Социальные стереотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание

Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как «социальный стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает в качестве побудительных мотивов действия индивида.

Содержание

Введение_________________________________________________2
1. Социальные стереотипы _________________________________3
1.1 Стереотип и его функции ___________________________5
1.2 Основные свойства социальных стереотипов ___________6
1.3 Борьба с негативными стереотипами __________________8
2. Предубеждение_________________________________________9
3. Дискриминация _______________________________________12
Заключение______________________________________________14
Список использованных источников_________________________16

Работа состоит из  1 файл

социальная психология.docx

— 46.53 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение_________________________________________________2

1. Социальные стереотипы _________________________________3

1.1 Стереотип и его функции ___________________________5

1.2 Основные свойства социальных стереотипов ___________6        

1.3 Борьба с негативными стереотипами __________________8                 

 2.  Предубеждение_________________________________________9

3. Дискриминация _______________________________________12                   

Заключение______________________________________________14

Список использованных источников_________________________16

 

 

Введение

Полноценная личность формируется  только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков  и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как  и в социальной психологии, это  понятие определятся как «социальный  стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает  в качестве побудительных мотивов  действия индивида.

Согласно положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой  основной мыслительный материал, на котором  строится массовое сознание. Стереотипизация  процесса мышления в психологическом  плане связана с установкой, формирующейся  в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.

Таким образом, стереотипы имеют  объективную природу и являются неотъемлемым свойством психики  человека делать обобщения. Действительно, если бы человек не обладал способностью стереотипизировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться  в непрерывно растущем потоке информации, которая к тому же постоянно усложняется  и все более дифференцируется. Эту возможность обеспечивает способность  головного мозга человека вырабатывать обобщенные представления о явлениях и фактах, формирующиеся на основе предыдущих знаний человека, а также  поступающей к нему новой информации. Стереотипы передают лишь суть события  или явления одним словом, предложением, рисунком, понятным всем или большинству.Социальные стереотипы как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась  многими исследователями, такими как  У. Липпманом, Т. Шибутани, В.П. Трусов, Л.Х. Стрикленд, А.А. Бодалевым, В.А. Ядовым и  другими.

Теперь настало время  определиться с понятиями социальное предубеждение и социальная дискриминация. Дело в том, что все три понятия, часто употребляются как синонимы, как взаимозаменяемые термины, но это  неверно. Конечно, они связаны между  собой, но это три разных понятия. Социальный стереотип выступает основой, на которой вырастают предубеждения и дискриминация. Но сам по себе факт наличия у человека стереотипов не означает, что у него также имеются предубеждения, или что он предпринимает дискриминационные действия. Ведь стереотипы могут содержать в себе и негативные, и нейтральные, и позитивные компоненты. Следовательно, дело заключается в том, какие компоненты в стереотипе преобладают. В зависимости от этого мы будем иметь дело либо с позитивными, либо с негативными стереотипами.

  1. Социальные стереотипы.

В простом понимании «социальный  стереотип» (от греч. stereos - твердый, typos - отпечаток) - это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде. [7, с. 524] Социальный стереотип  может быть позитивным, нейтральным  и негативным. Собственно негативный стереотип - это и есть предубеждение. Дискриминация же - это обусловленные  предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп. [12, с. 113]

Стереотипы - неотъемлемый элемент  обыденного сознания. Ни один человек  не в состоянии самостоятельно, творчески  реагировать на все встречающиеся  ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный  коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения  с другими, помогает ему ориентироваться  в жизни и определенным образом  направляет его поведение. Стереотип  акцентирует, усиливает определенные свойства объекта.

Впервые термин «социальный  стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман  в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это  упорядоченные, детерминированные  культурой «картинки мира» в  голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных  социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Исторически так сложилось, что  подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических общностей (этносов). Но разнообразие и  мобильность социальных общностей, к которым принадлежит и с  которыми сталкивается современный  человек, ставят перед ним задачу поиска границ между «своими» и многочисленными  «чужими». Поэтому термин «стереотип»  был распространен на анализ восприятия людьми представителей собственной  и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т.п. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, поколения, пола, экономического положения и т.д. [15] Липпман выделил четыре аспекта стереотипов: во-первых, стереотипы всегда проще, чем реальность -- сложнейшие характеристики стереотипы «укладывают» в два-три предложения; во-вторых, люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта; в-третьих, все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени, всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе; в-четвертых, стереотипы очень живучи, даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Зачем нужны стереотипы? Стереотип позволяет обобщить информацию о внешнем мире, стереотип позволяет  подвести, механически подогнать  явление или факт под устойчивую общую формулу или образ, стереотип дает информацию в легкой и удобоваримой форме, так как запомнить очень много порой бывает трудно, так же он позволяет не производить специальных исследований по определённой тематике, зато подаёт материал, принимаемый в группе.

Как и всякое социально-психологическое  явление стереотип может привести к непродуманным последствиям. В 2002 году Колумбийский Университет (Columbia University) опубликовал результаты своего исследования о применении смертной казни в мире. Как оказалось, суды изначально пристрастны к определенным группам людей. Например, смертные приговоры  в Северной Америке и Европе чаще выносятся в тех регионах, где  выше процент чернокожего населения. Шанс чернокожего американца быть приговоренным  к исключительной мере наказания  выше, чем у белого, совершившего аналогичное преступление. Одной  из причин этого считаются расовые  стереотипы присяжных. Зато данный пример опровергает стереотип относительно того, что стереотипы формируются  только про несоприкасающиеся и  мало соприкасающиеся явления. Даже в таких случаях причин возникновения  подобных между собой стереотипов  или основ, на чём они базируются много. Грегори Тиллетт (Gregory Tillett), автор  исследования «Разрешая Конфликт. Практический подход» (Resolving Сonflict. A Practical Approach), отмечает, что предубеждение по отношению  к мигрантам и иммигрантам, как  правило, базируется на двух разных стереотипах. В период экономического спада население  воспринимает пришельцев как захватчиков, отбирающих у местных жителей  рабочие места. В период экономического подъема, местные жители обращают внимание, прежде всего, на обычаи мигрантов, которые  противоречат местным традициям. [16] Стереотипы также широко используются как метод пропаганды: стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология, стереотипы обладают внушающим действием, что также учитывается заказчиками и создателями программ психологического воздействия на массы. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые, в конце концов, становятся символами, большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет». [11] Также можно сказать, что современное обучение в школе накладывает отпечаток стереотипизации на некоторые явления. Н. Лебедева выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение: Стереотипизирование - результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, о своей группе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об чужой группе - наиболее неблагоприятная). Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться. [5, с. 189]

 

1.1 Стереотип и его функции.

Стереотипы – это характеристики, которые описывают членов социальных групп, приписываются им или ассоциируются  с ними. До сегодняшнего дня в  обыденном сознании и в средствах  массовой коммуникации о стереотипах  весьма распространено мнение как о  негативном явлении. Во многом это связано  с тем, что в мировой науке  чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации  этнических меньшинств. Отсюда – отождествление стереотипов с предрассудками, а  процесса стереотипизации – с  «безнравственной формой познания». Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как  психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий  стереотипизация стала рассматриваться  как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие  к одной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися  от других людей. Объективно необходимой  и полезной психологической функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов»  главную функцию стереотипизации  видят в обеспечении индивидов  максимумом информации при минимальном  интеллектуальном усилии. Иными словами, стереотипы в процессе социального  восприятия избавляют индивидов  от необходимости реагировать на сложный социальный мир, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные  представления. Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой  более полезные способы восприятия, чем думали ранее. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и  в результате ее качественной неопределенности. Выдающийся британский психолог Анри Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций  стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, или оценочное  сравнение, чаще всего в пользу своей  группы, и осуществляемое с ее помощью  поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов – наладить отношения  группы не с кем-то, а с собой, создав образ, позволяющий ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов  – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности. Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низко статусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).[1]

Согласно Дуазу, стереотип  в своём становлении проходит 4 этапа: 1) индивидуальные психологические  особенности формирования представлений  человека о своей социальной среде. 2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации межличностного взаимодействия. 3) коллективные представления - социальные образования, формирующиеся  в межгрупповом отношении. Социальный стереотип зарождается и функционирует  именно на этом уровне. 4) высший уровень - идеология, который складывается под  влиянием определенных исторических условий  данного общества. [13]

Тэшфел выделил две  социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений  между группами, в том числе  поиск причин сложных и «обычно  печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или  планируемых по отношению к чужим  группам. Психологический механизм стереотипизации во все времена  использовался в различных реакционных  политических доктринах, санкционирующих  захват и угнетение народов, для  сохранения господства поработителей  путем насаждения негативных стереотипов  о побежденных и порабощенных. Иными словами, содержание стереотипов  определяется факторами социального, а не психологического порядка. И  именно враждебные, полные предрассудков  стереотипы, а не механизм стереотипизации  сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, стереотипы часто выполняют  негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К  сложностям при налаживании взаимопонимания  между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные  стереотипы.

1.2 Основные свойства социальных стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов  выделяют их эмоционально-оценочный  характер. Эмоциональные аспекты  стереотипов понимаются как ряд  предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Даже описание черт уже несет в  себе оценку: явно или скрыто она  присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей  группы, в которой они распространены. Например, в русской прессе 19 в. Н.А.Ерофеевым  обнаружено множество высказываний о присущих англичанам практицизме, деловой энергии, расчетливости, стремлении к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной  оценки, но даже не нейтральны. Для русского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким  идеальным ценностям. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях. Стереотипы московских старшеклассников и студентов в конце 1980-х и середине 1990-х свидетельствуют: цивилизационный слом, произошедший в этот период в нашей стране, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. Еще одно свойство социальных стереотипов – согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А.Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. В последние десятилетия ряд авторов, считая согласованность стереотипов химерой и игрой воображения исследователей, отказались считать консенсус обязательной и необходимой характеристикой стереотипов. Утверждается, что критерий консенсуса стереотипов является излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения. Впрочем, преобладает противоположная точка зрения, сторонники которой, признавая, что индивидуальные убеждения о социальных группах существуют, подчеркивают, что стереотипы и личные убеждения, хотя и могут частично совпадать, есть различные структуры, каждая из которых представляет собой часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен. Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе. Начиная с 1950-х получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных – так называемая гипотеза «зерна истины». Теперь уже не вызывает сомнений, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем. Он отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. То, что реальные межгрупповые отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипов. Социальные стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. При этом признаками истинности стереотипа предлагается считать, во-первых, единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью. Во-вторых, – совпадение в восприятии группы самой себя и ее восприятием другой группой. Видимо, есть «зерно истины» в стереотипе, что американцы конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты. Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу воспринимают более точно, чем чужую. Свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, которые далеко не всегда включают эти черты в автостереотип, и финнам, в автостереотип которых входят противоположные черты. Вполне вероятно, что русские особо выделяют эти качества у других народов из-за восприятия своих соотечественников как «зажатых» и недостаточно общительных.

Информация о работе Социальные стереотипы