Социальные процессы и их влияние на развитие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 08:53, реферат

Описание

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Социальные процессы и их влияние на развитие общества………………….4
1 Основные теории социальных изменений……………………………...4
2 Основные типы социальных изменений в обществе. Социальные процессы…………………………………………………………………………...9
3 Особенности социальных процессов в России…………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемых источников…………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Социология как наука.docx

— 54.22 Кб (Скачать документ)

 

2 Основные типы  социальных изменений в обществе. Социальные процессы

 

Понятия "социальное изменение" означает процесс перехода социальных систем, общностей, институтов и организаций  из одного состояния в другое. Это длительный процесс, входе которого, в результате взаимодействия различных социальных факторов (экономики, политики, культуры) происходят качественные изменения в обществе. 
Социальные процессы есть последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или ее подсистем. Процесс обладает устойчивым порядком взаимодействия, продолжительным по времени и направленным к тому или иному состоянию социальной системы как некоторому ее результату. Скажем так: достижения или недостижения являются характеристикой эффективности процесса. Каждый из них имеет стадии, различающиеся по содержанию.

В социологии выделяют различные  типы изменений и развития: эволюционные, революционные, прогрессивные, регрессивные, иммитационные и инновационные.

Эволюционные процессы - это медленные, плавные, количественные преобразования объектов в обществе. Эволюционные изменения как бы «рассыпаны» в массе других форм общественных перемен, имеющих совершенно разную направленность. Они отличаются от других специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система. Инновация - это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Отбор- осуществляющийся стихийно или сознательно процесс, посредством которого в системе сохраняются одни элементы нового и как бы «отбраковываются» другие.

Революционные социальные изменения  это сравнительно быстрые, скачкообразные качественные изменения,  возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не будут насильственными, а во-вторых, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни-науки, техники, сферы управления (например, научные и технологические революции, кардинальные изменения стратегии и методов управления различными отраслями хозяйства).

Социальные изменения  в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных  социальных действий и взаимодействий. Даже если один человек сделал великое  открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику.

Таким образом, значительные социальные изменения происходят в  процессе совместных действий людей, которые  не разрознены, a, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность  часто может быть бессознательным  благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций.  

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества  других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и  потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях  и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию  основных социальных процессов. Это  процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации.

К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые  проявляются только в группах, - поддержание  границ и систематические связи. 

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать.  

Кооперация может протекать  в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших  группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных  обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного  решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией  создаются предприятия и организации  для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и  достижение общих целей. 
     Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания.  

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых  ограниченны и неравным образом  распределены между индивидами или  группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность  и другие ценности). Она может  быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения  или опережения соперников, стремящихся  к идентичным целям. Конкуренция  основана на том факте, что люди никогда  не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения  процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество  в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Как личностная, так  и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилах, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении. 

Хотя конкуренция и  соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. 

В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она  перемещается в малые группы, в  организации, где люди стремятся  быть "первыми среди равных". В то же время в обществах с  достигаемыми в основном статусами  конкуренция, соперничество пронизывают  все сферы общественной жизни. Для  личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое учение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному угадывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В них группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, отекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, воевать большее материальное вознаграждение), в других-личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами. 

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором  можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или  группу, заставляет их либо подчиниться  ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие  процесса приспособления, так как  любое сопротивление значительно  затрудняет вхождение индивида в  новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм. 

Компромисс - это форма  приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются  с изменяющимися условиями и  культурой путем частичного или  полного принятия новых целей  и способов их достижения. Каждый индивид  обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное  соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и  способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить  индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается  к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для  успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к  новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с  возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.  

Это всегда двухсторонний  процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения  своей культуры в другие группы пропорционально  своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего  проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. 

Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в  основном образовали иммигрантские  колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины.

Ассимиляция может значительно  ослаблять и гасить групповые  конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный кофликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.  

Амальгамизация - это биологическое  смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой  или народом. Так, русская нация  складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и  национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной  Америке или в некоторых частяхЮжной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. 

Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между  группами стираются и социальная стурктура больше не зависит от "чистоты крови". 

Поддержание границ.  Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, в появлении общей идентификации членов группы.

Пограничные линии между  социальными группами являются главн  аспектом социальной жизни, и мы посвящаем  много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации.

Национальные государства  определяют свои территориальные границы  и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. 

Социальные группы без  территориальных ограничений устанавливают  социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами  может служить язык, диалект или  специальный жаргон: "Если он не говорит  на нашем языке, то он не может быть одним из нас". Униформа также  способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, например, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной  символической идентификации, они  имеют только трудноуловимое и труднофиксируемое  чувство "принадлежности", связанное  с групповыми стандартами, которые  отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются  в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы  признают как важные и необходимые.  

Этноцентризм обычно развивает  у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках  других. Значительную роль в воспитании такого убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ослабление национального суверенитета путем  интернационального соглашения может быть фатальным.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких  границ не соблюдает, и вознаграждением  индивидов, стремящихся к их упрочению  и сохранению. Вознаграждение может  состоять в доступе к занятию  определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в  дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего  состоят в отмене или лишении  вознаграждений. Например, кто-то не может  получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.  

Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, часто стремятся  к уменьшению социальных границ, в  то время как те, которые их уже  преодолели, желают такие границы  создать и укрепить. Например, во время предвыборной кампании многие кандидаты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского корпуса  и за частые перевыборы, но как только они были избраны депутатами, их стремления стали полностью противоположными.  

Информация о работе Социальные процессы и их влияние на развитие общества