Социальные проблемы семьи

Автор работы: Кельдюшева Ольга, 01 Декабря 2010 в 10:51, реферат

Описание

Целью реферата является стремление понять роль семьи, как посредника между личностью и обществом.

Содержание

Введение …………………………………………………………….2
1. Социальные проблемы…..……………………………………….3
1.1Характеристика социальных проблем……………………….....3
1.2. Структура социальных проблем……………………………….4
1.3.Типология социальных проблем ………………………………6
2.Социальные проблемы семьи……………………………….……8
2.1.характеристика семьи………………….………………………..8
2.2 Социальные проблемы современной семьи……………….11
Заключение…………………………………………………………16
Список литературы ………………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

соц проб сем.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание  
 
 

    Введение  …………………………………………………………….2

    1. Социальные проблемы…..……………………………………….3

    1.1Характеристика  социальных проблем……………………….....3

    1.2. Структура социальных проблем……………………………….4

    1.3.Типология  социальных проблем ………………………………6

    2.Социальные  проблемы семьи……………………………….……8

    2.1.характеристика  семьи………………….………………………..8

    2.2 Социальные   проблемы   современной  семьи……………….11

    Заключение…………………………………………………………16

    Список  литературы ………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

              Тема реферата «Социальные проблемы семьи в России» является очень актуальной, т.к.  проблемы семьи касаются каждого человека. Они затрагивают самые различные социальные группы и слои – трудовые коллективы и соседские общины, молодежь, взрослых, детей, пожилых и т.п. Самочувствие семьи и процессы, которые влияют на её функционирование, не могут волновать также общество и государство, так как устойчивость этого социального института на прямую связана с социальной безопасностью и перспективами национального развития.

    Семья является объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, политологии, экономики, психологии, педагогики и др. Однако обобщающий характер знаниям о семье придает социологическая наука, практически во всех разделах которой в той или иной мере присутствует семейная проблематика. "Семейные переменные" дают возможность лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной  мобильности, демографических изменений и т.п. Интерес к семье поддерживается стремлением понять ее роль как посредника между личностью и обществом. Она обладает характеристиками, которые позволяют сводить социальные процессы и результаты поведения индивидов и, наоборот, из эмпирически  наблюдаемых фактов семейного поведения выводить закономерности на уровне всего общества.

             Целью реферата является стремление  понять роль семьи, как посредника  между личностью и обществом.     

    1.Социальные  проблемы.

    1. Характеристика социальных проблем.
 

    Социальные  проблемы – прежде всего такого рода явления, которые определяются коллективными субъектами (группами, общностями) как проблемные, не удовлетворяющие потребностей, желаний, целей различных коллективных субъектов. Социальные проблемы – результат деятельности группового сознания, мыслительная конструкция, в которой выражаются отношения коллективного субъекта к тем или иным аспектам общественной действительности.

    Социальная  проблема в обществе существует тогда, когда определенные компоненты социально-экономических  условий препятствуют удовлетворению потребностей общественной группы (малой, средней, большой), реализации её интересов и законных прав; когда сама группа или сторонний наблюдатель (другая группа) оценивают данную общественную ситуацию как далее нетерпимую; когда группа готовит (и в дальнейшем осуществляет) коллективное действие, цель которого – снизить или вообще устранить негативное воздействие социально-экономических условий своего существования на свою жизненную ситуацию. 
 
 
 

    1.2. Структура социальных проблем 

    Структуру социальной проблемы образуют отношения между конкретной общественной группой, её основными свойствами (потребностями, интересами, правами и принятыми ценностями) и социально-экономическими условиями её существования. В структуру проблемы при определенных обстоятельствах могут включаться также компоненты природных условий, прежде всего те компоненты, которые вызывают стихийные бедствия (ураганы, наводнения, землетрясения и т.п.).

    Каждая  общественная группа стремится к  тому, чтобы удовлетворить свои основные потребности, реализовать свои интересы и права в соответствии с принятыми ею социальными ценностями.

      Степень удовлетворения основных  потребностей группы, реализации  её интересов, прав и является  основным критерием наличия или  отсутствия социальной проблемы. Когда социально-экономические условия значительно снижают степень удовлетворения потребностей, уровень реализации интересов и прав, тогда и возникает социальная проблема.

    Условия социальной проблемы включают в себя те социальные явления (обстоятельства, ситуации, институты, организации), которые оказывают непосредственное воздействие на субъект. Условия социальной проблемы - часть более широкой социальной среды существования группы.

      В каждой социальной проблеме  специфически взаимодействуют социальная  среда и условия данной социальной проблемы. Одни компоненты социальной среды могут становиться компонентами условий социальной проблемы и, наоборот, при изменении в складывающихся условиях отдельные компоненты среды могут становиться незначимыми для группы и могут как бы переходить вновь в состав компонентов среды.

    Условия социальных проблем могут быть классифицированы по различным критериям. Существует следующая типологизация условий  социальных проблем:

    1) существенные и несущественные  условия; 2) основные и дополнительные; 3) главные и второстепенные; 4) устойчивые и изменчивые; 5) активно действующие и пассивные; 6) благоприятные и неблагоприятные; 7) необходимые и случайные; 8) достаточные и недостаточные; 9) объективные и субъективные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3.Типология  социальных проблем 

    К основным критериям типологизации  социальных проблем относятся:

  • Соотнесенность социальных проблем с различными сферами общественной жизни (проблемы материального производства, духовного производства и социальные проблемы воспроизводства человека и населения в целом).
  • Зависимость социальных проблем от их субъектов, носителей (общечеловеческие проблемы, проблемы конкретных обществ, отдельных социальных групп, общностей, в том числе проблемы отдельных социально–профессиональных и социально-демографических групп).
  • Территориальный признак (проблемы, присущие отдельным странам, регионам, крупным территориальным образованиям, городам, районам).
  • Принадлежность социальных проблем к социальным институтам (социальные проблемы семьи, права, религии, просвещения и т.п.).
  • Различие проблем по роли в развитии общества (основные - второстепенные; определяющие - определяемые; первичные - вторичные и т.п.).
  • Масштаб, объем (общие – особенные; крупномасштабные – мелкомасштабные).
  • Устойчивость (стабильные, постоянные – изменяющиеся социальные проблемы).
  • Повторяемость (возобновляющиеся – не возобновляющиеся).
  • Своеобразие (оригинальные – неоригинальные, обычные, привычные – необычные).
  • Актуальность (злободневные, насущные – неактуальные, виртуальные, потенциальные).
  • Уровень осознания социальных проблем (осознанные – неосознанные; осознанные на уровне здравого смысла и на уровне научного сознания).
  • Тип связей между социальными проблемами (сходные, однопорядковые – разнопорядковые; однотипные – разнотипные, связанные между собой, предполагающие друг друга и изолированные).
  • Степень решаемости (полностью, частично решаемые; в принципе не решаемые).
  • Способ образования (имеющие однозначную детерминацию и неоднозначную).
  • Способы разрешения (творческие - нетворческие; добровольные - принудительные; мирные - насильственные; длительные - кратковременные; революционные - реформаторские; односторонние - комплексные)
 
 
 
 
 
 

    2.Социальные  проблемы семьи.

    2.1.характеристика  семьи 

    Брак  – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи.

    Семья – это основанная на браке и  кровном родстве малая группа,  члены  которой объединены совместным проживанием и  ведением  домашнего  хозяйства,  эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.  Так  же  семьёй  называется социальный  институт,  то  есть  устойчивая  форма  взаимоотношений  между людьми, в рамках которой осуществляется  основная  часть  повседневной  жизни людей: сексуальные отношения, деторождение  и  первичная  социализация  детей, значительная часть бытового ухода,  образовательного  и  медицинского  обслуживания.

    Семья - это первичное лоно человеческой культуры, т.к. в ней в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире.

    Главная цель любой семьи - формирование нового, более лучшего и более свободного поколения.

    Выполнять эту задачу семья может тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно  понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

          Эмоциональный тон,  общность  семьи,  взаимосвязь  всех  ее  членов  – важнейшие составляющие  характеристики, на которые  обращается  внимание  при восприятии семьи как объекта социального воздействия.

          В  зависимости  от   типа   семейных   взаимоотношений   семьи   можно  подразделить  на гармоничные,  где  адекватное  исполнение  ролей  мужчины   и  женщины,  и  дисгармоничные  семьи,  в  которых  супруги   имеют   различные проблемы, такие, как:

  • - обвинение, когда один  из  супругов  утверждает,  что проблема  в другом     супруге;
  • - успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что проблема  в     нем;
  • -  отвлечение,  когда поведение одного  из  супругов  отвлекает  его   от     напряженной ситуации в семье;
  • - чувство обиды, возникает в том случае,  когда один  из  супругов  дает     больше, чем получает;
  • чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
  • паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).

      К  дисгармоничным  семьям  относятся  семьи,  находящиеся  на грани развода.  Развод –  это одна из форм прекращения   брака  путем  его  юридического  расторжения. 

          Основными составляющими  экономического  компонента  являются  уровень  доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.       Социальный  компонент,  который  также  в   совокупности   с   другими  определяет воспитательный потенциал семьи,  складывается  из  принадлежности семьи к определенной  этнической  группе,   социального   статуса   семьи,  образования родителей, их профессии и занимаемой  должности,  культурного и духовного уровня развития.

         В научно-педагогической литературе  по  проблемам  семьи  к   важнейшим  функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей,  поскольку,  как  правило,  здоровые  дети  рождаются  в  семье),  рекреативную   (физическая,  материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация  досуга),  коммуникативную, регулятивную,  фелицитологическую  (ощущение   счастья   в семье),  экономическую и хозяйственно-бытовую.  Главной   функцией   семьи называется  функция первичной (или базисной)  социализации  ребенка,  его формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Социальные   проблемы      современной семьи 

          Современная семья сосредотачивает  в себе всю  совокупность  социальных   проблем, свойственных  современному обществу, образу жизни.        Среди  них  можно  выделить  и  собственно  семейные   проблемы:

  •    распределение  между  супругами  семейных  ролей  и  борьба  за   лидерство;
  •    потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее  реализации  в семье в силу различных причин  (отсутствие  культуры  общения,  нежелание одного из членов с семьи и др.);
  •    отсутствие  познавательных  потребностей  (например, в знаниях и умениях по  воспитанию  детей и др.)  у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы,  неадекватность  оценок  поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний  мир,  эмоциональное  отвержение  вплоть до жестокого обращения, что способствует развитию  неадекватного  поведения  с их стороны ;  наличие  в  семье   негативной   нравственно-психологической  атмосферы;
  •    неудовлетворительные  материальные  потребности семьи и многие  другие.

Информация о работе Социальные проблемы семьи