Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель работы- рассмотрение технологий социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы.
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1 Понятие социальной адаптации и социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.................................................. 6
Понятие социальной адаптации ..........................................................................6
Cоциально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы...................................................................................................................9
Глава 2 Зарубежный опыт адаптации бывших заключенных и Технологии социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы................16
Зарубежный опыт адаптации бывших заключенных.......................................16
Технологии социальной адаптации лиц, вышедших из мест
лишения свободы ...............................................................................................20
заключение..........................................................................................................23
список используемых источников....................................................................25
За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.
При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.
По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.
В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.
В отношении
освобождаемых женщин, имеющих при
себе малолетних детей, больных острыми
заболеваниями или с
Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.
В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии.
Освобождение от отбывания наказания означает отмену всех правоограничений, вытекающих из содержания назначенного наказания. В то же время из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние) осужденного (освобожденного), именуемое судимостью. Юридическое значение судимости заключается в том, что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания.
Например, лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, - в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из фактически отбытого наказания, т.е. с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.
Понятия погашение и снятие судимости не следует путать. Для погашения судимости не требуется ни специального решения суда, ни иного документа, удостоверяющего этот факт. Погашение судимости наступает автоматически по истечении указанных в законе сроков после отбытия наказания либо по истечении испытательного срока при условном осуждении. Наряду с погашением судимости существует положения связанные со снятием судимости. Так ч.5 ст. 86 УК РФ устанавливает, что если осужденный после освобождения от наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения.
Погашение и снятие судимости не следует путать с реабилитацией. Если при погашении и снятии судимости речь идет о лице, которое правильно было привлечено к уголовной ответственности и затем осуждено за совершенное преступление, то реабилитация означает, прежде всего, отрицание факта совершения преступления.
В юридической литературе правоограничения, вытекающие из судимости, обычно подразделяют на две группы: уголовно - правовые и общеправовые.
Уголовно - правовыми
последствиями судимости
К общеправовым последствиям судимости относится также установление административного надзора и контроля, но он устанавливается в отношении только определенного круга освобожденных
Социально
- правовое значение ограничений,
В статье 179 УИК
РФ не тоже случайно указано, что лица,
отбывшие наказание, несут обязанности
и пользуются правами, которые установлены
для граждан Российской Федерации. Воспользовавшись
приведенными выше примерами, можно сказать,
что если лицо, освобожденное от наказания
и имеющее судимость, не совершает новых
преступлений, не стремится поступить
на службу в милицию или приобрести в личную
собственность оружие, а также не нарушает
правил административного надзора, если
в отношении него установлен последний,
то фактически его правовой статус не
имеет отличий от общегражданского.
Глава 2
Зарубежный опыт адаптации бывших заключенных
Определённые аспекты поднятых вопросов в той или иной мере уже исследовались как в нашей стране, так и за рубежом. По мнению специалистов, комплексное решение обозначенных проблем должно быть поручено единой специализированной службе, аналоги которой за рубежом именуются «службой пробации».
«Пробация» (от латинского «probatio» – испытание) – юридический термин, использующийся в международной практике применительно к службе, которая исторически создавалась в целях организации работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В дальнейшем в некоторых странах службе пробации были переданы функции социально-реабилитационной деятельности по отношению к более широкому кругу граждан, которые, столкнувшись с уголовным правоприменением, стали нуждаться в подобного рода содействии.
Согласно международной практике ведомственная принадлежность и функциональные обязанности сотрудников пробации могут быть достаточно разнообразными. Например, в Чехии, где служба пробации создана в 1994 году, её представители являются сотрудниками суда. В Латвии в 2003 году создана самостоятельная служба пробации. Там эта служба охватывает не только сферы деятельности по работе с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными гражданами, но и имеет, в качестве самостоятельной, задачу составления в процессе судебного разбирательства независимого от следственных органов доклада суду о социальной опасности гражданина, а также отвечает за организацию процедур примирения. Созданная в 2009 году в Республике Молдова служба пробации ограничивается работой с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными.
Подробное исследование возможных направлений создания службы пробации в России осуществлено в октябре 2009 года группой правозащитников Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» при поддержке гранта Общественной палаты РФ. Основные выводы данного исследования следующие.
Проектируемая Федеральная служба пробации России, должна быть подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации. Данная служба «должна заполнить всю пустующую нишу социально-реабилитационной работы с гражданами, столкнувшимися с законом, безотносительно являются ли они преступниками или жертвами. Данный подход оправдан тем, что основной набор социально-реабилитационных приемов и техник, как в отношении преступников, так и в отношении жертв, имеют единую логику». Предлагаемая Федеральная служба пробации должна быть «компактным органом, который не столько должен сам решать социально-реабилитационные задачи, сколько организационно и финансово мобилизовать все существующие на обслуживаемой территории реабилитационные ресурсы, организуя эту работу исключительно в логике формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля».
Правозащитники предлагают наделить Федеральную службу пробации, следующими основными функциями:
1) социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных и условно-досрочно освобожденных граждан;
2) независимый
от следственных органов
3) организация
процедур примирения и
4) социально-реабилитационная деятельность в отношении желающих того отбывших наказание в виде лишения свободы лиц, а также в отношении потерпевших и свидетелей.
При ближайшем рассмотрение указанного труда российских правозащитником становится ясно, что их предложения во многом базируются на латвийском опыте. В Латвии деятельность подобной службы регламентирована Законом «О Государственной службе пробации». Его основные положения следующие.Государственная служба пробации Латвии подконтрольна Министерству юстиции. Служба осуществляет реализацию государственной политики в сфере надзора за клиентами пробации и коррекции их социального поведения, а также выполняет другие установленные законом функции.Под пробацией в Латвии понимается надзор за лицом, отбывающим наказание в учреждении лишения свободы или освобожденном из такого учреждения после отбытия наказания и заключившим соглашение с Государственной службой пробации о получении постпенитенциарной помощи, либо надзор за лицом, условно освобожденным от уголовной ответственности, условно осужденным или условно досрочно освобожденным от основного наказания, если на него возложены предусмотренные судом обязанности, а также коррекция социального поведения лиц указанных категорий с целью предотвращения повторного совершения преступлений.
Информация о работе Социальные технологии в адаптации бывших заключенных