Социальные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:30, реферат

Описание

Понятия общество в социологии. Исторический обзор. Системный подход при рассмотрении общества. Концепция общества Т.Парсонса. Социальное действие. Четыре подсистемы социального действия. Подсистема поддержания институциональных этнических образцов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.62 Кб (Скачать документ)

Глава 5.

Социальные системы  

Для математического  описания социальных систем будет использован  системный (функциональный) подход Талкотта Парсонса [Пар10, Мон15]. Он излагается ниже в параграфах 5.3-5.9. Однако эту главу  целесообразно начать с исторического  обзора различных подходов к определению  понятия "общество".

5.1. Понятия общество  в социологии. Исторический обзор  (Л.А.Паутова

На протяжении многих веков философы задумывались над  вопросом, почему люди живут вместе, объединяясь в общество? Казалось бы, это легко определить. С обществом  мы сталкиваемся каждый день от рождения до смерти. Более того, люди постоянно  говорят об обществе: древнегреческом  обществе, обществах американском, советском, феодальном, дворянском, обществе охраны животных и т.д. Однако несмотря на распространенность этого термина  и несмотря на то, что общество рассматривается  как главный "фокус" исследования многих наук (истории, социологии, социальной философии, экономики и др.), до сих  пор не существует единого теоретического осмысления этого понятия.  

Каким же видится  общество представителям разных направлений  в науке? Какие критерии положены в основу их определений? Проанализируем основные подходы.  

На протяжении долгого  периода развития философской мысли (начиная с Платона и Аристотеля) общество практически полностью  отождествлялось с государством. Например, по мнению Аристотеля, государство  есть не что иное, как масса граждан: "Всякое государство представляет собою некоторую форму общежития..." [Ar,c.376]. Неразделение общества и государства  сохраняется вплоть до Нового времени (Т.Гоббс, Д.Локк). Только в трудах Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, Г.Гегеля начинается разведение этих двух понятий. Общество стало восприниматься как идея человечества, как морально-политическое единство, как выражение "общей  воли". Философы начинают противопоставлять "гражданское общество" и "государство". Для Гегеля, например, гражданское  общество выступает как система  всесторонней зависимости, а государство  как осуществление свободы, абсолютная цель разума, органическая жизнь народного духа и, более того, как путь Божий в мире.  

Постепенно в социальных науках закрепляется определение общества, которое становится классическим и  универсальным. Основной критерий его - наличие совокупности людей и  определенного взаимодействия между  ними.  

Такое определение  особенно удобно в преподавании и  поэтому очень часто встречается  в учебной литературе. Например, в учебнике Н.Смелзера по социологии дано определение, которое включает в себя основные классические признаки общества, легко замечаемые нами даже в повседневной жизни: "Общество - объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную  систему и определенную социо-культурную идентичность" [Смел14,c.6].  

Таким образом, общество понимается, в первую очередь, как  объединение, совокупность, ассоциация, агрегат людей, а затем выделяются второстепенные признаки: наличие территории, развитая культура, политическая независимость, самообеспеченность и т.д.  

Однако такое определение, хотя и удобно в применении, но не всегда работает. Скажем, как быть с  примитивными обществами, не имеющими развитой культуры в нашем понимании, или, например, с кочевыми обществами, не имеющими строго очерченной территории. Наконец, такой критерий, как "независимость" тоже не является универсальным. Вспомним полуколонии и колонии - разве  они не являются обществами?  

Как же можно еще  определить общество? В социологии существует оригинальный подход к рассмотрению общественных процессов. В основе его  лежит акцент на взаимодействии людей. Это такие направления, как понимающая социология, феноменология, символический  интеракционизм, этнометодология. Здесь  господствует тенденция к более  абстрактному рассмотрению общества. Под него попадает в итоге любая  социальная связь.  

Традиция восходит к работам немецкого философа и социолога Г.Зиммеля, для которого центром исследования стало взаимодействие людей. Общество для него - это "комплекс обобществленных индивидов", "сумма тех форм отношений, в силу которых из индивидов возникает общество" [Филип,c.35].  

Такой подход утвердился в XX веке, особенно в англоязычной социологии (Ф.Знанецкий, Дж.Мид, Ч.Кули, Г.Гарфинкель). Это традиция сосредоточилась на анализе природы и форм социального  взаимодействия, изучала символы, значения, смыслы, шаблоны, которые возникают  в процессе общения людей. Главный  их тезис: совокупность взаимодействий конституирует общество. Поэтому  общество рассматривается главным  образом как процесс, который  постоянно порождается взаимодействием  индивидов. Иными словами, общество есть "совокупность институционализированных форм поведения, под которыми понимаются формы сознания и действий, воспроизводящиеся  обществом в пространственно-временной  перспективе" [Гид,c.132].  

Такой подход именуется  в социологии как социологический  номинализм. Главной его особенностью является рассмотрение в качестве исходного  элемента анализа не социального  образования как самостоятельного целого, а индивида и его действия. Действие людей порождает общество, а не наоборот, эти взаимодействия обретают социальное качество приобщаясь к сверхиндивидуальному (обществу, государству).  

В итоге общество рассматривается через человека как творца всей своей собственной  жизни, обладающего свободой воли. Если говорится о том, что общественная жизнь идет по определенному пути, заданному извне, то значит, индивиды выбирают несвободу и отсутствие выбора. В этом утверждении просматривается  влияние на социологические концепции  экзистенционализма: вне человека нет  ничего такого, что принуждало бы его  действовать тем или иным образом. Нет жесткого принуждение общества, есть только выбор человека, присущий его индивидуальной экзистенции.  

Противоположный подход именуется как социологический  реализм . Одним из самых распространенных его направлений является марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что общество не является механической суммой или агрегатом индивидов, это "сам человек в его общественных отношениях", "продукт взаимодействия людей". Для Маркса общество - это "сумма связей и отношений", "исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе их совместной деятельности" [Marx,c.222]. Однако Маркс рассматривает не непосредственное взаимодействие людей, смысл и символы, которые возникают в процессе будничного общения, как это делает интеракционизм или этнометодология. Его интересуют только процессы, связанные с экономикой. Это сверхиндивидуальные отношения, которые навязываются людям без учета их предпочтений и понимания.  

В работах Маркса появляются элементы нового подхода  к исследованию общества - системного подхода. На нем хотелось остановиться подробнее.

5.1.1. Системный подход  при рассмотрении общества

Системный подход, рассматривающий  общество как тип социальной системы, формируется в социологии под  влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов [Бог] и  Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются  в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление  о системе можно найти и  в работах социологов XIX - начала XX века - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что  системный подход является одним  из направлений социологического реализма.  

Исходным пунктом  всякого системного исследования является представление о целостности  изучаемой системы. Система может  быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда "качественна  определена, выделена относительно своей  среды, способна быть автономной, отлична  от других явлений" [Мом,c.78].  

Далее, система всегда состоит из частей - элементов, которые  находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность  системы. Любое изменение в положении  одной части с неизбежностью  приводит к изменению остальных  частей.  

Таким образом, система, в том числе и социальная, - это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных  частей, обладающих интегральными свойствами.  

Однако системе  присуще еще одно свойство - эмерджентность - замеченное еще Э.~Дюркгеймом, который  писал, что общество - это "целое, которое не тождественно сумме своих  частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей" [Дю11,c.493].  

В любой системе  выделяют структуру - относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения  между системой как целым и  ее частями, а также функцию - роль, которую выполняет элемент, тот  вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.  

Наиболее последовательно  системный подход к обществу был  применен в структурном функционализме - направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим  апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления  Толкотом Парсонсом была создана  всеохватывающая системная теория.

5.1.2. Концепция общества  Т.Парсонса

В каждой системе  Парсонс выделяет четыре главных  функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться  к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь  сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.  

Благодаря выделению  этих четырех функций, оказалось  возможным анализировать системы  любого уровня в терминах функциональных подсистем. Так, на самом высоком  уровне выделяется так называемая система  человеческого действия - самоорганизующаяся система, специфика которой в  отличие от системы физического  или биологического действия, выражается в наличии, во-первых, символичности (язык, ценности и т.п.), а, во-вторых, нормативности, и, наконец, в иррациональности и независимости от условий среды. В этой системе человеческого  действия Парсонс выделяет четыре подсистемы: организм - подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе  физические и энергетические ресурсы  для взаимодействия со средой; личность , обеспечивающая целедостижение; социальная система , которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов; культурная система (по существу, под этим термином надо иметь в виду этническую систему), которая содержит ценности, верования, знания и т.п.  

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех  главных функций: экономическую , призванную обеспечивать адаптацию системы  к среде, политическую , назначение которой в достижении цели, социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся  определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания  институциональных культурных (этнических) образцов (то есть не вся культура принадлежит  социальной системе), которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка  и сохранение состояния единства.  

Таким образом, каждая подсистема специализируется на выполнении какой-то функции, и результаты ее деятельности могут быть использованы другой, более  широкой системой - по принципу матрешки. Причем каждая подсистема зависит от других подсистем; они обмениваются результатами своей деятельности.  

Что же тогда является обществом по Парсонсу? Общество - это "тип социальной системы (среди  всего универсума социальных систем), которая как система достигает  по отношению к окружающей среде  наивысшего уровня самодостаточности" [Пар10,c.100]. Самодостаточность Парсонс  объясняет как функцию от сбалансированной комбинации механизмов контроля над  отношениями общества со средой и  от степени его внутренней интеграции. Она состоит в способности  общества институционализировать какие-то элементы культуры, которые задаются извне - системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический  комплекс и территорию.  

Структурный функционализм, рассматривая общество, делает акцент на том, что любая система стремится  к равновесию, поскольку ей присуще  согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать  их и вернуться в равновесное  состояние. Любые дисфункции преодолеваются системой, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание ее устойчивости.  

Системный метод  в анализе общества позволяет  изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой  человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурно-функциональное направление социологии является, вероятно, одним из самых значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием и позволяет выявлять многие закономерности в социальной системе. Единственно, что вызывает критику со стороны других направлений, - это исключение из рассмотрения индивидуального человека, обладающего своим выбором и личной позицией. Человек действительно превращается в средний обкатанный камешек, он - всего лишь часть системы. Поэтому системный подход и математическое моделирование иногда дополняется в социологии выводами, сделанными иными направлениями (интеракционизм, феноменология, экзистенциональное направление).

Информация о работе Социальные системы