Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа
Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как «социальный стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает в качестве побудительных мотивов действия индивида.
Введение_________________________________________________2
1. Социальные стереотипы _________________________________3
1.1 Стереотип и его функции ___________________________5
1.2 Основные свойства социальных стереотипов ___________6
1.3 Борьба с негативными стереотипами __________________8
2. Предубеждение_________________________________________9
3. Дискриминация _______________________________________12
Заключение______________________________________________14
Список использованных источников_________________________16
1.3 Борьба с негативными стереотипами.
В 1947 в рамках проекта
ЮНЕСКО Пути к взаимопониманию между
народами (Tensions affecting international understanding) было
проведено исследование в 9 странах
с выборкой в тысячу человек в
каждой стране. Исследователи полагали,
что стереотипы являются причиной если
не происхождения, то поддержания и
обострения межгрупповых конфликтов.
Поэтому предполагалось, что если
люди будут лучше осведомлены
о стереотипах как о часто
ошибочных и не всегда полных образах
своей и других наций, то эти образы
будут заменены более точным знанием
о народах, что в свою очередь
приведет к ослаблению международной
напряженности. В настоящее время
социальные психологии понимают, что
такое воздействие должно затрагивать
не только стереотипы, но и более
широкую область межгрупповых отношений,
включая поведение, социальные установки
(аттитюды) и пр. Одним из ведущих
направлений исследований стала
разработка т.н. «гипотезы контакта»,
основой которой служит предположение
о том, что непосредственное общение
при определенных условиях способствует
улучшению социальных стереотипов
и разрушает предубеждения. Но даже
при соблюдении большинства условий,
благоприятствующих контактам (группы
обладают равным статусом, имеют общие
цели, требующие сотрудничества, и
подчиняются единому своду
2. Предубеждение
От стереотипов перейдём к предубеждению. Как уже было сказано, люди готовы характеризовать группы грубыми признаками, именно это и отличает предубеждения. Наиболее ярко, например, в новейшей истории предубеждения проявлялись во время холокоста. Герберт Блумер отмечает, что для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие четыре чувства: ощущение, что они превосходят по качествам членов меньшинства; чувство, что члены меньшинства по своей природе отличаются от них; ощущение, что у членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти и престижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимущества доминирующей группы. В этом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемым группой. [2]
Зачем нужны предубеждения?
Предвзятые чувства, равно как и
стереотипное мышление, и дискриминационные
действия служат нескольким важным целям.
Они помогают добиться материальных
выгод для собственной группы,
позволяют получать общественное одобрение,
могут поднять в наших
Как правило, наличие предубеждений у себя людьми не осознается и, соответственно, их проявления не контролируются. Кроме того, при опросах большинство людей вообще отказывается признать их и у себя, и даже у представителей своей группы. Демонстрация или, напротив, сокрытие предубеждений во многом зависит от господствующих в обществе норм, которые, в свою очередь могут быть обусловлены политическими или идеологическими реалиями. Выходит, что с позиции современных социальных норм иметь предубеждения стыдно. Как полагает Патрисия Девайн (1989), в реакции предубеждения можно выделить два компонента: неосознанный, автоматический и осознанный, а, следовательно, поддающийся контролю. Поэтому процесс избавления от предубеждений напоминает борьбу с вредными привычками [6].
Как правило, предубеждения не только не зависят от личного опыта, но и противоречат ему; также в рассуждениях предубеждений присутствует иррациональный компонент: «Линкольн работал до глубокой ночи? Это доказывает его трудолюбие, настойчивость, упорство и желание до конца использовать свои способности. То же самое делают «чужаки» -- евреи или японцы? Это свидетельствует только об их эксплуататорском духе, нечестной конкуренции и о том, что они злостно подрывают американские нормы» [4, с. 5].
Теорий, объясняющих предубеждения,
возникло несколько: выделяют социальные,
экономические, психологические предпосылки
и т.д. В целом их можно разделить
на два вида: ситуационные причины (связанные
с любыми внешними обстоятельствами)
и диспозиционные (внутриличностные).
К ситуационным относится теория
фрустрации и агрессии Нила Миллера
и Джона Долларда (1939, 1941): когда
у общности или общества в целом
возникают какие-то непреодолимые
трудности, люди бессознательно ищут,
на ком их выместить. Недаром, как
свидетельствует история, проблемы,
связанные с национальными
Предубеждения базируются на
господствующей идеологии. Во многом их
культивируют власти, многочисленные
средства информации: десятилетия в
сознании наших сограждан
Существует и, так называемая, социокультурная теория - урбанизация, ускорение темпа жизни, ее усложнение, разрушение традиций, изменение роли и функции семьи, распад привычных социальных связей, изменение норм морали и поведения - все это приводит к массовой невротизации, порождает тревогу и беспокойство. Пытаясь избавиться от тревоги и ощущения нестабильности, человек может демонстрировать враждебность и агрессию против тех групп в обществе, чьи нормы и ценности кажутся непонятными, чужими, а оттого еще более пугающими.
Большой популярностью у исследователей пользуется экономическая теория: предубеждение складывается там, где меньшинство предстает как соперник и конкурент в экономической и социальной областях. Если порабощенная и пассивная группа наделяется чертами наивности, интеллектуальной неполноценности и моральной безответственности, то стереотип группы-конкурента наделяется такими качествами, как агрессивность, безжалостность, эгоизм, жестокость, хитрость, лицемерие, бесчеловечность, алчность и умственное преобладание. Если в средние века основным "аргументом" против евреев было то, что они распяли Христа, который сам был евреем, то Гитлеровская пропаганда, чтобы натравить на евреев простых людей, говорила о "еврейском капитале", ставя знак равенства между евреями и "международными банкирами". Экономическая причина в данном случае лишь следствие. На самом деле предубеждение базировалось на превосходстве одной нации над другой.
Существуют феминологическая теория - предубеждения возникают на основе разности понимания и теория собственно заслуженной репутации - и действительно предпосылки для этого когда-то были и есть. Так, например, разные группы имеют различные ценности и опыт, что влияет на избирательность восприятия информации; дискриминируемая группа чувствует свою уникальность в том, что ей приписывают.
Естественна, казалось бы, когнитивная теория о том, что предубеждение основывается на опыте. Но в дальнейшем она не выдерживает критики, так как человек может положительно относиться к одному члену группы, и отрицательно к группе в целом.
Существуют ещё более необычные теории: например, «эти люди» обнаруживают слишком высокую степень групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Скорее в данном предложении нужно изменить всё в точности до наоборот.
3. Дискриминация
Так мы плавно подошли к понятию дискриминации. Яркими примерами дискриминации могут послужить дела в СССР над гомосексуалистами, и даже расправы над интеллигенцией. Дискриминация, таким образом, может осуществляться в различных формах - от скрытого, замаскированного психологического террора до откровенного насилия и убийств. Наиболее распространённые формы дискриминации - это расизм и сексизм. Расизм - совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Согласно расизму существуют высшие расы, создавшие цивилизацию, и низшие, ничего не создавшие, ничего не создавшие, предназначенные для эксплуатации. Сексизм - это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины - это патриархат, а если женщины - матриархат. Если управляют мужчины - это патриархат, а если женщины - матриархат. В настоящее время все известные общества в мире - патриархальные, следовательно, сексистские.
Проблема расизма не исчезла в США, по всей видимости, потому что это глубоко психологическое явление. Расизм, естественно, не однолик и негативное отношение имеет место, как у «белых» к «черным», так и наоборот. На основе расизма строились многие отношения в государстве во всех сферах. Расизм искоренить невозможно. Об этом говорит даже то, если спросить Вас, как Вы себя будете чувствовать, танцуя и др. с тёмнокожим в общественном месте?
Не берусь утверждать, что
американцы более склонны к
Национализм - не что иное, как признание нации - высшей ценностью государства, то есть не несёт в себе предубеждающего смысла. Но с СССР-овского принято это понимать в негативном смысле в значении шовинизма. Высшей формой национализма и является фашизм, нацизм, шовинизм, экстремизм - крайние взгляды в политике относительно других наций, что приводит сепаратизму - стремления к отделению, обособлению.
Также естественно в нашем обществе такая форма дискриминации, как эйджизм - негативный стереотип в отношении людей какой-либо возрастной категории, чаще всего подразумевается стереотип пожилого возраста, хотя принято даже не замечать всегда присутствующий в обществе эйджизм по отношению к маленьким детям. Применимо к этому поражает и подсознательно говорит о значении того и другого фраза В.Д. Шадрикова: «Наши старики - это забытые дети общества». Бытует мнение, что с пожилыми людьми сложнее общаться, но это не так. Умственные процессы у пожилого человека могут не замедлиться, если он проявляет активную жизненную позицию, к тому же мудрость дополняет недостающую остроту мышления. [8] Предубеждения и дискриминации по отношению к маленьким детям выражаются в педагогической несостоятельности родителей. Эти два вида дискриминаций, если не исправимы, то предупреждаемы.
Заключение