Социальные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:30, реферат

Описание

Понятия общество в социологии. Исторический обзор. Системный подход при рассмотрении общества. Концепция общества Т.Парсонса. Социальное действие. Четыре подсистемы социального действия. Подсистема поддержания институциональных этнических образцов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.62 Кб (Скачать документ)

5.2. Социальное действие

Действие - это действие человека (внешнего или внутреннего  характера), предполагающее, что действующий  индивид или индивиды связывают  с ним субъективный смысл [Ве9,c.602]. Под действием здесь понимаются осмысленные действия [Пар10,c.94]. Социальное действие - действие, которое по предполагаемому  действующим лицом (лицами) смыслу, соотносится с действием других людей и ориентируется на него.  

Разъясним, что мы имеем в виду, когда употребляем  понятие "смысл"? Смысл - это внутреннее содержание, значение действия, цель действия, постигаемое разумом. Граница между  осмысленным действием и чисто  реактивным поведением человека, не связанного с предполагаемым смыслом, не может  быть точно проведена. Осмысленное  действие, то есть доступное пониманию, в ряде случаев вообще отсутствует, а в других может быть обнаружено только специалистами.  

Слово "осмысленный" предполагает особый символический (культурный) уровень смыслового представления  и описания. Универсальной символической  системой является язык [Пар10,c.94].  

Социальное действие может быть [Ве9]:

целерациональным, если в основе лежит ожидание вполне определенного  поведения людей и предметов  внешнего мира и использование этого  ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения рационально  поставленной (обдуманной) цели;

ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или другую - самодавлеющую ценность определенного  поведения как такового, независимо от того, к чему это приведет;

аффективным, обусловленным  аффектом или эмоциональным состоянием индивида;

традиционным, основанным на длительной привычке.

Для объяснения действия индивид или наблюдатель использует понятие "мотив". Мотив - это некоторое  смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю  достаточной причиной для определенного  действия.

5.3. Четыре подсистемы  социального действия

Люди в своей  жизни постоянно совершают поступки, действуют. Поэтому выше было введено  понятие "социальное действие" (человеческая активность).  

Посмотрим на социальное действие как на систему. Выясним  каковы составляющие ее подсистемы, и  охарактеризуем систему действия через  отношения, составляющих ее подсистем.  

Каждый человек  представляет собой:

биологический организм;

субъект некоторого этноса (подсознание);

личность;

члена общества (сознание).

Уточним сказанное.  

1. Принадлежность  к определенному видовому типу, а именно - общие типовые характеристики  больших человеческих групп образуют  органическую основу социального  действия. Это социальное действие  направлено на адаптацию к  влиянию окружающей физической  природной среды , не связанной  ни с каким социальным действием.  То есть человек рассматривается  как элемент биосферы, потребляющий  пищу (поэтому обладающий биомассой  ) и загрязняющий среду [Кра1].  

Для описания данной грани человеческого существования  используется подсистема системы социальных действий - поведенческий организм . Математически описывается величиной G_i (см. гл. 2, параграф 2.3) в рамках биосферной модели [Кра1,с.165].  

2. Входя в этнос  человек становится носителем  вполне определенного поведения,  то есть действия, смысл которого  определяется (и становится поэтому  понятным) окружающей человека этнической (культурной) средой. Факторы, обусловливающие  стереотип поведения, усваиваются  на этническом уровне в процессе  научения через условный рефлекс  подражания (сигнальная наследственность), а на социальном - в процессе  обучения (социализации, [Смел14,гл. 4]), при  котором важнейшую роль играют  символически организованные (развитые  у человека до лингвистического  уровня) этнические образцы. Эти  образцы создаются в процессе  этногенеза и формируются, главным  образом, в рамках подсистем  организации и культуры этноса (и, отчасти, подсистемы науки  и техники). Будем называть их  этническими . Они отличаются  длительным существованием на  протяжении многих поколений  и поэтому способны придавать  системе социальных действий  высоко устойчивые структурные  опоры, соответствующие генетически  заложенным свойствам вида.  

Отметим, что в  американской социологии вместо слова "этнический" используется слово "культурный" (см. [Смел14,гл. 2]). По существу, наша подмена слов оправдана, поскольку их содержание как понятий  совпадают (это видно при сравнении - см., например, [Гу2, Гу4] и [Пар10, Смел14]).  

Этнические образцы  подвергаются на социальном уровне институциированию, то есть закреплению посредством  возникающих в системе действий институтов управления, власти. Будем  называть их, следуя Парсонсу, институциональными этническими образцами . Их источником являются системы организации, культуры и искусства, науки и техники , или короче - система этноса , являющаяся, по сути дела, подсистемой системы  социальных действий. Это этническая составляющая системы социального  действия, степень влияния которой  характеризуется пассионарным напряжением. То есть "горючим материалом" этого  круга социальных действий является пассионарность.  

3. Каждый человек,  подвергаясь научению в определенной  этническо-культурной среде, имеет  вполне определенный стереотип  поведения. Но его организм, его окружение - физическое, этническое (культурное) и социальное - всегда уникальны. Поэтому его собственная поведенческая система - система личности является уникальным вариантом культуры этноса и присущих ей образцов действия. Личность ориентирована на достижение целей по отношению к окружающей среде. Следовательно, система личности - самостоятельная подсистема системы социальных действий.  

Описанию четвертой  подсистемы отведем следующий параграф.  

Система социальных действий анализируется в терминах следующих функциональных характеристик, составляющих ее четырех подсистем (рис. 5.1):  

  

поведенческий организм - адаптация к окружающей физической природной среде;

этническая система - предназначена для формирования главных, "руководящих" или контролирующих этнических образцов;

система личности - для  ориентации на достижение цели;

социальная система - направлена на достижение внутренней интегрированности (солидарности).

5.4. Социальная система

Люди взаимодействуют  друг с другом и, хотя процесс социальных отношений связан с личностными  характеристиками взаимодействующих  индивидов и с этническими  образцами (стереотипами поведения), он образует четвертую подсистему системы  социальных действий - социальную систему . При ее анализе на первый план выступает  процесс интеграции (солидарности), столь необходимый социальным отношениям из-за внутренней расположенности к  конфликту и дезорганизации.  

Главное для людей - это решение проблемы порядка  в обществе!  

Социальная система - это система отношений индивидов, подсистема системы социальных действий. Для ее анализа также применим системный подход, выделяющий четыре подсистемы социетальное сообщество, систему поддержания институциальных  этнических образцов, политическую и  экономическую системы и рассматривающий их функциональное назначение и взаимосвязи.  

На рис.5.2 приведена  схема Парсонса, изображающуя подсистемы социальной системы (общества), ее среды  и функции.

5.5. Общество

Общество - это тип  социальной системы, достигающий по отношению к окружающим его пяти средам (три внутренних и две внешних) наивысшего уровня самодостаточности. Самодостаточность общества  

  

является функцией от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества с этими пятью средами, а также  от степени его собственной внутренней интеграции.  

Контролирующие факторы  образуют иерархию. Система с более  высоким уровнем информации, но с  низким энергетическим уровнем контролирует высокоэнергетические системы с  относительно низким уровнем информации.  

Система культуры и  искусства (этнос), соотносясь с высшей реальностью, преобразует нормативные  образцы в ценностные ориентации, относящиеся к окружающему физическому  миру, организмам, личностям и социальным системам.  

Физическая среда  создает условия функционирования, но не организует их. Физические, природные  факторы не контролируются, к ним  человек должен адаптироваться (см. гл. 1).

5.6. Социетальное  сообщество

Ядром общества как  системы является структурированный (особо организованный) нормативный  порядок . С его помощью организуется коллективная жизнь людей.  

Единый коллектив, деятельность которого основана на подчиненности  структурированному нормативному порядку, а также некоторому набору статусов, прав, обязанностей его членов, называется социетальным сообществом .  

Заметим, что коллектив, составляющий этнос, объединен на уровне подсознания (свой-чужой). Коллектив, образующий социетальное сообщество, - это объединение  людей (входящих, возможно более, чем  в один этнос или даже суперэтнос), сплоченных на основе сознательно принимаемого нормативного порядка.  

Многие из этих норм, "навязанных" коллективу, предполагают контроль за их соблюдением, например, через полицейские функции и  различные репрессивные и другие санкции.  

Основная функция  подсистемы "Социетальное сообщество" - интеграция людей. Интеграция - это  процесс объединения, сцепления  разнородных элементов в единое целое. Она предполагает организацию  устойчивости такого сцепления. Это  осуществляется через поддерживающие устойчивость сцепления охранные и  контролирующие факторы.  

По мере развития сообщества происходит видимое разделение, разобщение людей через общественное разделение труда. Однако, как показал  Дюркгейм [Дю11], специализируясь, разобщаясь по сферам узкой трудовой деятельности, люди все более нуждаются в  особой интеграции, названной Дюркгеймом органической солидарностью . Эта солидарность организуется посредством кооперативного , или реститутивного права . Последнее  включает права: собственности, семейное, договорное, коммерческое, процессуальное, административное и конституционное. Естественно, предполагаются соответствующие  реститутивные сан\-кции , то есть меры по восстановлению прежнего правового, имущественного и других состояний.  

Преступления, связанные  с нарушением кооперативного права, в целом обществом воспринимаются достаточно спокойно, не вызывают, как  правило, всеобщей волны возмущения.  

Величина реституции и органической солидарности на этническом уровне, то есть на уровне подсознания, взаимной положительной комплиментарности  членов (супер)этноса, определяется величиной  пассионарной напряженности \pi(t). На социальном - степенью развитости политической и экономической систем общества.  

Государство гарантирует  выполнение реститутивных санкций; экономика определяет жизненный  уровень населения, что способствует нормальному отправлению государством своих репрессивных функций.  

Почему сообщество принимает нормативный порядок? Это вопрос его легитимности . Но об этом в следующем параграфе.

5.7. Подсистема поддержания  институциональных этнических образцов

Легитимация порядка - это его признание, поддержка  со стороны населения. Система легитимации  определяет основания для разрешений и запретов.  

"Правильно"  то, что делается в соответствии  с институционализированным порядком , то есть порядком, закрепленным  соответствующими институтами власти. Естественно, что сама власть  также требует легитимации.  

Социетальное сообщество - это либо этнос, либо суперэтнос, либо совокупность различных этносов, не обязанных испытывать взаимную подсознательную  симпатию (положительно комплиментарных), но объединяющихся в силу исторической необходимости на основе принимаемого нормативного порядка. Объединение  людей в сообщество происходит прежде всего на этническом уровне. На этом же уровне есть понятие "организация  этноса", в котором закреплен  стереотип поведения членов этноса, его структура, нравы, обычаи, иными  словами, образцы поведения. Поскольку  социальные формы развиваются параллельно  и, отчасти, независимо от этнических форм, то многие этнические образцы поведения  подвергаются институализации (институциированию).  

Эти институциональные  этнические образцы легитимны по своему происхождению и образуют подсистему поддержания институциональных  этнических образцов . Говоря - поддержание, мы имеем в виду систему мер, законов  и так далее, защищающих эти образцы  поведения со стороны действующей  власти.  

Нормативный порядок  для своей легитимации требует  соотнесенности с этническими образцами  поведения (главным образом, доминирующего  этноса). В этом заключается основа взаимоотношений общества с этнической системой, точнее, общества с подсистемами "Организации" и "Культуры" этноса.  

Информация о работе Социальные системы