Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:28, контрольная работа
Далеко не все граждане нашего общества готовы к новым экономическим отношениям. Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым условиям, во-вторых, в технологиях самоорганизации (саморегулирования и сбалансированного развития) экономических и социальных систем, в третьих, в новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень подготовки людей для новых сфер их деятельности.
Введение 3
1. Сущность социальной технологии 4
2. Классификация основных видов 5
3. Социальные технологии в федеральной и региональной экономической политике 8
1) Равновесие и регулируемое равновесие 8
2) Оптимальность по Парето 10
3) Принцип гарантированного результата 12
4) Сценарий предостережений 13
5) Управление при неточном знании центром параметров нижнего уровня 14
6) Кооперативный подход к принятию решений 14
Заключение 17
Список использованной литературы 20
План
Введение 3
1. Сущность социальной технологии 4
2. Классификация основных видов 5
3. Социальные технологии в федеральной и региональной экономической политике 8
1) Равновесие и регулируемое равновесие 8
2) Оптимальность по Парето 10
3) Принцип гарантированного результата 12
4) Сценарий предостережений 13
5) Управление при неточном знании центром параметров нижнего уровня 14
6) Кооперативный подход к принятию решений 14
Заключение 17
Список использованной литературы 20
Любые социальные преобразования, связанные с повышением уровня и качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, протекающие под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов, форм социального взаимодействия.
Особую значимость социальные технологии имеют в условиях сегодняшней России, осуществляющей сложнейший и неизвестный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и ответственности человека. Поиск новых форм и способов организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах требует выработки и реализации самых разнообразных социальных технологий, особенно в управленческих процессах, где отчетливее всего проявляется эффективность технологизации.
Далеко
не все граждане нашего общества готовы
к новым экономическим
Таким образом, проблема социальных технологий сегодня приобрела весьма актуальное общественное звучание.
Основой для развития социальных технологий являются знания и опыт, накопленные социологической наукой. До недавнего времени методы социологии развивались в основном как методы получения знания, в результате чего исследователи, имея доказательные выводы о сути явлений, не могли дать рекомендаций о способах воздействия на неблагоприятные тенденции, подсказать пути разрешения выявленных проблем.
Активная социология не предлагает решения, но технологизирует их. Понятие «социальная технология» может быть представлено в следующих положениях:
1. Социальная технология – это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей.
2. Сущность способа состоит в
рациональном расчленении
3. Это
расчленение осуществляется
4. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (содержание которых – способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой.
5. Специфика
программы состоит в том, что
она существенным образом
6. Социальная технология является элементом человеческой культуры и возникает двумя путями: «вырастает» в социокультурной среде эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование.
Дадим определение социальной технологии.
Социальная технология – алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве.
Социальная технология – элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо связанно с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности.
Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика.
В социальном управлении наибольшее признание получили социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, осуществления организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения.
В социальных технологиях видят средства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством.
Объектом социальной технологии выступают люди, их взаимодействие, малые и большие социальные группы, а также разнообразные институты и организации.
Социально-технологический подход является альтернативой административно-командному. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, многовариантности и естественности их изменений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализации собственного потенциала.
В России налицо потребность в продуманной технологии создания условий для того, чтобы общество развивалось без чьего-либо авторитарного давления, ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходима выработка и претворение в жизнь различных региональных и локальных программ, т.е. социальных технологий на среднем и микроуровне.
Рыночной экономике нужны современные технологии управления и организации, позволяющие рационализировать труд каждого человека, создать эффективные деловые связи между различными активными социальными группами.
В зависимости от того, на каком уровне общественных отношений разрабатываются и внедряются социальные технологии, можно разделить их на три группы:
- макротехнологии, т.е. технологии макросистемы (региональные
подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы и т.п.);
- мезотехнологии, т.е. технологии, используемые на «среднем» уровне — города и другого населенного пункта, крупного трудового коллектива и т.п.;
- микротехнологии, т.е. технологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на развитие и рациональное использование личностного потенциала. Возможна классификация социальных технологий по основным сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подготовительно-трудовой или образовательной деятельности, занятий спортом, деятельности в семейно-бытовой сфере и т.п.
По направленности деятельности выделяют 4 типа социальных технологий.
1. Технологии формирования социальных систем. Сюда относятся, например, методы социального проектирования.
2. Функциональные технологии, направленные на поддержание, стабильности социальных систем и процессов. К ним можно отнести, например, типовые процедуры управления. Они направлены на решение социальных проблем, периодически возникающих в деятельности организаций.
3. Технологии, направленные на преобразование и развитие- социальных систем. Сюда в первую очередь относятся методы игр открытого типа.
4. Технологии социальной борьбы как средство защиты социальных систем, подавления нежелательных явлений, ГС первую очередь имеются в виду высокоразвитые и технологизированные системы защиты безопасности и правопорядка общества.
В условиях перехода к рыночной экономике обостряется потребность в разработке новых технологий, основание которых, необходимо для того, чтобы эффективно включиться в рыночные отношения. К примеру, и для предприятий, продолжающихся оставаться государственными, и для акционерных объединений, и для товариществ с ограниченной ответственностью необходимы технологии организации малого бизнеса, ведения биржевых операций, связей с иностранными партнерами и т.п.
Вместе с тем, как показывает жизнь, наряду с технологиями, переводящими систему из одного состояния в другое, в сегодняшних российских условиях не менее необходимы технологии, повышающие надежность системы. Нельзя разрушать старые социальные отношения, не создав условий для того, чтобы новые развивались прочно, устойчиво.
Взаимоотношения между федеральным центром и регионами по поводу проведения некоторой программы экономического или иного характера естественно представлять в рамках древовидной структуры управления, в которой центр находится на верхнем уровне и обладает определенным приоритетом и привилегиями, а регионы образуют нижний уровень управления.
Как должен действовать центр, чтобы добиться своей цели и успешно выполнить программу? Известно большое количество концепций оптимального принятия решений в такой ситуации, к числу которых прежде всего следует отнести: 1) равновесие и регулируемое равновесие; 2) оптимальность по Парето; 3) принцип гарантированного результата; 4) сценарии предостережений; 5) управление при неточном знании центром параметров нижнего уровня; 6) кооперативное принятие решений.
Дадим характеристику этих подходов с учетом того, что теоретико-игровой способ мышления уже является достаточно общим в социологии.
Каждый
субъект располагает
Ситуация является равновесной, если выполняется следующее условие: если все субъекты, кроме одного, придерживаются своих равновесных стратегий (тех, которые приводят к рассматриваемой ситуации), а какой-то один «уклонист» решает в одностороннем порядке изменить свою стратегию, то в получаемой новой ситуации значение целевой функции «уклониста» оказывается не больше, чем в равновесной ситуации. Таким образом, смысл концепции равновесия как принципа коллективного принятия решений состоит в том, что никому из участников не выгодно в одиночку отклоняться от равновесной стратегии.
Конечно, концепция равновесия не свободна от недостатков, к числу которых прежде всего относятся следующие:
— в конкретных обстоятельствах равновесная ситуация может не существовать;
— может быть несколько равновесных ситуаций, выигрыши участников в которых различны, и тогда не вполне понятно, какую из этих ситуаций следует предпочесть;
— может найтись ситуация неравновесная, но такая, что все субъекты в ней получают больше, чем в равновесной.
Однако, несмотря на все указанные недостатки, концепция равновесия является, пожалуй, самым распространенным подходом к принятию решений в ситуациях со многими действующими субъектами.
Древовидная структура управления, состоящая из центра и регионов, функционирует отнюдь не в вакууме, а в некоторой внешней среде. Во многих случаях в соответствия с практическим опытом естественно считать, что центр осведомлен о параметрах внешней среды (макроэкономическая ситуация, действия иностранных государств и т.п.) в большей степени, нежели регионы. Центр может делиться с регионами имеющейся у него информацией, но при этом отнюдь не обязан всегда сообщать им истинную картину; он может искажать ее в определенном направлении, руководствуясь своими интересами. Например, при экспорте природного сырья государству выгодно представлять спрос на него на внешнем рынке заниженным, чтобы регионы снизили добычу, что позволит поддерживать более высокую цену на сырье. Таким образом, передача информации регионам становится стратегическим управлением центра; такая стратегия называется информационным регулированием.
Если в результате информационного регулирования возникает равновесная ситуация, то она называется регулируемым равновесием. Задача центра заключается в получении такого регулируемого равновесия, при котором целевая функция центра принимает наибольшее значение. Регионы при этом также довольны, поскольку возникающая равновесная ситуация отвечает их представлениям об оптимальности.
Интересно, что во многих случаях искажение информации в пользу центра оказывается выгодным и регионам, т.е. значения их целевых функций в получаемой «фиктивной» ситуации равновесия также увеличиваются. Идею такого управления («ложь во благо») легко пояснить на примере с экспортом сырья: если регионы не располагают оценками внешнего спроса, то каждый из них стремится добыть побольше сырья, вследствие чего суммарная добыча растет, а с ней снижается и цена на сырье. Занижение же внешнего спроса центром (если, конечно, регионы верят этой оценке) позволяет сохранить цену на высоком уровне, что в конечном счете оказывается более выгодным для всех участников.
Информация о работе Социальные технологии в федеральной и региональной экономической политике