования.

    3. Основная  гипотеза: Решение социальных проблем невозможно без компетентного муниципального управления и диалога с населением . 

     Вспомогательные гипотезы:

    • Уровень компетентности муниципальных служащих оказывает влияние на приоритетную направленность деятельности муниципалитетов.
    • Уровень решаемости социальных проблем определяется наличием крупных  предприятий- налогоплательщиков.
    • Регулярные опросы и анкетирование населения в области решения социальных проблем оказывает воздействие на приоритеты  муниципального управления.
 

     3. Процедурный раздел программы.

     В качестве респондентов исследования было опрошено трудоспособное население г. Орска, как наиболее заинтересованное в решении социальных проблем (жилищный вопрос, обеспеченность местом    в детсаду, качеством и профильностью образования, возможностью культурного семейного отдыха и т.д.) Было опрошено 500 человек, вне зависимости от рода занятий.

     5. Процедуры сбора и анализа  данных.

     В данном исследовании был применен анкетный опрос, в котором мнения по заданным вопросам фиксируются самими респондентами. 

     АНКЕТА 

Насколько Вы удовлетворены… Оценка ( от 1 до 5)
1 работой городской  больницы  
2 работой скорой медицинской помощи  
3 качеством начального образования  
4 качеством среднего образования  
5 услугами ЖКХ  
6 работой учреждений культуры  
7 развитием физической культуры и спорта  
8 работой с детьми и молодежью  
9 состоянием  автомобильных дорог  
10 транспортным  обслуживанием  
11 охраной общественного  порядка  
12 обеспечением  пожарной безопасности  
13 охраной окружающей среды  
14 услугами связи  
15 услугами общественного  питания  
16 организацией  торговли  
17 бытовым обслуживанием  
18 благоустройством  и озеленением города  
19 информационной  открытостью администрации  
20 деятельностью администрации в целом  
 

Приведем отдельные  результаты исследования. Опрос горожан  позволил выявить степень удовлетворенности  населения решением городских проблем  по 5-балльной системе оценки (табл. 1).

Таблица 1. Удовлетворенность  населения решением городских проблем

                       
                      Насколько Вы удовлетворены… Средний балл
                      1 работой городской больницы 3,24
                      2 работой скорой медицинской помощи 4,09
                      3 качеством начального образования 4,24
                      4 качеством среднего образования 4,06
                      5 услугами  ЖКХ 2,38
                      6 работой учреждений культуры 4,36
                      7 развитием физической культуры и спорта 4,07
                      8 работой с детьми и молодежью 3,47
                      9 состоянием  автомобильных дорог 2,78
                      10 транспортным  обслуживанием 3,24
                      11 охраной общественного порядка 3,35
                      12 обеспечением  пожарной безопасности 4,45
                      13 охраной окружающей среды 2,62
                      14 услугами  связи 3,97
                      15 услугами  общественного питания 4,62
                      16 организацией  торговли 3,61
                      17 бытовым обслуживанием 4,14
                      18 благоустройством  и озеленением города 3,62
                      19 информационной  открытостью администрации 3,34
                      20 деятельностью администрации в целом 3,19
 

Наибольшую неудовлетворенность  населения обследованных городов  вызывает услуги ЖКХ, охрана окружающей среды, состояние автомобильных  дорог.

Предлагаемая  нами социологическая методика предполагает использование такого метода исследования как фокус-группа. Он позволяет получить глубинную качественную информацию и установить причины низкой оценки социальной эффективности деятельности органов местного самоуправления. Особенно интересные данные были получены при проведении фокус-групп , когда обсуждались проблемы социальной сферы [10]. По результатам фокус-групп были выявлены наиболее острые проблемы города Орска в социальной сфере.

1. Здравоохранение.  Существуют острые проблемы в  работе городской больницы; халатность, некомпетентность врачей, пренебрежительное  отношение к пожилым людям.

2. Образование.  Качество начального и среднего  общего образования у респондентов  не возникло негативных оценок. Исключение составило дополнительное  образование детей.

3. Культура. Вопросы,  связанные с уровнем развития  культуры в городе, вызвали в  фокус-группах бурное обсуждение. Респонденты отметили проблемы пополнения библиотечного фонда, нецелевого использования Дворцов культуры .

4. Физическая  культура и спорт. По мнению  респондентов, они развиваются, но  этот процесс не носит комплексного  характера, что в значительной  степени ограничивает ожидаемый  эффект. Отмечена проблема ограниченности  разнообразия спортивных секций  по видам спорта.

5. Работа с  детьми и молодежью. Проблема  качества работы с детьми и  молодежью в ходе работы фокус-групп была отмечена респондентами как одна из наиболее актуальных в городе. Основной причиной текущего состояния данной сферы респонденты считают отсутствие возможности у молодежи участия в современных кружках и секциях, интересных для них и развивающих не только спортивный, но и интеллектуальный потенциал.

Следующим этапом была проверка вспомогательной гипотезы о том, что уровень компетентности муниципальных служащих оказывает влияние на приоритетную направленность деятельности муниципалитетов.

Современные научные  подходы к построению комплексной  оценки сегодня не возможны без применения когнитивного подхода к исследованию, позволяющего связать в единое целое  множество процессов, протекающих  в экономической, социальной и политической сферах.

Возможным вариантом  приложения когнитивного подхода в  конкретном исследовании может быть оценка вопросов социально-технологической  компетенции муниципальных служащих города Орска.

 Для формулирования  этого понятия было рассмотрено  два уже определенных – социальная  и технологическая компетентность. В ходе работы мы полагаем, что в результате процесса  образования у человека должно  быть сформировано некоторое  целостное социально-профессиональное  качество, предполагающее глубокую  осведомленность человека об  условиях, технологиях, методиках  решения проблем семьи, группы  и умения грамотно реализовать  свои знания на практике, легко  взаимодействовать с группой  (командой). Это качество может  быть определено нами как целостная социально-технологическая компетентность человека.

 Данные для  исследования собирались с помощью  анкетных опросов, результаты  обрабатывались автоматически с  помощью программы обработки  статистических данных SPSS. Выборка  составляла 100 человек, 66% из которых  составляли женщины со стажем  работы до 5 лет. Были опрошены  муниципальные служащие Администрации  города Орска, занимающие такие должности как специалист, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист и специалист первой категории.

 В результате  анкетного опроса было определено  множество наиболее важных критериев  (концептов), описывающих социально-технологическую  компетенцию муниципальных служащих, таких как:

 знание средств,  способов, программ выполнения действий, решение социальных и профессиональных  задач (1);

готовность к  нестандартным, креативным решениям (2);

знание технологии управления деятельностью (3);

знание алгоритма  и последовательности профессиональной деятельности(4); знание процедур социального  проектирования (5);

опыт реализации знаний, умений (6);

технологичность деятельности (7);

способность работать в команде(8);

перспективное мышление (9); готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека (10);

постоянное стремление совершенствовать деятельность (11);

ответственность за принятые решения (12);

Информация о работе Социальные проблемы муниципального управления