Автор работы: Кельдюшева Ольга, 01 Декабря 2010 в 10:51, реферат
Целью реферата является стремление понять роль семьи, как посредника между личностью и обществом.
Введение …………………………………………………………….2
1. Социальные проблемы…..……………………………………….3
1.1Характеристика социальных проблем……………………….....3
1.2. Структура социальных проблем……………………………….4
1.3.Типология социальных проблем ………………………………6
2.Социальные проблемы семьи……………………………….……8
2.1.характеристика семьи………………….………………………..8
2.2 Социальные проблемы современной семьи……………….11
Заключение…………………………………………………………16
Список литературы ………………………………………………..18
Основные социальные проблемы семьи:
Различают две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему
населению, всем индивидуумам. Вторая носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи.
Для изучения социальных
проблем современной семьи было проведено множество социологических исследований. Исследования проводились в различных городах и сельских поселениях. Обследование семей различного социально-демографического типа позволило установить, что в современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые: многодетные, неполные, инвалидов, но и семьи, считавшиеся благополучными, имеющие трудоспособных членов. Объективно на семейный образ жизни влияют такие факторы, как разложение сложившейся социальной инфраструктуры, разрушение общественных фондов потребления при низком уровне реальных доходов большинства российских семей, коммерциализация сфер здравоохранения и образования, нестабильность доходов, рост безработицы. В последние годы наступила резкая социальная поляризация населения. Наряду с семьями, находящимися на пороге нищеты, появились обеспеченные и богатые.
Мировой финансово-экономический кризис отразился и на семье. Руководство на многих предприятиях вынуждено было пойти на такие вынужденные меры, как сокращение рабочих мест на производстве, перевод работников комбината на неполную рабочую неделю и, соответственно, сокращение заработной платы. Многие фирмы прекратили свое существование. Людям сократили зарплату, уменьшился доход семьи. Из этого вытекают такие последствия кризиса, как невозможность оплачивать учебу детей или лечение кого-то из членов семьи.
Финансово-экономический кризис сказался в первую очередь на семье, и социальные проблемы ее усугубляются в этих условиях.
В сельской местности бедность жителей привела к тому, что многие деревни стали вымирать, развалилась инфраструктура, продолжает свертываться сеть культурно-досуговых и
дошкольных учреждений, разрушена система бытового обслуживания, транспорта, связи и торговли. Узость рынка труда в сельской местности, вымывание квалифицированных рабочих мест соответственно резко увеличило отток молодежи в город. Наблюдается резкое возрастание вредных привычек в сельских семьях (алкоголизм, наркомания и др.). Но взаимосвязи людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимозависимости друг от друга.
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать «защитные» механизмы. Низкая заработная плата, безработица снижают уровень эмоционально-психологического климата в семье. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, основательно утрачены традиции народной педагогики.
Усилились конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической незащищенности. Многие семьи постоянно испытывают дефицит средств и времени для воспитания и развития детей.
Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары и услуги.
Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается в первую очередь на детях.
Изменяется место женщины в семье, ее роль в воспитании подрастающего поколения. Среди преступников 15% составляют женщины; из года в год увеличивается число женщин с алкогольными психозами и хронических алкоголиков; растет число родителей, уклоняющихся от воспитания детей; все чаще оставляют в роддоме детей матери от 14 до 17 лет.
Растет число внебрачных, подкинутых, беспризорных, эксплуатируемых, развращаемых, истязаемых детей.
Идет переориентация на иные, чем прежде, ценности; дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, новые идеологические установки приводят к напряжению в отношениях отцов и детей.
Стратегия поведения большинства
российских семей - стремление к выживанию. Все это обусловило резкое снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность семей, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.
В семьях создается негативный нравственно-психологический климат.
Преемственность опыта поколений прервана по большинству параметров. Современная молодежь меньше всего стремится быть на кого-либо похожей.
Заключение
В работе рассмотрены основные концепции социальных проблем, структура социальной проблемы, типология социальных проблем, и социальные проблемы современной семьи.
Анализ социальных проблем семьи семье показывает, что в последние годы отмечается понимание важности роли семьи в развитии государства.
К сожалению, пока продуманной, целенаправленной политики в отношении проблемных семей не существует. Во-первых, они требуют огромных средств и внимания. Во-вторых, отсутствуют специальные исследования положения многодетных, неполных, семей, имеющих детей-инвалидов и других, относящихся к разряду "нетипичных". Ведь каждая семья несчастлива по-своему... Знание размеров бедствия помогло бы всем: и государственным органам, и бизнесу, и общественным объединениям выработать более четкие, адресные меры для помощи семьям. Пока нетипичное и типичное в нашей жизни окончательно не поменялись местами.
Основная причина
возникновения социальных проблем – социальная дифференциация, расслоение общества на различные группы, одни из которых концентрируют в своих руках власть и богатство, другие же лишены возможности использовать в необходимом для них объеме имеющиеся в обществе важные ресурсы. Социальные проблемы возникают в результате конфликта, противостояния различных общественных групп в их стремлении обеспечить себе достаточный уровень жизни. Основной способ решения социальных проблем – осуществление социальных реформ.
Социальные проблемы, как правило, представляют собой проблемы комплексные, изучить которые, оставаясь в рамках одной
научной дисциплины, в полном объеме и целостно невозможно. Поэтому изучение социальных проблем требует того, чтобы исследователи объединялись в коллективы, состоящие из специалистов в разных областях научного знания.
Сложность социальной проблемы обусловлена множеством и многообразием ее причин, множеством образующих ее элементов, сложностью ее структуры, множеством следствий существования социальной проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социология : Учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ, 2007.- 108с.
3. Кравченко А.И. Социология: учебник/ Кравченко – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 536с.
4.
Черняк Е. М.
Социология семьи. М: Издательско-торговая