Социальные процессы и их влияние на развитие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:53, реферат

Описание

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Социальные процессы и их влияние на развитие общества………………….4
1 Основные теории социальных изменений……………………………...4
2 Основные типы социальных изменений в обществе. Социальные процессы…………………………………………………………………………...9
3 Особенности социальных процессов в России…………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемых источников…………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Социология как наука.docx

— 54.22 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

« Национальный исследовательский  технологический университет «МИСиС»

Новотроицкий филиал

 

 

 

Кафедра гуманитарных и социально  – экономических наук

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

по Социологии

по теме «Социальные процессы и их влияние на развитие общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 

группы ММиО-10-23зс 

Халиков Г.Р.

№ зачетной книжки 10-016зс

Проверил:

Фатхуллина  Г.М.

 

 

 

 

Новотроицк 2011

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

 Социальные процессы  и их влияние на развитие  общества………………….4

1 Основные теории социальных изменений……………………………...4

2 Основные типы социальных изменений в обществе. Социальные процессы…………………………………………………………………………...9

3 Особенности социальных процессов в России…………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемых источников…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество –  живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так  и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные  сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые  могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как  отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в  отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут  относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью  данной работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Это  будет достигнуто через раскрытие  их сущности, причин, факторов, изучение моделей социальных изменений, а  также сопоставление основных тенденций  современного мирового развития.

Социальные процессы и их влияние на развитие общества

 

1 Основные теории  социальных изменений

 

Почти за два столетия социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с  социальными изменениями. К ним  в первую очередь, следует отнести  теории эволюционизма, теории модернизации и теории исторических циклов.

Теории эволюционизма. Социология старалась осмыслить те колоссальные социальные сдвиги, которые происходили в Европе на волне революций: процессы индустриализации, урбанизации, становления капиталистического общества и разрушения традиционного, аграрного, общинного уклада жизни. Первая метафора, объясняющая общество и его изменения, была найдена в биологии — она уподобляла общество организму.

Считалось, что подобно живым  организмам оно состоит из различных  элементов («клеток» — индивидов), собранных в более сложные единицы («органы» — институты), которые объединены детерминирующей сетью взаимосвязей («органическая анатомия» — социальные связи).

И для жизни организма, и для  истории общества характерен рост, поэтому понятие роста имеет  решающее значение для уяснения изменений. Классические формулировки социологического эволюционизма представлены в работах  шести представителей этого направления: Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса  и Уорда.

Несмотря на различия во взглядах, все эволюционисты придерживаются ряда общих положений, которые составляют основу эволюционистской теории.

1. Все эволюционисты исходят  из того, что человеческая история  имеет единую форму, «логику», объединяющую множество, казалось  бы, случайных и несвязанных между  собой событий.

2. Под объектом, подвергающимся  изменениям, подразумевается все  человечество, которое является  единым целым.

3. Трансформация общества трактуется  как повседневная, естественная, необходимая  и неизбежная черта социальной  реальности.

4. Изменения общества видятся  направленными — от примитивных  к развитым формам. Это движение  постоянно и необратимо; ни одна  ранняя стадия не повторяется.

5. В основе эволюции лежит  универсальный и единообразный  причинный механизм - внутренний  импульс к изменениям, находящийся  в самой «природе» человеческого  общества.

6. Эволюционные изменения отождествляются  с прогрессом, поскольку, как считают  большинство авторов, они приводят  к постоянному улучшению общества  и человеческой жизни. Исключением  является Фердинанд Теннис, который  первым предостерег от слепой  веры в благотворность изменений.

В ХХ веке классический эволюционизм подвергается резкой критике. Гипотеза о единой логике исторического процесса была поставлена под сомнение многими профессиональными историками. Новая конфликтная модель общества не соответствовала эволюционистским взглядам на изменения. Отождествление эволюции с прогрессом также вызывало резкую критику. Такому отождествлению противоречил трагический опыт нашего столетия и пугающие перспективы дальнейшего бесконтрольного развития промышленности, техники, военных технологий. Идея эволюции не может торжествовать в условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий.

В 50-х годах, после периода критики, отрицания и забвения, социологический  эволюционизм вновь оказался в центре дискуссий. Возникает новое научное  направление – неоэволюционизм.

Центр научных интересов смещается  от эволюции человеческого общества в целом к процессам, протекающим  в отдельных цивилизациях, культурах, сообществах (племенах, национальных государствах и т.д.). Одна из наиболее влиятельных  неоэволюционистских концепций - эколого-эволюционный подход Герхарда и Жана Ленски. По мнению Г. и Ж. Ленски, в человеческой истории со всей очевидностью просматривается наличие долгосрочных тенденций. Наиболее значительную роль играют технологические изменения. Так, технология служит главным критерием деления истории человечества на стадии или эволюционные фазы: охота и собирательство (до 7 тыс. до н.э.); выведение плодовых культур (с 7 тыс. до 3 тыс. до н.э.); развитие сельского хозяйства (с 3 тыс. до 1800 н.э.) и промышленности (с 1800 н.э.). В зависимости от местных природных условий могут возникать альтернативные линии эволюции, ответвляющиеся от основного направления.

Теории модернизации. Теории модернизации, неомодернизации и конвергенции оперируют термином «модернизация» (от фр. moderne - современный, новейший), описывающим усилия слаборазвитых обществ, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого глобального общества.

Теории модернизации и конвергенции являются продуктом эпохи, начавшейся после Второй мировой войны. Они  отразили сложившееся разделение человеческого  общества на три «мира»:

  • «первый мир» развитых индустриальных обществ, включая Западную Европу и США, к которым вскоре присоединились Япония и «индустриализировавшиеся страны» Дальнего Востока;
  • «второй мир» авторитарных «социалистических» обществ во главе с Советским Союзом, продвигавшимся по пути насильственной индустриализации за счет серьезного социального ущерба;
  • «третий мир» постколониальных обществ Юга и Востока, многие из которых задержались в своем развитии на доиндустриальной стадии.

Классические теории модернизации сосредоточили свое внимание на контрасте  между «первым» и «третьим» мирами, а теория конвергенции (от лат. convergere — приближаться, сходиться), как и недавно возникшие теории посткоммунистического перехода, главной темой анализа выбрали разрыв между «первым» и «вторым» мирами.

Модернизация означает осознанное копирование западных обществ, выступающих  в качестве «стран-образцов», «стран, на которые ссылаются» и которые  «устанавливают скорость движения».

Так, современный американский социолог Нейл Смелзер описывает модернизацию как комплексное, многомерное смещение, охватывающее шесть областей.

1. В экономике отмечается появление новых технологий.

2. Сельское хозяйство как средство к существованию движется к коммерческому сельскому хозяйству.

3. Современные источники энергии и механизмы заменяют использование мускульной силы человека и животных.

4. Городской тип поселения распространяется и концентрирует в себе рабочую силу.

5. В политической сфере авторитет вождя племени сменяется системой избирательного права, представительства, политических партий и демократического правления.

6. В сфере образования происходит ликвидация неграмотности, растет ценность знаний и квалифицированного труда.

В религиозной сфере модернизация выражается в освобождении от влияния церкви; в области семейно-брачных отношений — в ослаблении внутрисемейных связей и все большей функциональной специализации семьи; в области стратификации — в усилении значения мобильности, индивидуального успеха и ослаблении предписаний в зависимости от занимаемого положения.

Идея модернизации подверглась  серьезной критике в конце 60-х  и в 70-х годах. Отмечалось, что  попытки модернизировать общество чаще всего не приводят к обещанным  результатам.

С 80-х годов началась полоса возрождения  теории модернизации (теории неомодернизации), а с 1989 г. она сосредоточивается на попытках посткоммунистических обществ «войти» или «вернуться» в Европу (т. е. в современный западный мир). В качестве движущей силы модернизации уже не рассматривается политическая элита, в центр внимания ставится мобилизация масс. Если раньше эффективность модернизации выводилась почти исключительно из экономического роста, то теперь признается важная роль ценностей, отношений, символических смыслов и культурных кодов. Модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику и т.д.

Теории исторических циклов. Подход теории циклов к историческому процессу отличается от эволюционистского. Согласно этому подходу, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т. е. она обратима, повторяема. Социальное и историческое развитие идет не по прямой, а скорее по кругу.

Как и все исторические концепции, циклическая теория так же опирается  на аналогии или метафоры, базирующиеся на здравом смысле. Она обращается к широко известным явлениям повседневной жизни.

Существуют очевидные астрономические  циклы: день и ночь (работа и сон), фазы луны (приливы), времена года (периоды  вегетации, ритм сельскохозяйственных работ, дни отдыха в современном  обществе). Существуют отчетливо воспринимаемые политические, экономические и социальные циклы, за упадком следует подъем, периоды процветания сменяются  временами кризиса.

Очевидно, такое представление  имело место в человеческом восприятии мира задолго до того, как появились  систематические теории. В философии  циклический образ восходит к  Древней Греции. Аристотель говорил: «То, что уже было, то еще будет; и то, что было сделано, еще будет сделано; и нет ничего нового под солнцем».

В эпоху Просвещения Джамбаттиста Вико распространил циклический образ на всю человеческую историю. Он был, пожалуй, первым, кто предположил в своей знаменитой «Новой науке» , что социальная жизнь и история могут изучаться наукой и что можно открыть их закономерности. В своем поиске такой исторической регулярности Вико подошел к образу восходящей спирали. Типичный исторический цикл проходит три стадии: (1) анархия и дикость; (2) порядок и цивилизация, сопровождаемые верховенством разума и мирной индустрии; (3) упадок цивилизации и возврат к новому варварству.

В социологии также можно найти  примеры циклического мышления. Классический анализ социальных циклов в более  узких пределах отдельных обществ  дал Вильфредо Парето в монументальном «Трактате всеобщей социологии». Парето представил образ общества в виде социальной системы, которая проходит через повторяющиеся циклы — равновесие, дестабилизация, потеря равновесия и новое равновесие. Это относится к обществу в целом, но происходит и с составляющими его сегментами — политикой, экономикой и идеологией. Соответственно существуют всеобщий социальный цикл и специфические циклы: военно-политический, экономико-индустриальный и идеологически-религиозный, причем каждый из них следует одинаковой модели. Социальные и исторические изменения рассматриваются как циклические смены элит: их восхождение, упадок и замена.

Информация о работе Социальные процессы и их влияние на развитие общества