Социальные роли и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей. Кроме того, человек при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни развивается как родовое, общественное существо. Поэтому социология, исследуя общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института.

Содержание

Введение 3
1. Социальные статусы. 5
1.1 Понятие и определение социального статуса 5
1.2 Виды статусов 7
2. Социальные роли и их структура 14
2.1 Понятие социальной роли 14
2.2 Основные характеристики социальной роли 18
2.3 Влияние социальной роли на развитие личности 19
Заключение 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Понятие социального статуса.docx

— 43.66 Кб (Скачать документ)

     Социальный  статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает  значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между  людьми.

     В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия  образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни  – это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.

     Вместе  с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью  недостиженческих принципов; большое  значение в этом случае придается  не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности  руководителю, наличию связей.

     Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в обществе –  главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и  облике человека, так и во внутренней позиции.

     Трудной задачей является определения главного статуса человека, но именно главный  статус прежде всего определяет и, что  не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).

     В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако перечисленные выше признаки в неформальной компании друзей могут  иметь второстепенное значение –  здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.

     Следовательно, следует различать основную, общую  иерархию статусов личности, которая  срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

     Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает  главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное  в его социальной характеристике – имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его  высшими кругами, куда он стремится  попасть, по иным составляющим, таким  как, его «родовитость», уровень  образования, культуры.

     Можно рассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место  в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, в котором в течение времени  вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних  ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или  низким.

     Высокооплачиваемый  чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем  такого же высокого семейного ранга  как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически  не следует, что у него будут высокие  ранги в других группах — среди  друзей, родственников, сослуживцев.

     Кроме главного статуса, прежде всего связанного с профессией, работой (точнее, её престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции  как своей, так и других в системе  социальных координат.

     Зачастую  имущественное положение образованного  человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь  экономическими аферами, сделками и  т.д.

     Индекс  социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию.

     Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной социальные статусы.

     Естественный  социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)

     Профессионально-должностной  социальный статус – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор). С профессионально-должностным  социальным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения  могут по-разному восприниматься подчинёнными (исполнителями) в зависимости  от авторитета и социального статуса  субъекта решения. Чем выше социальный статус и авторитет лица (или органа управления, коллеги), принимающего решение, тем ответственнее отношение  исполнителя к его предписаниям.

     Статусы, вступая в социальные отношения  не прямо, а только косвенно (через  их носителей), главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится  к другим в соответствии со своим  статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся  к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок  на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей  на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Украинец скорее проявит солидарность с украинцем, чем с китайцем или татарином, и наоборот.  
 
 

 

  1. Социальные  роли и их структура

2.1 Понятие социальной  роли

     Статус  предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

     Социальная  роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

     Роль  не может существовать вне социального  института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей  и статусов), а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).

     Социальные  роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала  наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

     Статус  детей обычно подчинен взрослым, и  от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и  выполнением присяги, чего нельзя сказать  о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного  поведения, чем от мужчин. Каждый индивид  может иметь большое число  статусов, и окружающие вправе ожидать  от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны  одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и  обязанностей, то роль - действием в  рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

     • из ролевого ожидания (экспектации) и

     • исполнения этой роли (игры).

     Социальные  роли могут быть:

     • Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

     • Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

     Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается  к обычаям, нравственным нормам и  законам, характерным для статуса  данной роли. Только немногие нормы  принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит  от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как  процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

     Исполнение  роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Студенты часто принимают в расчет эти различия, когда выбирают спецкурс какого-то конкретного преподавателя. Один преподаватель может иметь репутацию человека, который опаздывает на занятия, читает лекции в раскованной и неформальной манере и дает трудные задания, а другой может быть крупным специалистом в своей области, строго следит за посещаемостью и дает экзаменационные работы на дом. Какой бы выбор вы ни сделали, вы будете по-прежнему иметь статус студента и играть соответствующую роль.

     Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд своего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.

     Роли  выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности – действия, которые  на законных основаниях могут требовать  от нас другие люди, а мы требовать  их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Например, права студента – прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки – составляют обязанности преподавателя. А обязанности студента – изучать назначенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия – являются правами преподавателя.

     Взаимодействие  индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые  отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения  являются требованиями на другой. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся  ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия. Люди воспринимают эти устойчивые отношения как  социальную структуру – школу, больницу, семью, армию и т.д.

     Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решение о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока.

Один из способов разрешить ролевой конфликт –  распределить свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно  только одну из несовместимых ролей.

Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль. Руководители часто сталкиваются с такими проблемами. Они задаются вопросом: «Должен ли я стать этаким славным парнем и быть с подчиненными на «короткой ноге» или же мне лучше соблюдать дистанцию?». Другие хотят быть властными родителями и одновременно внимательными и заботливыми старшими братьями и сестрами. Четко сформулированных или приемлемых ответов на дилеммы, обусловленные этими противоречивыми ожиданиями, существует очень мало.

2.2 Основные характеристики социальной роли

Основные  характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

  1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Информация о работе Социальные роли и их структура