Социальные стереотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание

Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как «социальный стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает в качестве побудительных мотивов действия индивида.

Содержание

Введение_________________________________________________2
1. Социальные стереотипы _________________________________3
1.1 Стереотип и его функции ___________________________5
1.2 Основные свойства социальных стереотипов ___________6
1.3 Борьба с негативными стереотипами __________________8
2. Предубеждение_________________________________________9
3. Дискриминация _______________________________________12
Заключение______________________________________________14
Список использованных источников_________________________16

Работа состоит из  1 файл

социальная психология.docx

— 46.53 Кб (Скачать документ)

1.3 Борьба с негативными стереотипами.

В 1947 в рамках проекта  ЮНЕСКО Пути к взаимопониманию между  народами (Tensions affecting international understanding) было проведено исследование в 9 странах  с выборкой в тысячу человек в  каждой стране. Исследователи полагали, что стереотипы являются причиной если не происхождения, то поддержания и  обострения межгрупповых конфликтов. Поэтому предполагалось, что если люди будут лучше осведомлены  о стереотипах как о часто  ошибочных и не всегда полных образах  своей и других наций, то эти образы будут заменены более точным знанием  о народах, что в свою очередь  приведет к ослаблению международной  напряженности. В настоящее время  социальные психологии понимают, что  такое воздействие должно затрагивать  не только стереотипы, но и более  широкую область межгрупповых отношений, включая поведение, социальные установки (аттитюды) и пр. Одним из ведущих  направлений исследований стала  разработка т.н. «гипотезы контакта», основой которой служит предположение  о том, что непосредственное общение  при определенных условиях способствует улучшению социальных стереотипов  и разрушает предубеждения. Но даже при соблюдении большинства условий, благоприятствующих контактам (группы обладают равным статусом, имеют общие  цели, требующие сотрудничества, и  подчиняются единому своду правил), полученные результаты позволяют усомниться в том, что встречи и знакомства с представителями другой большой  группы неизбежно ведут к приписыванию им более позитивных качеств. Однако неспособность гипотезы контакта предсказать, распространятся ли возникающие  в ходе межличностных отношений  позитивные установки на всю группу в целом, и приведут ли они к  изменениям в стереотипах, является ее главным недостатком. По мнению британского социального психолога М. Хьюстона, позитивному эффекту способствуют три аспекта контакта. Во-первых, в ситуации общения воспринимающие субъекты начинают признавать различия между членами чужой группы. Во-вторых, «распространению» положительных установок благоприятствует использование информации, не подтверждающей начальный стереотип. В-третьих, увеличение межличностных контактов с осознанием того, что «свои» и «чужие» имеют много схожих свойств и ценностей, приводит к изменениям в восприятии значимости социальных категорий для классификации индивидов. В последнее десятилетие 20 в. в социальной психологии получили развитие подходы, которые нацелены на целенаправленное подавление негативных стереотипов и на замену поведения, основанного на согласованных социальных стереотипах, на действия, в основе которых лежат персональные убеждения. Их сторонники основываются на концепции исследовательницы из США П.Дивайн, согласно которой стереотипы неизбежно активизируются в ситуации восприятия представителя другой группы, несмотря на любые попытки их игнорировать. Исследования продемонстрировали автоматизацию стереотипных черт, относящихся к афроамериканцам, азиатам, пожилым людям, мужчинам и женщинам. В моделях снижения негативных стереотипов подчеркивается, что свободные от предубеждений «ответы» на стереотипы требуют от человека, воспринимающего представителей «чужих» групп, знаний о своей предубежденности и стремления изменить свои убеждения исходя из ценностей равенства и справедливости, чувства вины, угрызений совести и т.п.

 

2.  Предубеждение

От стереотипов перейдём к предубеждению. Как уже было сказано, люди готовы характеризовать  группы грубыми признаками, именно это и отличает предубеждения. Наиболее ярко, например, в новейшей истории  предубеждения проявлялись во время  холокоста. Герберт Блумер отмечает, что для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие  четыре чувства: ощущение, что они  превосходят по качествам членов меньшинства; чувство, что члены  меньшинства по своей природе  отличаются от них; ощущение, что у  членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти и престижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды”  на преимущества доминирующей группы. В этом смысле предубеждение часто  бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемым группой. [2]

Зачем нужны предубеждения? Предвзятые чувства, равно как и  стереотипное мышление, и дискриминационные  действия служат нескольким важным целям. Они помогают добиться материальных выгод для собственной группы, позволяют получать общественное одобрение, могут поднять в наших собственных  глазах нас лично и нашу группу и помочь нам управляться со сложной, информационно-насыщенной средой, не затрачивая больших мыслительных усилий. Люди, которые являются мишенью негативных предубеждений, стереотипов и дискриминационных действий, терпят значительные экономические, социальные и психологические издержки. Предвзятость по отношению к членам «чужих» групп дорого обходится и тем, кто сам придерживается негативных предубеждений и стереотипов, и всему обществу, в котором существует дискриминация. Если лень - двигатель прогресса, что, кстати, тоже не происходит без участия стереотипов, то предубеждения - двигатель войн. На основе предубеждения легче управлять толпой, вызывать массовую агрессию, например. [9]

Как правило, наличие предубеждений  у себя людьми не осознается и, соответственно, их проявления не контролируются. Кроме  того, при опросах большинство  людей вообще отказывается признать их и у себя, и даже у представителей своей группы. Демонстрация или, напротив, сокрытие предубеждений во многом зависит  от господствующих в обществе норм, которые, в свою очередь могут  быть обусловлены политическими  или идеологическими реалиями. Выходит, что с позиции современных  социальных норм иметь предубеждения  стыдно. Как полагает Патрисия Девайн (1989), в реакции предубеждения  можно выделить два компонента: неосознанный, автоматический и осознанный, а, следовательно, поддающийся контролю. Поэтому процесс  избавления от предубеждений напоминает борьбу с вредными привычками [6].

Как правило, предубеждения  не только не зависят от личного  опыта, но и противоречат ему; также  в рассуждениях предубеждений присутствует иррациональный компонент: «Линкольн  работал до глубокой ночи? Это доказывает его трудолюбие, настойчивость, упорство и желание до конца использовать свои способности. То же самое делают «чужаки» -- евреи или японцы? Это  свидетельствует только об их эксплуататорском духе, нечестной конкуренции и  о том, что они злостно подрывают  американские нормы» [4, с. 5].

Теорий, объясняющих предубеждения, возникло несколько: выделяют социальные, экономические, психологические предпосылки  и т.д. В целом их можно разделить  на два вида: ситуационные причины (связанные  с любыми внешними обстоятельствами) и диспозиционные (внутриличностные). К ситуационным относится теория фрустрации и агрессии Нила Миллера  и Джона Долларда (1939, 1941): когда  у общности или общества в целом  возникают какие-то непреодолимые  трудности, люди бессознательно ищут, на ком их выместить. Недаром, как  свидетельствует история, проблемы, связанные с национальными меньшинствами, особенно обостряются в периоды, когда общество переживает кризис. Правда, эта теория не объясняет, почему выбирается тот или иной объект вымещения. Также этого не объясняет диспозиционная теория проекции: свои собственные  стремления и импульсы, противоречащие его самосознанию и моральным  установкам, индивид бессознательно проецирует, приписывает другим. Также  к диспозиционной можно отнести  теорию «авторитарной личности»  Т. Адорно, Н. Санфорда, Э. Френкель-Брунсвика  и Д. Левинсона (1950). Наиболее предубежденные индивиды, как показал Адорно, обычно обнаруживают высокую степень конформизма по отношению к социальным нормам и властям и одновременно подавленную враждебность к ним; подавленную и неосознаваемую враждебность к родителям: они -- сторонники суровых наказаний, преклонения перед могуществом и силой; не уверены в своем социальном положении и престиже; им свойственны скованность и догматизм мышления; недоверие к другим людям, подавленная сексуальность; склонны рассматривать мир как злой и опасный.

Предубеждения базируются на господствующей идеологии. Во многом их культивируют власти, многочисленные средства информации: десятилетия в  сознании наших сограждан культивировалось и сохранялось предубеждение  против «помещиков», «купцов», «буржуазии», «спекулянтов», «кулаков», «белофиннов», «фрицев», «япошек» и т.д. Такой подход называют «историческим». Любопытный факт. Когда китайцы прибыли в  Калифорнию в позапрошлом веке, там  ощущалась нехватка рабочей силы. О них писали как о «наших достойнейших новых гражданах», отмечались их трудолюбие, трезвость, безобидность, благонамеренность. Затем условия изменились. Появилась  безработица, возникла конкуренция, и  сразу же китайцы стали «лживыми», «опасными», «неискренними».

Существует и, так называемая, социокультурная теория - урбанизация, ускорение темпа жизни, ее усложнение, разрушение традиций, изменение роли и функции семьи, распад привычных  социальных связей, изменение норм морали и поведения - все это приводит к массовой невротизации, порождает  тревогу и беспокойство. Пытаясь  избавиться от тревоги и ощущения нестабильности, человек может демонстрировать  враждебность и агрессию против тех  групп в обществе, чьи нормы  и ценности кажутся непонятными, чужими, а оттого еще более пугающими.

Большой популярностью у  исследователей пользуется экономическая  теория: предубеждение складывается там, где меньшинство предстает  как соперник и конкурент в  экономической и социальной областях. Если порабощенная и пассивная группа наделяется чертами наивности, интеллектуальной неполноценности и моральной  безответственности, то стереотип группы-конкурента наделяется такими качествами, как  агрессивность, безжалостность, эгоизм, жестокость, хитрость, лицемерие, бесчеловечность, алчность и умственное преобладание. Если в средние века основным "аргументом" против евреев было то, что они распяли  Христа, который сам был евреем, то Гитлеровская пропаганда, чтобы  натравить на евреев простых людей, говорила о "еврейском капитале", ставя знак равенства между евреями  и "международными банкирами". Экономическая  причина в данном случае лишь следствие. На самом деле предубеждение базировалось на превосходстве одной нации  над другой.

Существуют феминологическая теория - предубеждения возникают  на основе разности понимания и теория собственно заслуженной репутации - и действительно предпосылки  для этого когда-то были и есть. Так, например, разные группы имеют  различные ценности и опыт, что  влияет на избирательность восприятия информации; дискриминируемая группа чувствует свою уникальность в том, что ей приписывают.

Естественна, казалось бы, когнитивная  теория о том, что предубеждение  основывается на опыте. Но в дальнейшем она не выдерживает критики, так  как человек может положительно относиться к одному члену группы, и отрицательно к группе в целом.

Существуют ещё более  необычные теории: например, «эти люди»  обнаруживают слишком высокую степень  групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Скорее в данном предложении  нужно изменить всё в точности до наоборот.

 

3. Дискриминация

Так мы плавно подошли к  понятию дискриминации. Яркими примерами  дискриминации могут послужить  дела в СССР над гомосексуалистами, и даже расправы над интеллигенцией. Дискриминация, таким образом, может  осуществляться в различных формах - от скрытого, замаскированного психологического террора до откровенного насилия  и убийств. Наиболее распространённые формы дискриминации - это расизм и сексизм. Расизм - совокупность антинаучных  концепций, основу которых составляют положения о физической и психической  неравноценности человеческих рас  и о решающем влиянии расовых  различий на историю и культуру человеческого  общества. Согласно расизму существуют высшие расы, создавшие цивилизацию, и низшие, ничего не создавшие, ничего не создавшие, предназначенные для  эксплуатации. Сексизм - это идеология, которая утверждает неравное положение  и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины - это патриархат, а если женщины - матриархат. Если управляют  мужчины - это патриархат, а если женщины - матриархат. В настоящее  время все известные общества в мире - патриархальные, следовательно, сексистские.

Проблема расизма не исчезла  в США, по всей видимости, потому что  это глубоко психологическое  явление. Расизм, естественно, не однолик  и негативное отношение имеет  место, как у «белых» к «черным», так и наоборот. На основе расизма  строились многие отношения в  государстве во всех сферах. Расизм искоренить невозможно. Об этом говорит  даже то, если спросить Вас, как Вы себя будете чувствовать, танцуя и др. с  тёмнокожим в общественном месте?

Не берусь утверждать, что  американцы более склонны к предубеждениям, чем остальные, но проблема феминизма  тоже начинается с них. Относительно небольшая группа феминистически ориентированных  представителей университетской интеллигенции  настойчиво старается убедить американцев, что сексизм является для них  жизненно важной проблемой, требующей  немедленного решения. Между тем  данные исследователей (Фей Кросби, 1989) показывают, что большинство  женщин в США отрицают у себя чувство, будто лично они являются объектом дискриминации. [6] Таким образом, женщины  уже не чувствуют угнетёнными в обществе, а проблема якобы осталась, переходя закономерно в иную плоскость - дискриминации мужчин.

Национализм - не что иное, как признание нации - высшей ценностью  государства, то есть не несёт в себе предубеждающего смысла. Но с СССР-овского принято это понимать в негативном смысле в значении шовинизма. Высшей формой национализма и является фашизм, нацизм, шовинизм, экстремизм - крайние взгляды в политике относительно других наций, что приводит сепаратизму - стремления к отделению, обособлению.

Также естественно в нашем  обществе такая форма дискриминации, как эйджизм - негативный стереотип  в отношении людей какой-либо возрастной категории, чаще всего подразумевается  стереотип пожилого возраста, хотя принято даже не замечать всегда присутствующий в обществе эйджизм по отношению  к маленьким детям. Применимо  к этому поражает и подсознательно говорит о значении того и другого  фраза В.Д. Шадрикова: «Наши старики - это забытые дети общества». Бытует мнение, что с пожилыми людьми сложнее  общаться, но это не так. Умственные процессы у пожилого человека могут  не замедлиться, если он проявляет активную жизненную позицию, к тому же мудрость дополняет недостающую остроту  мышления. [8] Предубеждения и дискриминации  по отношению к маленьким детям  выражаются в педагогической несостоятельности  родителей. Эти два вида дискриминаций, если не исправимы, то предупреждаемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Социальные стереотипы