Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:42, контрольная работа
Для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником доходов и главным полем личностной самореализации. Уровень и качество их жизни напрямую зависят от того, как организован и как функционирует рынок труда. Смена экономического режима неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, порождая серьезные социальные издержки.
Социальные
проблемы труда в
России
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
|
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ЛИТЕРАТУРА |
ВВЕДЕНИЕ
Для
миллионов людей трудовая деятельность
является основным источником доходов
и главным полем личностной самореализации.
Уровень и качество их жизни напрямую
зависят от того, как организован
и как функционирует рынок
труда. Смена экономического режима
неизбежно принимает здесь особенно болезненные
формы, порождая серьезные социальные
издержки. Цена просчетов и ошибок при
реформировании данной сферы может быть
очень высокой. Становление рыночной экономики,
появление безработицы и снижение экономической
активности населения, вынесли на повестку
дня новую социальную проблему труда –
выход из занятости части работоспособного
населения и распространение проблемы
трудоустройства различных категорий
работников.
1.Адаптация к рынку
Важнейшим аспектом исследований в области социологии труда являются исследования трудовой адаптации различных категорий работников. Успешная адаптация работников благотворно влияет на функционирование тех или иных предприятий, кроме того, хорошо адаптированные работники отличаются , как правило , более высоким уровнем удовлетворенности своей трудовой деятельностью и жизнью в целом. Все это свидетельствует о важности исследований трудовой адаптации работников. Особенности процесса трудовой адаптации во многом определяются экономической ситуацией в стране, а также спецификой рынка труда. И в этом смысле рассмотрение трудовой адаптации работников в современных условиях предполагает учет современной экономической ситуации и начинающего формироваться рынка труда.
Как показали исследования, современный российский работник уже не чувствует себя в стабильных условиях, рыночные механизмы привели к высвобождению рабочей силы, к появлению открытой безработицы. Все это приводит к повышению требований к работникам, к появлению конкуренции на рынке труда, к перемещению работников в рамках трудовой и социальной иерархии, то есть к повышению их социальной и трудовой мобильности. Все это позволяет говорить о том, что процессам адаптации работника в конкретном трудовом коллективе предшествует его адаптация к современным экономическим условиям в целом.
В
большинстве современных
2. Мотивация труда
Участвуя в трудовой деятельности, работник испытывает определенные потребности, интересы, имеет ценности, что является совокупностью побудителей к деятельности. Выбор из всей этой совокупности побудителей осуществляется посредством мотивов. Под мотивом, установкой, понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом. Предрасположенность - это внутренняя позиция работника по отношению к различным ситуациям. Процесс побуждения к труду имеет условную цепочку. Из данной цепочки следует, что мотив - это средство, с помощью которого личность, находясь в той или иной трудовой ситуации, объясняет и обосновывает свое трудовое поведение. Каков механизм регулирования трудового поведения?
Главный источник мотивации - потребности, как осознанная объективная необходимость субъекта в условиях своего нормального, полноценного функционирования. Потребности бывают производственные и личные. В ходе осознания их потребности проявляются в форме интересов: общественных, коллективных и личных. В свою очередь, ценности и ценностные ориентации - это представления субъекта о главных и важных целях жизни и работы, об основных средствах достижения этой цели. Они формируются на основе потребностей и интересов, но не всегда копируют их, так как в целом содержание ценностей в обществе зависит от общей культуры, от степени духовного и нравственного развития. Таким образом, в процессе труда работник мотивирует свое поведение не только потребностями и интересами, но и системой ценностей. И если действие не находит оправдания в системе общественных и личных ценностей, то оно может не совершаться. Мотивация соединяет реальную действительность с общепринятыми ценностями и идеалами групп, общества.
Приведем пример классификации мотивов выбора той или иной профессии: личный интерес, соответствие способностям и склонностям, творческий характер, хорошая оплата труда, потребность в специалистах данной профессии, резервы времени для семьи (досуга), возможность дополнительной зарплаты, престиж. Существующая система мотивов группируется чаще всего по четырем уровням( разработана профессором Александром Здравомысловым)[8]:
Мотивы достаточно подвижны и порой зависят от темперамента человека (тогда мотив совпадает с понятием установки). Обозначим основные функции мотивов:
- ориентирующая; мотив направляет работника в выборе поведения;
- смыслообразующая; мотив определяет субъективную значимость данного поведения для работника, выявляет личностный смысл поведения;
- опосредующая; мотивы рождаются на стыке внешних и внутренних побудителей;
- мобилизующая; мотивы мобилизуют силы организма работника, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности;
- оправдательная; в мотиве заложено отношение индивида к должному эталону поведения, к социальной и нравственной норме.
В цепи побуждения к труду важным внешним фактором являются стимулы. Стимулы можно рассматривать как обстоятельства, которые затрагивают интересы работников и становятся субъективно значимыми побудительными силами.
Стимулирование - это совокупность приемов и способов воздействия на субъекты с целью их побуждения к деятельности. Причем стимулирование в рамках общества - это элемент хозяйственного механизма, а с точки зрения первичного звена (трудового коллектива) -является функцией управления трудом. Тогда в более полном определении стимулы (с точки зрения социологии) - это побудительные причины, исходящие из потребностей, которые согласуют интересы и, преломляясь через мотивы, реализуются в деятельности людей в соответствии с целями управления. В качестве стимула могут выступать:
Субъектами стимулирования являются общество (органы государственного управления), коллектив (совет трудового коллектива, собрание), индивиды (руководители, мастер и др.). Объекты стимулирования: коллектив предприятия, какой-то процесс (творческий характер труда, рационализаторство и др.), отдельные работники.
При всем многообразии стимулов человек выбирает такую форму поведения, которая отвечает его сегодняшним запросам.
Функции стимулирования в обществе следующие:
- экономическая, т.к. стимулы содействуют повышению эффективности производства;
- социальная, т.к. социально-экономическое положение работника в значительной мере определяется комплексом тех экономических и социальных благ, которые он может получить при определенном уровне трудового поведения;
- социально-психологическая - проявляется в воздействии стимулов на формирование внутреннего мира работника;
воспитательная, т.к. стимулы участвуют в формировании нравственных качеств работника.
Стимулирование может быть эффективным, если оно отвечает следующим требованиям: комплексность; информированность, гибкость и оперативность; дифференцированность; участие трудящихся в организации труда.
Таким
образом, основными факторами
3.Трудовые конфликты.
На протяжении 90-х годов XX века Россия переходит к рыночной экономике, многообразию форм собственности и хозяйствования. Политические и экономические отношения являются основными среди всех видов общественных отношений. Социально-трудовые отношения возникают между человеком и организацией- собственником средств производства.
Социальный конфликт (social conflikt) признан в качестве естественного явления общественной жизни во всех ее проявлениях. Раскрытие сущности понятия «конфликт» имеет множество подходов, несмотря на однозначное – конфликт (от лат. Confliktus-столкновение).
В социально-трудовой сфере конфликты могут происходить по поводу отдельно взятых трудовых проблем ( например, связанных с режимом рабочего времени и сменности; оплатой труда; установлением и изменением норм выработки и пр.) и социальных проблем (например, связанных с установлением и соблюдением выплаты пособий работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве, или работникам, получившим профессиональное заболевание; связанных с предоставлением работникам оплачиваемых отпусков и пр.)
В период, когда начались демократические преобразования, включая зарождение социального партнерства, в посткоммунистической России, были проанализированы объекты наиболее распространенных конфликтов в сфере социльно-трудовых отношений. Приведем перечень этих объектов.
Конфликты по поводу оплаты труда работников. Здесь имеются в виду не только конфликты размеров оплаты труда работников производственной и непроизводственной сфер хозяйствования, но и по поводу массовых задержек расчетов с работниками за выполнение объемы работ (услуг).
Конфликты,
вытекающие из проблем занятости
и в связи с угрозой