Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:30, реферат
Понятия общество в социологии. Исторический обзор. Системный подход при рассмотрении общества. Концепция общества Т.Парсонса. Социальное действие. Четыре подсистемы социального действия. Подсистема поддержания институциональных этнических образцов.
5.2. Социальное действие
Действие - это действие
человека (внешнего или внутреннего
характера), предполагающее, что действующий
индивид или индивиды связывают
с ним субъективный смысл [Ве9,c.602].
Под действием здесь понимаются
осмысленные действия [Пар10,c.94]. Социальное
действие - действие, которое по предполагаемому
действующим лицом (лицами) смыслу,
соотносится с действием других
людей и ориентируется на него.
Разъясним, что мы
имеем в виду, когда употребляем
понятие "смысл"? Смысл - это внутреннее
содержание, значение действия, цель действия,
постигаемое разумом. Граница между
осмысленным действием и чисто
реактивным поведением человека, не связанного
с предполагаемым смыслом, не может
быть точно проведена. Осмысленное
действие, то есть доступное пониманию,
в ряде случаев вообще отсутствует,
а в других может быть обнаружено
только специалистами.
Слово "осмысленный"
предполагает особый символический (культурный)
уровень смыслового представления
и описания. Универсальной символической
системой является язык [Пар10,c.94].
Социальное действие может быть [Ве9]:
целерациональным, если в основе лежит ожидание вполне определенного поведения людей и предметов внешнего мира и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения рационально поставленной (обдуманной) цели;
ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или другую - самодавлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему это приведет;
аффективным, обусловленным аффектом или эмоциональным состоянием индивида;
традиционным, основанным на длительной привычке.
Для объяснения действия
индивид или наблюдатель
5.3. Четыре подсистемы социального действия
Люди в своей
жизни постоянно совершают
Посмотрим на социальное
действие как на систему. Выясним
каковы составляющие ее подсистемы, и
охарактеризуем систему действия через
отношения, составляющих ее подсистем.
Каждый человек представляет собой:
биологический организм;
субъект некоторого этноса (подсознание);
личность;
члена общества (сознание).
Уточним сказанное.
1. Принадлежность
к определенному видовому типу,
а именно - общие типовые характеристики
больших человеческих групп
Для описания данной
грани человеческого
2. Входя в этнос
человек становится носителем
вполне определенного
Отметим, что в
американской социологии вместо слова
"этнический" используется слово
"культурный" (см. [Смел14,гл. 2]). По
существу, наша подмена слов оправдана,
поскольку их содержание как понятий
совпадают (это видно при сравнении
- см., например, [Гу2, Гу4] и [Пар10, Смел14]).
Этнические образцы
подвергаются на социальном уровне институциированию,
то есть закреплению посредством
возникающих в системе действий
институтов управления, власти. Будем
называть их, следуя Парсонсу, институциональными
этническими образцами . Их источником
являются системы организации, культуры
и искусства, науки и техники ,
или короче - система этноса , являющаяся,
по сути дела, подсистемой системы
социальных действий. Это этническая
составляющая системы социального
действия, степень влияния которой
характеризуется пассионарным напряжением.
То есть "горючим материалом" этого
круга социальных действий является
пассионарность.
3. Каждый человек,
подвергаясь научению в
Описанию четвертой
подсистемы отведем следующий параграф.
Система социальных
действий анализируется в терминах
следующих функциональных характеристик,
составляющих ее четырех подсистем
(рис. 5.1):
поведенческий организм - адаптация к окружающей физической природной среде;
этническая система - предназначена для формирования главных, "руководящих" или контролирующих этнических образцов;
система личности - для ориентации на достижение цели;
социальная система - направлена на достижение внутренней интегрированности (солидарности).
5.4. Социальная система
Люди взаимодействуют
друг с другом и, хотя процесс социальных
отношений связан с личностными
характеристиками взаимодействующих
индивидов и с этническими
образцами (стереотипами поведения), он
образует четвертую подсистему системы
социальных действий - социальную систему
. При ее анализе на первый план выступает
процесс интеграции (солидарности),
столь необходимый социальным отношениям
из-за внутренней расположенности к
конфликту и дезорганизации.
Главное для людей
- это решение проблемы порядка
в обществе!
Социальная система
- это система отношений
На рис.5.2 приведена схема Парсонса, изображающуя подсистемы социальной системы (общества), ее среды и функции.
5.5. Общество
Общество - это тип
социальной системы, достигающий по
отношению к окружающим его пяти
средам (три внутренних и две внешних)
наивысшего уровня самодостаточности.
Самодостаточность общества
является функцией
от сбалансированной комбинации механизмов
контроля над отношениями общества
с этими пятью средами, а также
от степени его собственной
Контролирующие факторы
образуют иерархию. Система с более
высоким уровнем информации, но с
низким энергетическим уровнем контролирует
высокоэнергетические системы с
относительно низким уровнем информации.
Система культуры и
искусства (этнос), соотносясь с высшей
реальностью, преобразует нормативные
образцы в ценностные ориентации,
относящиеся к окружающему
Физическая среда
создает условия
5.6. Социетальное сообщество
Ядром общества как
системы является структурированный
(особо организованный) нормативный
порядок . С его помощью организуется
коллективная жизнь людей.
Единый коллектив,
деятельность которого основана на подчиненности
структурированному нормативному порядку,
а также некоторому набору статусов,
прав, обязанностей его членов, называется
социетальным сообществом .
Заметим, что коллектив,
составляющий этнос, объединен на уровне
подсознания (свой-чужой). Коллектив, образующий
социетальное сообщество, - это объединение
людей (входящих, возможно более, чем
в один этнос или даже суперэтнос),
сплоченных на основе сознательно принимаемого
нормативного порядка.
Многие из этих норм,
"навязанных" коллективу, предполагают
контроль за их соблюдением, например,
через полицейские функции и
различные репрессивные и другие
санкции.
Основная функция
подсистемы "Социетальное сообщество"
- интеграция людей. Интеграция - это
процесс объединения, сцепления
разнородных элементов в единое
целое. Она предполагает организацию
устойчивости такого сцепления. Это
осуществляется через поддерживающие
устойчивость сцепления охранные и
контролирующие факторы.
По мере развития
сообщества происходит видимое разделение,
разобщение людей через общественное
разделение труда. Однако, как показал
Дюркгейм [Дю11], специализируясь, разобщаясь
по сферам узкой трудовой деятельности,
люди все более нуждаются в
особой интеграции, названной Дюркгеймом
органической солидарностью . Эта солидарность
организуется посредством кооперативного
, или реститутивного права . Последнее
включает права: собственности, семейное,
договорное, коммерческое, процессуальное,
административное и конституционное.
Естественно, предполагаются соответствующие
реститутивные сан\-кции , то есть меры
по восстановлению прежнего правового,
имущественного и других состояний.
Преступления, связанные
с нарушением кооперативного права,
в целом обществом
Величина реституции
и органической солидарности на этническом
уровне, то есть на уровне подсознания,
взаимной положительной
Государство гарантирует
выполнение реститутивных санкций;
экономика определяет жизненный
уровень населения, что способствует
нормальному отправлению
Почему сообщество принимает нормативный порядок? Это вопрос его легитимности . Но об этом в следующем параграфе.
5.7. Подсистема поддержания
институциональных этнических
Легитимация порядка
- это его признание, поддержка
со стороны населения. Система легитимации
определяет основания для разрешений
и запретов.
"Правильно"
то, что делается в соответствии
с институционализированным
Социетальное сообщество
- это либо этнос, либо суперэтнос, либо
совокупность различных этносов, не
обязанных испытывать взаимную подсознательную
симпатию (положительно комплиментарных),
но объединяющихся в силу исторической
необходимости на основе принимаемого
нормативного порядка. Объединение
людей в сообщество происходит прежде
всего на этническом уровне. На этом
же уровне есть понятие "организация
этноса", в котором закреплен
стереотип поведения членов этноса,
его структура, нравы, обычаи, иными
словами, образцы поведения. Поскольку
социальные формы развиваются параллельно
и, отчасти, независимо от этнических форм,
то многие этнические образцы поведения
подвергаются институализации (институциированию).
Эти институциональные
этнические образцы легитимны по
своему происхождению и образуют
подсистему поддержания институциональных
этнических образцов . Говоря - поддержание,
мы имеем в виду систему мер, законов
и так далее, защищающих эти образцы
поведения со стороны действующей
власти.
Нормативный порядок
для своей легитимации требует
соотнесенности с этническими образцами
поведения (главным образом, доминирующего
этноса). В этом заключается основа взаимоотношений
общества с этнической системой, точнее,
общества с подсистемами "Организации"
и "Культуры" этноса.